|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
Виталий Лащенов,
ведущий ITSM-консультант «Инлайн Груп»
CNews: Какие изменения вы наблюдаете на российском рынке ИТ-услуг в контексте глобальных перемен в экономической ситуации?
Виталий Лащенов: Экономические катаклизмы сильно отразились на уровне потребления ИТ-услуг. Количество ИТ-проектов резко уменьшилось. Некоторые компании закрыли уже начатые консалтинговые проекты. У нас есть пример, когда компания, на 60% реализовавшая консалтинговый проект, объявила о его прекращении. ИТ-директор извинился, но он вынужден был отказаться от этого проекта, объяснив ситуацию резким сокращением ИТ-бюджета в текущих экономических условиях. Многие заказчики стали искать более дешевые и простые ИТ-решения для своих задач.
А когда экономическая ситуация стала более стабильной, и к бизнесу пришло понимание того, что «нельзя резать ИТ по-живому», основной вектор переместился на поддержку существующего бизнеса и сокращение затрат на эту поддержку. Компании стали делать акцент на управлении рисками и на управлении ИТ-активами. На Западе управление ИТ-активами ведется давно, и заказчики получают от этого явные преимущества.
CNews: Как вы оцениваете спрос российских заказчиков на управление ИТ-активами (в том числе – и силами внешних поставщиков)?
Андрей Боганов: В кризис бизнес-руководство стало требовать сокращения бюджетов. Основное требование владельцев бизнеса к ИТ-директорам, звучало так: «Покажите, за что бизнес платит вам деньги и докажите, что эти средства потрачены не зря». Многие ИТ-департаменты терялись и не могли обосновать свои расходы. Причем не оттого, что бюджеты распределялись нецелевым образом, а потому, что у CIO не было доказательств и статистики ИТ-затрат. Помочь грамотно посчитать, на что тратятся деньги и обосновать эти затраты перед бизнесом позволяет методология управления ИТ-активами.
Виталий Лащенов: Еще год назад продвигать на рынок тему управления ИТ-активами было сложно. Не только заказчики – интеграторы не знали, что это такое. Сейчас интеграторы начали в этих решениях разбираться. В тендерах на подобные услуги успешно себя проявляют уже многие компании. Это говорит о том, что рынок решений по управлению ИТ-активами постепенно разогревается. Но 2010 г. для него - не показателен: это год выделения «кризисных» ИТ-бюджетов. Показательным, на мой взгляд, станет следующий год, когда возобновится бюджетирование замороженных проектов и будут инициированы новые.
Для внутренних нужд нашей компании также было принято решение внедрять процессы управления активами. При этом ИТ-департамент видит все, что у него есть на балансе, и для бухгалтерии эти процессы тоже становятся прозрачными. Так что внедрение этого проекта необходимо самой компании.
CNews: Каковы отличительные особенности сертифицированной методологи внедрения решений по управлению ИТ-активами, которые предлагает «Инлайн Груп»?
Андрей Боганов: Так сложилось, что у многих наших заказчиков в определенное время начали появляться вопросы по управлению ИТ-активами. Мы начали искать наиболее адекватные подходы к решению таких задач, стали изучать мировой опыт в этой области. В ходе исследования темы был выявлен ряд ведущих мировых игроков, обладающих существенной компетенцией и опытом в сфере управления ИТ-активами.
Существуют стандарты ISO по управлению ИТ-активами. Существует Международная ассоциация менеджеров по управлению ИТ-активами, IAITAM (International Association of Information Technology Asset Managers). У каждого вендора, предлагающего решение по управлению ИТ-активами, есть своя методология. Проанализировав разные подходы, мы остановились на практиках и подходе, которые предлагает IAITAM. Данная ассоциация уже более 10 лет прорабатывает эту тему и сформировала библиотеку лучшего опыта по управлению ИТ-активами, IBPL (IAITAM Best Practice Library). Мы стали партнерами IAITAM, изучили библиотеку IBPL и начали активно прорабатывать эту тему для российской действительности. В ходе такого «погружения» было сформировано собственное решение по управлению ИТ-активами. Мы опробовали данное решение на практике, в проектах и предлагаем его заказчикам.
Виталий Лащенов:Небольшая поправка: мы нигде не сертифицировали нашу методологию. Есть определенные стандарты в проектном управлении – мы их придерживаемся. А для российского рынка мы разработали несколько решений по управлению ИТ-активами, которые, на наш взгляд, будут актуальными сейчас и в ближайшие годы.
Дело в том, что если взять методологии вендоров, библиотеку IBPL или стандарты ISO по управлению ИТ-активами, то там содержится огромное количество процессов управления ИТ-активами. Большинство организаций просто не смогут себе позволить внедрять такое «полноценное» управление. Мы выделили наиболее востребованные области и предлагаем их внедрять поэтапно. На наш взгляд, это позволяет снизить проектные риски, так как охватить ключевые аспекты управления ИТ-активами в одном проекте очень тяжело.
Каждое решение «самодостаточно», масштабируемо и дает осязаемые результаты для заказчика. Каждое решение дополняет и расширяет другие. Комплексное решение «Инлайн Груп» по управлению ИТ-активами состоит из трех частей: это техническое отслеживание(учет) ИТ-активов, финансовое отслеживание (контроль) ИТ-активов и управление активами ПО.
Поэтому наша методология основана на западных практиках, но при этом она адаптирована к российским реалиям.
Андрей Боганов: Наш принцип – основательность и комплексность решения, обоснованного хорошей методологией и подкрепленного практикой реальных внедрений. Последний год подтверждает, что наши конкуренты, вышедшие на рынок позже с решениями по управлению ИТ-активами, двигаются по аналогичному пути.
CNews: Какие новые ИТ-услуги появились в портфеле вашей компании за последний год? Чем был обусловлен ваш интерес к развитию этих направлений?
Виталий Лащенов: За последние год-два серьезно ужесточились требования к интеграторам. Это последствия кризиса. Характерной особенностью проектов последних двух лет стала необходимость реализации проектов «за меньшие деньги», но, по-прежнему, с высоким качеством. Это требование, в первую очередь, проявилось в пересмотре внутренней практики управления проектами. Так появилась отдельная услуга – управление проектами в сфере ИТ.
Андрей Боганов: Мы продолжаем внедрять все те решения, которые внедряли раньше. Но управление проектами в посткризисный период становится во главу угла, - соответственно, у нас появилось выделенное направление PM-деятельности. Кроме того, в нашем продуктовом портфеле появились решения по миграции с HP OV Service Desk на HP Service Manager.
Еще одной особенностью последних лет стало усложнение проектов – они стали более комплексными, с требованием более детальной проработки концептуальной части. Этот тренд способствовал появлению в нашем портфеле такой услуги, как разработка концепции развития ИТ. Заказчики просят нас помочь разработать свою ИТ-стратегию в посткризисных условиях. Им важно понять, в каком направлении двигаться, им важно, чтобы мы помогли им сделать первые шаги на этом пути.
Есть ИТ-консультанты, которые специализируются только на разработке ИТ-стратегии, а ее внедрением потом занимаются другие игроки этого рынка. Мы же занимаемся не только теорией, но и практическим воплощением создаваемой концепции. Такой подход заметно упрощает жизнь нашим заказчикам.
Виталий Лащенов: Мы стараемся работать проактивно – предугадывать потребности рынка. Так получилось с управлением ИТ-активами. Эту тему мы начала прорабатывать два года назад. За это время выработалась внутренняя методология, появился практический опыт внедрения. Реальный же спрос на управление ИТ-активами появился только в последний год. В результате в нашем портфеле появилось два решения: управление ИТ-активами и финансовое управление ИТ-услугами (ITFM).
CNews: Расскажите о последних проектах, включающих существенную сервисную составляющую? В чем состояли особенности реализации этих проектов?
Виталий Лащенов: Все наши проекты включают существенную сервисную составляющую. Интересный проект идет сейчас, но он еще не завершен, поэтому мы пока не имеем права о нем рассказывать.
Из завершенных внедрений хотелось бы отметить проект по управлению ИТ-активами, где заказчиком был «Атомэнергопром». Мы разработали комплексное решение по управлению активами в рамках всего Атомного-энергопромышенного комплекса (АЭПК), затем вместе с заказчиком сделали первый шаг, внедрив процесс учета ИТ-активов в головной организации – «Атомэнергопроме». Примерно в это же время в атомной отрасли началась реструктуризация, проект был остановлен.
Это был первый проект внедрения решения по управлению ИТ-активами на базе продукта НР Asset Manager, а также первый и успешный опыт применения нашей методологии на практике.
Андрей Боганов: Приведу еще один пример. Одна компания сильно зависела от своего аутсорсера. Ему нужно было платить по контракту определенную сумму. Эти затраты нужно было обосновать – и своему бизнес-руководству, и самому аутсорсеру. Они пригласили нас, мы внедрили процесс управления ИТ-активами. По итогам внедрения появилась четкая картина того, какое оборудование имеется, какова его стоимость, кто является ответственным за него, какова амортизация и т.д.
Далее - при выставлении аутсорсером счетов - обнаружилось, что какие-то позиции в них оказывались некорректными. Никто специально никого не обманывал, просто раньше не очень понятно было, как это все можно посчитать. Аутсорсер сначала переживал, но потом привык к подобному контролю со стороны заказчика. И такое понятие, как «средняя температура по больнице» при выставлении счетов постепенно ушло в прошлое.
Сейчас у нас ведется внутренний проект, который добавляет оптимизма и нам, и заказчикам. Если мы внедряем решение у себя – значит оно действительно «работает». Мы без него уже не можем обойтись.
CNews: Какие ИТ-услуги будут пользоваться наибольшим спросом отечественных заказчиков в ближайшей перспективе?
Виталий Лащенов: Те заказчики, которые собираются управлять финансами в ИТ, постепенно придут к управлению ИТ-активами.
Основной сложностью подобных проектов является их горизонтальный охват – внедряемые процессы захватывают деятельность всех подразделений компании. Другой особенностью данных проектов является их поддержка бизнес-руководителями – это сильно помогает организации горизонтального взаимодействия в рамках проектов.
Управление ИТ-активами – новая тема для российского рынка, и многие компании предпочитают посмотреть на первый опыт внедрения со стороны, «не набивать шишек» первыми. Похожая ситуация наблюдалась на российском рынке лет 13 назад. Люди очень боялись и не хотели внедрять ITSM. Термин казался пугающим и непонятным. В ход шли примерно такие отговорки: «Мы работаем 30 лет по своей методике – зачем нам что-то теперь менять?». Но сейчас уже все привыкли к процессному и сервисному подходам.
Андрей Боганов: Хотелось бы отдельно выделить управление активами ПО. Пока спрос него невелик, однако тенденция налицо – ужесточение законодательства вынуждает организации уделять внимание этому вопросу. Поэтому мы прогнозируем рост спроса на это решение. На российском рынке есть продукты по управлению активами ПО, все они в разной степени интересные.
Управление активами ПО - это одна из составляющих нашего решения по управлению ИТ-активами. Достоинство нашего решения в том, что оно может быть комплексным, включающим возможности «объединяющего» аналитического центра, который способен консолидировать и обрабатывать информацию.
CNews: Спасибо.