|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ-услуги со стороны российского финансового сектора в посткризисной экономической ситуации? Насколько она отличается от докризисной?
Алексей Поддубный: В большинстве банков 2010 г. прошел под знаком оптимизации затрат и сбора просроченной задолженности. Но в этом году также наметилось оживление потребительского спроса, в том числе, и на банковские услуги.
При этом уроки из кризиса извлекают все – многие клиенты, оказавшись в 2009 г. в затруднительном положении, теперь более ответственно относятся к принятию финансовых обязательств (возможно, уже не будет такого кредитного бума, как до кризиса), банки также стремятся более эффективно контролировать принимаемые на себя кредитные риски. Еще один тренд – это усиление банков с государственным участием. В итоге, несмотря на оживление спроса, рынок банковских услуг становится более конкурентным, предоставляет все меньше «легких» возможностей для зарабатывания денег. В сложившихся условиях многим приходится уточнять свои стратегические приоритеты и бизнес-модели для дальнейшего развития, и наш банк - не исключение.
Сам факт оживления бизнеса уже формирует в банковской ИТ-сфере ожидания по увеличению бизнес-инициатив, перераспределению проектов из чисто инфраструктурной и оптимизационной сферы в область внедрения новых решений для бизнеса. Но вопросы повышения эффективности и контроля над расходами и рисками будут по-прежнему актуальными. Это, с одной стороны, оказывает определенное давление на стоимость предлагаемых ИТ-услуг, с другой - формирует спрос на специфичные ИТ-решения в области бюджетирования, управления кредитными, операционными и информационными рисками.
Значительное влияние на формирование спроса на ИТ-услуги будут оказывать требования регулирующих органов – как связанные с информационной безопасностью (например, требования ФЗ 152 или Стандарта Банка России), так дополнительные, направленные на повышение контроля за рисками в банковской сфере.
CNews: Насколько востребован ИТ-аутсорсинг в банках в настоящее время – из вашей практики?
Алексей Поддубный: Вполне востребован. Критерии использования ИТ-аутсорсинга для нашего банка практически не изменились с докризисных времен. В основе критериев выбора между внешними и внутренними ресурсами лежит соотношение скорости получения результата и его стоимости. Сегодня мы не рассматриваем варианты использования иностранного аутсорсинга, мы работаем на том же рынке трудовых ресурсов, что и российские ИТ-компании. Фактически это означает, что стоимость внешних ресурсов для нас, как правило, в 2-3 раза выше стоимости внутренних ресурсов (полную стоимость человеко-дней штатных сотрудников мы считать умеем).
Но даже при такой разнице в стоимости аутсорсинг может быть вполне оправданным в случаях, когда требуются люди уникальных специализаций (которых нет в нашем штате), либо когда требуется привлечение ресурсов на временной основе (сроком до года), например, для реализации одного проекта. Также аутсорсинг целесообразен, когда проект необходимо запустить как можно скорее, и нет времени на формирование достаточной компетенции на стороне банка. При этом необходимое количество сотрудников нужной квалификации можно набирать в штат параллельно, постепенно замещая внешние ресурсы внутренними.
У нас есть достаточно большой опыт аутсорсинга в области разработки программного обеспечения и реализации проектов - как в модели Time & Material, так и в модели Fixed Price. Мы намерены и дальше работать с внешними подрядчиками в тех случаях, когда для нас такой подход оправдан и целесообразен. Неизменным для нас остается одно правило: знания и компетенции в жизненно важных для банка областях, по ключевым информационным системам и бизнес-технологиям должны быть сформированы и сохранены на стороне банка. Несоблюдение данного правила – верный путь к попаданию в серьезную технологическую и финансовую зависимость от внешних компаний.
CNews: Как бы охарактеризовали специфику консалтинговых проектов в финансовом сегменте? Каковы их основные сложности, на ваш взгляд?
Алексей Поддубный: Ни для кого не секрет, что финансовый сектор является одним из наиболее ИТ-зависимых сегментов экономики. Могу предположить, что в телекоммуникационных компаниях, компаниях-интеграторах и прочих организациях, для которых ИТ является ключевым бизнесом, проблемы информационных технологий внутри самой организации гораздо ближе и понятнее руководству. В других же областях (особенно в реальном секторе экономики) зависимость бизнеса от ИТ не так сильна. И именно в финансовом секторе можно увидеть уникальный симбиоз бизнеса и ИТ. Сильная зависимость от информационных технологий в сочетании с «чужеродностью» и «непонятностью» для бизнес-заказчика предметной области всегда будут благодатной почвой для консультантов и посредников, помогающих бизнесу лучше управлять ИТ. «Обратное» взаимодействие также работает – консультантам порой проще донести рожденные внутри технологические идеи до бизнеса, им помогает независимый статус и много правильных слов типа best practice, «наше экспертное мнение» и т.д.
Для ИТ-консалтинга в финансовой сфере есть доходчивый и понятный заказчику язык – язык финансов. Очень непросто бывает какую-то технологическую проблему или набор очевидных технических аргументов перевести в деньги. Но если это удается – то взаимопонимания с руководством возникает гораздо больше, чем в случаях, когда результатом являются какие-то выявленные ИТ-риски, сложные и непонятные архитектурные схемы и т.п.
В части консалтинговых проектов по финансовой эффективности ИТ хотелось бы отметить особо проблему закрытости информации об ИТ в российских финансовых организациях, отсутствие публичных данных, бенчмарков, исследований. У «глобальных» консультантов несложно добыть такую информацию по американским и европейским организациям, а вот практика подобных расчетов по России фактически отсутствует, хотя существуют вполне обкатанные методики. В лучшем случае можно найти показатели по штатной численности ИТ в различных банках, но для полноценного анализа и серьезных выводов этой информации явно недостаточно. Так что, пользуясь случаем, хотелось бы призвать ИТ-консультантов и коллег из других банков к открытости. Уверен, результаты подобных исследований многим из нас помогли бы осознать собственные сильные и слабые стороны, а также лучше обосновывать бизнесу финансовую стратегию развития ИТ.
CNews: В какой степени вы используете ITSM, каковы ваши планы по расширению возможностей использования такой методологии?
Алексей Поддубный: Методология ITSM является одной из фундаментальных основ построения ИТ в нашем банке, особенно в части организации работы по эксплуатации и поддержке информационных систем. Первая версия каталога ИТ-сервисов была разработана нами еще года три-четыре назад. Сейчас согласование и пересмотр SLA с заказчиками, регулярная отчетность по предоставленным сервисам уже прочно вошли в жизнь банка. В настоящее время мы полным ходом движемся к расчету стоимости предоставляемых заказчикам ИТ-услуг. Уже с начала 2010 г. мы выставляем ежеквартальные счета, непрерывно уточняем нашу методику аллокации расходов. Признаюсь честно, эффект оказался крайне положительным как для ИТ, так и для бизнеса. Немало денег сэкономлено в бюджете следующего года только за счет выявления заказчиков сервиса и осознания заказчиками его стоимости.
В целом, ITSM для нас не догма, а всего лишь один из элементов академических знаний - наравне с другими не менее уважаемыми методиками (COBIT, CMMI, PMI PMBOK и прочими знаниями). Наш секрет успешных внедрений передовых подходов – не слепое следование, а адаптация под жизненные потребности конкретно нашего банка и наших ИТ. Разумеется, всех руководителей ИТ (таких разных, с разной спецификой и приоритетами) невозможно «втиснуть» в рамки унифицированной процессной модели, но за сами подходы авторам упомянутых методик огромное спасибо.
Хочется поделиться еще одним наблюдением. Область информационных технологий является местом зарождения многих интересных идей в сфере организации и управления в целом. Многие наши заказчики, участвуя в некоторых ИТ-процессах или знакомясь с внедренными в ИТ механизмами управления, часто находят ответы и на внутренние вопросы, иногда даже просто перенося наши управленческие решения на свои бизнес-процессы (например, на взаимоотношения между бэк-офисом и фронт-офисом).
CNews: Какие проекты с существенной сервисной составляющей вы могли бы отметить в числе ключевых – из числа реализованных вами в течение последнего года?
Алексей Поддубный: Сложно выделить что-то одно, наиболее важное. Для нас любой бизнес-проект по внедрению новой системы – это проект с сервисной составляющей. Систему мало внедрить и запустить в промышленную эксплуатацию. Необходимо договориться с заказчиком о параметрах ее обслуживания и восстановления в случае чрезвычайных ситуаций, о скорости реакции на инциденты и т.д.
Но, пожалуй, наиболее значимым изменением уходящего года я бы назвал внедрение методики аллокации расходов, в основе которой лежит расчет стоимости сервисов. Пусть эта работа велась не совсем в проектном режиме, но цель ее была обозначена в начале года, есть результат, и это для нас действительно грандиозный шаг вперед.
CNews: Спасибо.