|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
За вывеской облачных вычислений в большинстве случаев скрываются старые технологии, но новые маркетинговые подходы позволили сделать их проще и доступнее для пользователей. Тем не менее, в России распространению облаков сильно мешает неразвитая инфраструктура, и, несмотря на головокружительные прогнозы роста "облачного" рынка в перспективе пяти лет, сегодня его объемы остаются незначительными, а серьезные коммерческие предложения – немногочисленными.
Облачные вычисления – первая успешная попытка коммерциализировать высказанную еще в 1960-е годы идею о том, что вычислительные возможности когда-то будут оплачиваться потребителями по той же схеме, что и коммунальные услуги (отсюда английский термин utility computing, не переводимый на русский язык из-за ассоциаций, которые вызывает у наших соотечественников выражение "коммунальные вычисления"). Но лишь в последние несколько лет эта идея стала одним из мощных факторов, влияющих на развитие ИТ-индустрии.
Скажем честно: король облачных вычислений еще не успел одеться. Если не упоминать признанных лидеров рынка (таких, как Amazon и Google), то веб-сайты "облачных" провайдеров сегодня заполнены массой сомнительных предложений, в отношении которых трудно ответить на базовые вопросы: "зачем это нужно?" и "кто за это готов платить?"
Отсутствие четкого понимания бизнес-составляющей облачных вычислений не только у покупателей, но и у поставщиков – одна из основных причин, объясняющих недоверие и неготовность к восприятию облачных вычислений. Кроме того, далеко не все игроки рынка воспринимают облачные вычисления с одинаковым одобрением. Так, CEO Oracle Ларри Эллисон (Larry Ellison) еще в 2008 году отказывался признавать в концепции облачных вычислений что-либо кроме маркетинговой моды. Однако неприятие концептуальной ценности облаков не мешает Ларри Эллисону следовать этой моде и предлагать соответствующие решения: "Мы будем предлагать новые продукты в сфере облачных вычислений – я не собираюсь с этим бороться. Но я не понимаю, что изменится в нашей работе из-за облачных вычислений", – заявил глава Oracle. Действительно, сейчас на сайте Oracle можно найти пакет "облачных" предложений, который, главным образом, представляет собой старый, но по-новому оформленный набор предложений On Demand, предоставляемых на условиях коммерческой подписки.
Но Oracle – это компания с совершенно безоблачным настоящим, традиционная стратегия которой позволяет уверенно вести бизнес в гору. Дела у Oracle идут слишком благополучно, чтобы компания нуждалась в новых концепциях. Менее успешные ИТ-компании и многочисленные стартапы восприняли облачные вычисления с гораздо большей готовностью. Вера в облачные вычисления стала всеобщей (чего нельзя было сказать о предшествующей по времени концепции ASP), и поэтому не нуждается в дополнительном обосновании. А когда вся индустрия верит в одну концепцию и работает во имя одной революции, следует ожидать, что со временем эта революция произойдет и действительно изменит облик самой индустрии.
Сегодня это уже начинает происходить. Компании испытывают меньше опасений, принимая решение об аренде вычислительных мощностей или помесячной оплате веб-системы от стороннего поставщика для организации корпоративной интранет-системы. Ларри Эллисон прав: сами по себе предложения о сдаче вычислительных мощностей в аренду или о доступе к веб-услугам за деньги имеют более чем десятилетнюю историю. Но мода на облачные вычисления сделала такие предложения более массовыми, понятными для пользователей, привлекательными по функциональности и доступными по цене.
Россия – страна с большой географической протяженностью и очень неравномерным распределением компетентных специалистов. Одного этого факта было бы достаточно для успеха облачной революции в России. Если в Москве, Петербурге и Новосибирске проблема поиска квалифицированных кадров, может, остро и не стоит, то во многих российских регионах она носит неразрешимый характер. Воспользовавшись облаками, органы власти субъектов РФ, муниципалитеты, а также множество местных компаний и региональных офисов смогли бы, наконец, вздохнуть с облегчением и получить доступ к качественным современным ИТ-системам на приемлемых условиях. Столичные компании, в свою очередь, получили бы новые долгосрочные заказы, и в выигрыше бы остались все.
Так, в российских муниципалитетах растет интерес к коммерческим услугам по аренде полнофункциональных муниципальных веб-сайтов, совместимых с требованиями действующего законодательства. Но такие облачные предложения слишком мало отличаются от традиционного веб-хостинга – для того, чтобы муниципалитеты всерьез заинтересовались "облачным" документооборотом или системой кадастрового учета, нужен, в первую очередь, надежный скоростной интернет-канал.
Несмотря на то, что, по сведениям "Яндекс", за последний год интернет-проникновение в России увеличилось более чем на 20%, а средняя скорость интернет-подключения в крупных городах повысилась до 1100 Кбит/с, в целом интернет-инфраструктура в России остается недостаточно качественной для серьезных облачных проектов федерального масштаба. Эту проблему хорошо описывает эксперт отрасли Михаил Козлов : "Каналы связи в большинстве регионов страны характеризуются отсутствием SLA по качеству предоставляемого сервиса (QoS), что особенно относится к последним милям. Что толку от того, что ваш основной трафик идет по магистрали с гарантированным QoS, если конечные условия подключены к ней через местного оператора, даже не слышавшего о такой проблеме?"
Эта проблема хорошо осознана участниками рынка, заинтересованными в продвижении облачных вычислений. Как показал круглый стол CNews "ЦОД в России: от количества к качеству, российские операторы связи и системные интеграторы не сидят "сложа руки" и надеются в ближайшее время решить проблему нехватки мощностей каналов связи и ЦОД, ключевую для развития рынка облачных вычислений.
По оценкам ряда CIO российских компаний, для созревания российскому рынку облачных вычислений потребуется примерно 4 года – за это время будет в полной мере готова инфраструктура и изменится психология заказчиков, до сих пор относящихся к облачным вычислениям со смешанным чувством настороженности и непонимания.
Страх перед "облаками" среди крупных российских компаний не является всеобщим. Так, по словам операционного директора по ИТ компании "М.Видео" Игоря Веселова, перевод в 2009-2010 году части ИТ-функций, связанных с хранением данных, на стороннюю площадку позволил его компании добиться "реальной экономии".
Кирилл Дубчак из ГК "Виктория" говорит, что его компания не имеет никаких принципиальных возражений против "облачных вычислений", но пока не думала сколько-нибудь серьезно о проектах в этой области: "Нужно смотреть на надежность, на степень значимости бизнес-процессов, которые переносятся в "облако"", – комментирует Кирилл Дубчак.
Но, несмотря на трудности использования облачных вычислений в федеральных масштабах, в России уже существует несколько поставщиков коммерческих решений, которые предлагают востребованные облачные решения, основанные на понятной бизнес-модели.
Один из наиболее известных примеров реальных облачных приложений в России – СКБ "Контур", 85% миллионной клиентской базы которого пользуются системой "Контур-Экстерн", позволяющей сдавать отчетность в контролирующие органы через интернет. Характерно, что на сайте "Контур-экстерн" трудно найти хоть одно упоминание об "облачности" этого предложения.
Другое интересное предложение российского "облачного" рынка – созданная компанией "Логнекс система складского учета "Мой склад", которая сегодня (по данным разработчика) обслуживает более 200 компаний. Коммерческая подписка на "Мой склад" стоит от 600 до 2000 руб. Существует также базовая бесплатная версия, однако в ней отсутствует функция импорта и экспорта в XLS.
Значительный интерес представляет коммерческую модель по распространению антивируса через интернет-провайдеров, освоенная Dr. Web, однако, в отличие от большинства российских "облачных" сервисов, Dr. Web AV-Desk скорее представляет собой оригинальный метод дистрибуции коммерческого антивируса Dr. Web.
Российский рынок облачных вычислений*
* Ожидается, что в 2014 году объем рынка составит 161,5 млн долл.
Источник: IDC, 2010
Вообще, сектор SaaS (ПО как услуга), к которому относится и предложение от СКБ "Контур", с большим отрывом обгоняет все другие направления облачных вычислений в России. По оценке IDC, в 2009 году общий объем рынка достиг 4,8 млн долл. (капля в море на фоне глобального рынка, объем которого, по данным той же компании, в 2009 году составил 7,9 млрд долл. только для серверных облачных предложений), и 94% приходится именно на арендуемые приложения. При этом большая часть рынка, по мнению IDC, приходится на продукты Microsoft, распространяемые через партнерскую сеть. Что же касается предложений IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга), то их доля на российском рынке остается незначительной.
Другое направление облачных вычислений, готовое сегодня к промышленной эксплуатации – это решения с использованием технологий виртуализации, чаще всего используемые в подконтрольных организации частных (private) облачных средах. Крупные компании могут выиграть, переведя рабочие места своих сотрудников на тонкие клиенты: это не только позволяет сократить затраты, связанные с поддержкой компьютерного парка организации, но и сократить расходы на электричество: тонкие клиенты потребляют в 10 раз меньше энергии, чем полноразмерные ПК.
Другое распространенное применение облачных вычислений на базе виртуализации – разработка и тестирование, когда штатные разработчики компании могут в любое время получить необходимый объем серверных мощностей, минуя затяжную процедуру заказа дополнительных физических серверов.
Так, по словам Алексея Широких, вице-президента "Газпромбанка", в следующем году его организация планирует запустить первые частные облачные системы – как раз для разработки/тестирования и для организации виртуализированных рабочих мест.
Планы "Газпромбанка" идут в русле глобальных тенденций развития облачных вычислений: отрасль растет преимущественно именно за счет частных облаков – и по уже упоминавшемуся прогнозу IDC, в 2014 году рынок частных облачных серверов составит 11,8 млрд долл. против всего лишь 718 млн долл., которые придутся на публичные облачные сервера. Парадоксально, но Amazon, Salesforce.com и другие хрестоматийные примеры коммерческого успеха облачных вычислений в обозримой перспективе будут занимать менее 10% и, по сути, останутся маргиналами нового рынка.
Егор Гребнев
Андрей Тамбовский: На мой взгляд, среди актуальных трендов следует отметить "облачные" вычисления и отдельные приложения, которые не могут существовать без "облака". Для нас как для поставщиков решений для ЦОД актуальной темой является идеология Elastic Cloud. Она заключается не просто в устранении неизбежности возрастания нагрузки вследствие роста количества задач, но и в снижении уровня вовлеченности ресурсов в те моменты, когда большая нагрузка не требуется. Технология Elastic Cloud предусматривает самостоятельное отключение невостребованных мощностей (серверов) при снижении нагрузки и подключение при ее возрастании.
Можно, конечно, много говорить о том, что "облака" – это здорово, что это "наше все". Но мы никуда не сможем продвинуться, если к этим "облакам" не будет доступа, не будет каналов связи. Тем не менее, сегодня мы являемся свидетелями начала грандиозных изменений, когда применение "облачных" технологий в массовом масштабе изменит не только привычный бизнес-ландшафт, но и саму модель потребления ИТ-услуг в России.