|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Своим успехом SaaS в основном обязана более легкому процессу развертывания приложений, пусть и менее функциональных, чем автономные аналоги. Главным бонусом такой модели клиенты считают высокую управляемость. Отсутствие необходимости постоянного отслеживания работоспособности инфраструктуры позволяет им полностью сконцентрироваться на бизнес-функциях. При этом сам рынок еще далек от насыщения, поэтому аналитики предполагают, что в ближайшее время туда придут новые компании.
В последние годы модель SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга) стала ключевым трендом в развитии рынка ПО, и многие компании уже оценили ее плюсы. Основным преимуществом SaaS является возможность приобретения необходимых программных решений без больших капитальных затрат на построение ИТ-инфраструктуры. Это выгодно и хорошо подходит быстро развивающимся компаниям, поскольку позволяет экономить на лицензионных отчислениях и не тратить средства на покупку, обслуживание и модернизацию оборудования. Глобально в SaaS заинтересованы в первую очередь малые и средние предприятия: это даст им возможность пользоваться новейшими версиями приложений, не покупая лицензий и не нанимая дорогостоящих ИТ-специалистов, и при этом внедряя новый функционал только тогда, когда он действительно необходим.
По результатам исследования, проведенного IBM, 91% опрошенных ИТ-специалистов считают, что в следующие пять лет "облачные вычисления" станут приоритетной моделью приобретения информационных технологий по сравнению с традиционным развертыванием решений непосредственно на предприятиях.
За прошедшие несколько лет модель SaaS эволюционировала от небольших ограниченных сервисов по подписке к полноценным приложениям класса ERP. Сейчас при желании весь бизнес можно полностью перенести в "облако", арендовав у поставщиков услуг не только серверы и ИТ-инфраструктуру, но и все необходимые бизнес-приложения. В настоящее время провайдеры SaaS предлагают огромное число различных приложений, охватывающих практически все сферы бизнеса. На SaaS-рынке представлены не только традиционные CRM, HRM и системы управления контентом, но и такие специфические и требовательные к ресурсам пакеты, как GIS и даже CAD-системы.
Успех SaaS во многом связан с упрощением при использовании этой модели процесса развертывания приложений. Хотя в большинстве случаев они менее функциональны, чем их автономные аналоги, большинство пользователей не ощущают значительного уменьшения доступных функций при использовании SaaS. Безусловно, модель предполагает гораздо меньше вариантов по настройке и кастомизации приложений, что, вообще говоря, может и не всегда плохо. Во всяком случае, результаты опросов показывают, что подавляющее большинство пользователей удовлетворены качеством предоставляемых услуг и планируют продолжать, либо расширять сотрудничество со своими поставщиками.
В 2009 году рынок SaaS в мире продемонстрировал значительный рост. По данным IDC, его объем составил 13,1 млрд долл. Интерес к SaaS увеличивается с каждым годом, и к 2014 году, по прогнозам аналитиков, данный сегмент может достигнуть 40,5 млрд долл. IDC полагает, что через четыре года более трети всех приложений на рынке ПО будут предлагаться именно как SaaS, при этом решения данного типа должны занять около 15% первичного рынка ПО в денежном выражении. Расширится и география SaaS: если в прошедшем году большая часть услуг (74%) предоставлялась на территории США, то в будущем предполагается снижение доли американского сегментатб в пользу Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Оценивая мировой рынок корпоративных SaaS-приложений, Gartner констатирует рост на 14,1% - с 7,5 млрд долл. в 2009 году до 8,5 млрд долл. в 2010 году. Прогнозируется увеличение совокупного дохода от продажи SaaS с 10% в 2009 году до более 16% в 2014 году, который будет значительно опережать рост рынка ПО в целом. Эксперты Gartner связывают рост популярности SaaS, в том числе, и с тем, что модель уже не вызывает у бизнеса больших опасений в плане безопасности, времени отклика и уровня готовности. По мере того, как она становится все более зрелой, бизнес готов ее принять. В то же время развитие SaaS идет неравномерно. Наибольший рост наблюдается в сегменте офисных приложений, где в 2009 году объем продаж увеличился в четыре раза. Системы для поддержки коммуникаций и коллективной работы, наряду с CRM-решениями, продолжают оставаться самыми крупными сегментами рынка SaaS: в 2009 году на долю SaaS приходилось 4% дохода в сфере приложений для управления корпоративным контентом (ECM) и приблизительно 82% - в сегменте приложений для веб-конференций.
Тем не менее, Gartner предостерегает от попыток переоценить значимость ПО как услуги. SaaS, безусловно, будет играть очень важную, но не доминирующую роль в развитии рынка ИТ. В частности, вице-президент Gartner Дэвида Кэрли (David Cearley) отметил, что в 2009 расходы на SaaS составили немногим более 3% от всех затрат на корпоративные приложения. Организациям следует более тщательно оценивать свои потребности в программном обеспечении и внимательно подходить к выбору поставщика услуг.
По оценкам Gartner, 90% поставщиков не использует модель pay-per-use (плата за использование), хотя именно ее считают основным преимуществом SaaS. Хотя SaaS и позволяет сократить накладные расходы, а также снизить общую стоимость владения инфраструктурой, возможности таких приложений все же несколько ограничены, что может устроить далеко не всех. Кроме того, их нельзя поставить на баланс и учитывать в качестве активов. Тем не менее, Кэрли отдает должное таким преимуществам, как более быстрое развертывание и конфигурирование. В целом модель изрядно "перетряхнула" рынок, и главное – "теперь у пользователя есть выбор, какой способ приобретения ПО использовать".
Рост популярности SaaS в мире привел к тому, что многие производители ПО всерьез озаботились вопросом перехода на SaaS. В качестве примера можно привести компанию Dell, которая недавно приобрела разработчика SaaS-решений Boomi, предоставляющую услуги по развертыванию и управлению облачными приложениями на базе собственной платформы Atomsphere. Продукты компании призваны облегчить обмен данными между приложениями, работающими на стороне клиента, и облачными сервисами, такими как Salesforce.com. Это уже не первая попытка Dell закрепиться на рынке SaaS: в 2010 компания приобрела разработчиков систем хранения данных Ocarina Networks и Exanet. Также Dell хотела приобрести компанию 3Par, предоставляющую услуги хранения данных, в ситуации ценовой войны с Hewlett-Packard, которую Dell в итоге проиграла.
Для производителей ПО новые возможности несут и свои проблемы, связанные, в частности, с вопросами интеллектуальной собственности, а также с высокими требованиями к уровню сервиса и технической поддержки. Традиционным разработчикам ПО, которые также планируют продавать свои продукты по модели SaaS, необходимо иметь в виду, что в дополнение к стандартным процессам разработки приложений им придется взять на себя и вопросы организации каналов связи, обслуживания серверной инфраструктуры, масштабирования, резервного копирования данных, обеспечения информационной безопасности, защиты конфиденциальных данных пользователей и т.п. При этом все подозрения по поводу надежности предоставляемых сервисов снять вряд ли удастся.
SaaS в корне меняет суть взаимоотношений между клиентом и продавцом программного обеспечения. Поставщики SaaS-услуг берут на себя более значительные обязательства по обеспечению требуемого функционала, а клиентам необходимо тщательно контролировать объем и качество потребляемых услуг. Чтобы предотвратить неприятные ситуации, связанные с "перерасходом", SaaS-поставщики должны предлагать клиентам различные механизмы мониторинга объема поставляемых услуг.
Тем не менее, потенциальным клиентам не стоит излишне обольщаться. Аналитики предупреждают о ряде сложных моментов, которые необходимо учитывать при переходе на SaaS модель. В первую очередь, необходимо убедиться в том, что поставщиком предоставлен полный и неограниченный доступ к данным, хранящимся на его стороне. Кроме того, стоимость самого хранения данных также необходимо учитывать, ведь зачастую именно эти затраты становятся превалирующими.
Вопросы безопасности и доступности сервисов при использовании модели SaaS, хотя и продолжают волновать большинство пользователей, уже не так актуальны. Сбои среди провайдеров SaaS не исключены, но в целом уровень сервиса достаточно высок. Обеспечение информационной безопасности является также составной частью стандартов качества поставщиков SaaS-услуг, поэтому ее уровень в подобных системах зачастую выше корпоративных стандартов. Кроме того, многие поставщики имеют сертификаты, соответствующие международным стандартам в области информационной безопасности (например, ISO/IEC 27001:2005). Их клиентам проще чувствовать себя спокойно в отношении безопасности предоставляемых услуг.
Основным же бонусом SaaS большинство ИТ-менеджеров считает более высокую управляемость таких приложений. Отсутствие необходимости постоянного отслеживания работоспособности инфраструктуры позволяет ИТ-специалистам компании полностью сконцентрироваться на бизнес-функциях приложений, что в свою очередь, значительно повышает эффективность работы.
Немалую роль в развитии SaaS сыграл экономический кризис, благодаря которому большинство клиентов обеспокоились вопросом снижения затрат на ИКТ. В своих предыдущих исследованиях аналитики Gartner отмечали тот факт, что SaaS действительно дешевле, но только в краткосрочной перспективе. На более продолжительных промежутках времени (более 5 лет) общая стоимость владения SaaS-приложениями может превысить стоимость аналогичных приложений, устанавливаемых локально. Для критических приложений также очень важную роль играет реальная возможность поставщика SaaS обеспечить требуемую доступность сервиса.
Поставщикам SaaS пока не удается полностью переломить ситуацию с доверием к модели "по требованию". Многие компании, в особенности крупные, уверены в собственном ИТ-персонале, и на это у них есть основания: оказывать услуги SaaS на должном уровне большому числу различных клиентов – задача крайне непростая и под силу довольно небольшому числу провайдеров, имеющих все необходимые ресурсы и значительный опыт работы.
Успех SaaS в мире был в основном обеспечен большой долей подобных приложений в сфере управления контентом, коммуникациями и взаимоотношениями с клиентами. Сможет ли данная модель с таким же успехом распространиться на другие сферы – пока под вопросом. Для "традиционных" вендоров ПО это своего рода повод задуматься о том, стоит ли им вообще заходить на довольно рискованный рынок SaaS над тем, есть ли реальная необходимость заходить на довольно рискованный рынок SaaS, учитывая свои реальные компетенции в данной сфере. По мнению аналитиков, в данном случае более продуктивной стала бы попытка развития традиционной автономной модели поставок ПО посредством применения более гибкой политики ценообразования, разнообразных форм лицензирования и предложения расширенной технической поддержки.
Несмотря на все вышесказанное, наметившийся тренд по переходу "в облака", по всей видимости, уже не переломить. Тот факт, что многие ведущие вендоры (Oracle, SAP, CA, Microsoft) уже выпустили распространяемые по подписке решения, – явное тому подтверждение. И не мудрено - ведь многие поставщики SaaS-услуг в период кризиса рапортуют о 20%, 30% и 50% ростах выручки, в то время как продажи лицензий автономного ПО падают.
Многие традиционные сферы, такие как BI (Business Intelligent – бизнес-аналитика) начинают более активно перемещаться в сторону "облачной" обработки данных: все увеличивающаяся сложность расчетов требует постоянного наращивания вычислительных мощностей, которые уже неэффективно держать "у себя дома", а проще закупать у провайдеров "облачных" услуг. В данном сегменте IDC прогнозирует трехкратный рост, хотя в денежном выражении рынок пока будет оставаться скромным по объему. Все более активное использование SaaS в других сферах, таких как CRM, также сказывается на внедрениях SaaS в бизнес-аналитике. Чем больше данных хранятся в облаке, тем более оправданным будет переход на облачные сервисы и в BI.
На рынке SaaS все еще остается достаточно "места", поэтому стоит ожидать и появления здесь новых стартапов с оригинальными сервисами, и выхода известных разработчиков ПО с адаптированными под модель SaaS продуктами, и активизации реселлеров, которые могут хорошо зарабатывать на продажах высоко маржинальных сервисных услуг. А все более широкое распространение высокоскоростного доступа в интернет будет только способствовать дальнейшему развитию рынка SaaS.
Максим Никитин