|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Симптоматично, что в оценке ключевых трендов 2010 года участники рынка коммерческих дата-центров, а также государство оказались единодушны: значит, итоги и тенденции, действительно, существенные и общие - важные для всех. Рынок вступил в зрелую фазу развития и стоит на пороге глубокой и принципиальной перестройки. Посткризисная инерция завершается, восстанавливающий докризисный объем сектор вступает в новую эру, где будут царствовать иные технологии и модели поставки услуг - виртуализация и бизнес-модель "облачные вычисления".
Редкие провайдеры услуг ЦОД в 2010 году смогли рассказать о своих финансовых показателях: никому не хотелось заявлять о трудностях со сбытом услуг и продуктов. Однако восстановление спроса на услуги дата-центров очевидно - рынок на конец 2010 года демонстрирует устойчивость. В конце 2010 года затишье в секторе коммерческих площадок, где спрос в начале года падал, сменилось вводом целого ряда новых мощностей. В частности, презентовали самарский ЦОД "Мегафона", "Оверсан" ввел в строй вторую коммерческую площадку "Оверсан-Луна" и т.д.
В новом 2011 году компании продолжат вводить в эксплуатацию мощности, запуск которых был отложен во время кризиса. Это связано с тем, что игроки ощутили восстановление спроса на стандартные услуги аутсорсинга ИТ-инфраструктуры. Бросается в глаза и другая явная тенденция: на фоне ввода новых мощностей из года в год увеличиваются и объемы новых дата-центров. Сейчас закладываются площадки с объемом от 500 до 1200 стоек. Эта тенденция диктуется как экономикой, так и зрелостью процессов на рынке, ее подтверждаюет и заявления наиболее активных игроков.
Любопытно, что дата-центры растут не только в объеме: современные площадки тяготеют к объединению в рамках разветвленной, географически разнесенной сети. Причина этого явления проста: единственная площадка уже не в состоянии обеспечить значительных конкурентных преимуществ, поэтому владельцы и арендаторы укрупняют работающие площадки, строят новые и связывают их общей опорной сетью для разработки на базе этой сети абсолютно иного класса услуг: от разнесения оборудования по двум различным площадкам и построения отказоустойчивой платформы до реализации на базе сети площадок элементов или полномасштабного Disastery Recovery Plan.
Важные сдвиги наблюдаются и в кадровой политике дата-центров: растут компетенции руководителей, которые перестают быть только технологическими лидерами. В новой ситуации от менеджмента требуется умение предвидеть развитие рынка, оценивать и внедрять новые технологии. Приобретают особую цену такие ключевые компетенции, как способность генерировать новые услуги, - компетенция, подразумевающая готовность быть пионером на рынке и первое время заниматься евангелизмом, по-сути, бесплатным консалтингом в области новых технологий.
"Еще одна позитивная новость российского рынка дата-центров, напрямую связанная с ростом компетенций менеджмента: положен старт проектирования дата-центров в соответствии с западным стандартом Института Uptime, - говорит Яков Равшанов, руководитель службы эксплуатации группы компаний "Оверсан". - Этот стандарт, что естественно, игнорирует российскую специфику, поэтому площадки в России всегда проектировались и строились с учетом западных требований, но с оглядкой на российскую реальность. Учитывались и дефицит энергии, и плотность застройки двух столиц, и качество связности в России. В итоге эта практика полностью оправдала себя: за десятилетие с оглядкой на стандарты Uptime рынок прошел путь от TIER 1 к TIER 3, - путь, который запад проходил десятилетиями".
Зачем же тогда сертифицироваться официально и строить под западный стандарт (иначе сертификацию не пройти)? Прецеденты проектирования и сертификации в соответствии с западным стандартом означают еще один шаг вперед: рынок аутсорсинга ИТ-инфраструктуры в России взрослеет, появление официально сертифицированных площадок ужесточит конкуренцию, в итоге выиграет потребитель: повыситься качество обслуживания, расширится продуктовая линейка.
На повышение качества сервисов дата-центров начинают позитивно влиять и новые технологии и подходы, обеспечивающие площадкам снижение ТСО. Российские компании с интересом изучают устройство систем free cooling (которые учитывают температурные режимы вне площадки и могут охладить стойку за счет холодного воздуха с улицы). Вводится в российскую практику и коэффициент PUE, оценивающий эффективность расходования энергии конкретной площадкой. Эти и многие другие "пассивные" (постпроектные) технологии, которые будут активно формировать рынок в ближайшие 5 лет, позволят значительно повысить качество сервисов и, что очень важно, снизить их себестоимость, то есть, высвободить те самые средства, которые необходимы компаниям сегодня для внедрения новых технологий.
В 2010 году заказчики услуг ИТ-аутсорсинга сокращали расходы, разбивали проекты на этапы, пытались выстраивать гибкие краткосрочные модели развития своих ИТ с учетов рисков, сбоев в работе поставщика, возможности миграции ресурсов с одних платформ на другие. Эта всеобъемлющая тенденция к формированию "эластичной" и, вместе с тем, экономичной ИТ-инфраструктуры диктует абсолютно новые условия рынку российских коммерческих дата-центров. Площадки стремительно теряют конкурентноспособность, развивая бизнес по старой модели - за счет поставки только немасштабируемых, ограниченных возможностями оборудования, сервисов. И эта борьба за заказчика, готового к использованию облаков и виртуализации, продолжится в новом году с новой силой, в уходящем году мы наблюдали только самое начало грядущей схватки. Ведь ни для кого не секрет, что рынок традиционных серисов дата-центров избыточен, и конкурировать здесь уже неинтересно, невыгодно. Тем более, что услуги виртуализации гораздо более прибыльные, чем предоставление стоек или серверов в аренду. Именно поэтому в новом году и интересы заказчиков, и финансы поставщиков начнут активно мигрировать в облака.
О важности и необходимости облаков в российских ИКТ именно в 2010 году впервые громогласно и не единожды заявило российское правительство: на CNews форуме заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух представил концепцию Национальной облачной платформы, эффективное внедрение и использование облаков для реализации стратегических государственных проектов, а также о собственных планах правительства по разработке облачных сервисов на базе собственной сети дата-центров заявил и Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.
Для поставщиков услуг аутсорсинга ИТ-инфраструктуры "облачный" 2010 стал годом старта: компаниям необходимо было провести посткризисный аудит своего инфраструктурного "капитала", изучить информацию о новых технологиях, опробовать их в действии, начать наращивать свои компетенции в этой области, попутно не теряя рынка традиционных услуг дата-центров (размещение и аренда оборудования). В итоге в новом 2011 году продолжится ввод новых мощностей, запланированный еще до кризиса, однако эти стратегические инвестиционные планы в новом 2011 году неизбежно будут учитывать динамику конкурентов и роста спроса на облачные услуги - иначе дата-центр останется в хвосте отрасли, в сегменте самых дешевых и низкомаржинальных услуг.
Фактически 2010 год стал и годом первых российских опытов в области "облачных вычислений". В России было объявлено о первом опыте внедрения в инфраструктуру дата-центра продукта Vblock от EMC, Cisco и VMware, решение позиционируется как hosted solution (для провайдеров облачных услуг), однако должно быть доступно и крупным корпоративным заказчикам для построения своей инфраструктуры.
Объявили о себе как об "облачных дата-центрах" сразу несколько коммерческих площадок, среди которых были и западные игроки (Tieto), и столичные российские (московский "Оверсан"), и даже провинциальные (новый дата-центр в Твери, стартующий на рынке в декабре уходящего года с поставки облачного программного обеспечения (SaaS, ПО как сервис). Для заказчиков услуг этих и других дата-центров всегда важны степень готовности таких услуг, их проверенность рынком, поэтому в новом году от площадок, назвавших себя "облачными", будут ожидать реальных историй успеха, практики работы компаний облаке, отзывов пользователей.
Летом 2010 года аннонсировала успешные испытания дата-центра "облачного" типа компания Stack Group. По данным разработчиков этого инфраструктурного решения, оно обладает высокой адаптивностью и энергоэффективностью (PUE 1,02 ), позволяя при этом создать оптимальную среду для реализации облачных вычислений благодаря высокой вычислительной плотности, надежности и скорости сетевых подключений.
Пока по числу пользователей своего публичного инфраструктурного облака, базирующегося на сети дата-центров "Оверсан-Меркурий" и "Оверсан-Луна", лидирует группа компаний "Оверсан" - в ее облаке работает более 200 проектов рунета, недавно здесь были развернуты сайты известной медицинской сети "Он-Клиник", народного голосования "Премии рунета", (впервые за 6 лет работы премии сайт не упал во время голосования благодаря масштабированию, которое в облаке Оверсана производится без перерыва в работе сайта), промо-акции Lipton "нарисуй свою кружку" (оригинальная акция на сайте - inspiration.ru обеспечила волнообразный приток огромного числа посетителей, ни одна из традиционных инфраструктурных площадок не была в состоянии выдержать такую нагрузку без заметного для всех простоя, в итоге сайт за 1 рабочий день перенесли в облако, где он работает без сбоев, при этом заказчик сократил свои расходы на инфраструктуру в 5 раз).
Речь сейчас идет об историях успеха веб-проектов интернет-компаний и компаний реального сектора, и это закономерно. Уже сегодня в публичном облаке работают компании, которые активно развиваются в Сети. Именно у них наиболее высоки компетенции в новых ИКТ и интернет-технологиях, эти игроки наиболее гибки и подвижны, обладают более эластичными ИТ-инфраструктурами, они морально готовы перенести некритичные к ИБ ресурсы и проекты в публичную вычислительную среду.
Реальный сектор, имеющий разветвленную масштабную ИТ-инфраструктуру, для которого принципиально важна безопасность ресурсов, использует софтверные решения по виртуализации для создания на базе собственных и арендуемых дата-центров закрытых от внешнего мира, так называемых частных облаков. В России сформирован пул поставщиков, занявших значительную долю этого рынка, лидирующей программной платформой для частных облаков до настоящего времени являются продукты Vmware. "Небывалый рост продаж в России, который в этом год зафиксировала VMware, свидетельствует о том, что заказчики все активнее осознают финансовые и организационные преимущества, предоставляемые им виртуализацией и "облачными" вычислениями. В их числе: непревзойденная операционная эффективность и быстрота реакции на запросы бизнеса, гарантия непрерывности важнейших бизнес-процессов, обеспечение гибкости ИТ, сокращение операционных издержек и многое другое, - комментирует Антон Антич, региональный менеджер VMware в России и СНГ. - В ближайшие годы многие наши клиенты завершат серверную виртуализацию и перейдут к принципиально новой модели производства и потребления ИТ, именуемой "ИТ как услуга", на базе внутренних и гибридных "облаков". Уже сейчас компании создают внутренние виртуальные среды с прицелом на использование "облачных" ресурсов внешних провайдеров. Уверен, что совсем скоро российские заказчики, вне зависимости от размера или географии их бизнеса, смогут пользоваться возможностями безопасных, эффективных и высокопроизводительных "облаков".
По прогнозам "Оверсана", в первую очередь в облака государство и компании перенесут настольные программы, электронную почту, средства совместной работы и системы управления ресурсами предприятия (ERP). При этом публичное облако сыграет роль связующего звена между государственными и корпоративными ИКТ и современными технологиями: облако интегрировано с лучшими программными продуктами мировых лидеров индустрии виртуализации - американскими пропиетарными VMware и Microsoft, а также разработками на базе open source Xen с открытым исходным кодом - и обеспечивает максимальное быстрое и экономически эффективное развертывание в облаке как отдельных проектов, так и распределенных ИТ-инфраструктур.
"В России корпоративный рынок уже процентов на 80-90% занят продуктами VMware и Microsoft, поэтому в корпоративном секторе "Оверсан" будет выступать только как интегратор а не поставщик ПО, - подчеркивает Дмитрий Лоханский, генеральный директор группы компаний "Оверсан". - В госсекторе будет иная ситуация, здесь мы будем выступать уже в обеих своих ипостасях: как поставщик ПО и интегратор".
Валерия Салько
CNews: Какие тенденции будут наблюдаться на российском рынке ИТ-услуг в ближайшие год-два, по вашим прогнозам? Какие факторы будут определять развитие этого рынка?
Андрей Тамбовский: На мой взгляд, среди актуальных трендов следует отметить "облачные" вычисления и отдельные приложения, которые не могут существовать без "облака". Для нас как для поставщиков решений для ЦОД актуальной темой является идеология Elastic Cloud. Она заключается не просто в устранении неизбежности возрастания нагрузки вследствие роста количества задач, но и в снижении уровня вовлеченности ресурсов в те моменты, когда большая нагрузка не требуется. Технология Elastic Cloud предусматривает самостоятельное отключение невостребованных мощностей (серверов) при снижении нагрузки и подключение при ее возрастании.