|
|
Обзор
Рынок ИТ-услуг в РоссииОбзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ-услуги со стороны российского финансового сектора в посткризисной экономической ситуации? Насколько она отличается от докризисной?
Владимир Чичеткин: На мой взгляд, рынок еще не достиг уровня докризисной активности. Тем не менее, интерес к ИТ-решениям не ослабел, активность потенциальных заказчиков заметна. Просто решения сегодня принимаются осторожнее.
Хотя нельзя не отметить, что в 2010 г. в российских банках стартовало несколько крупных проектов. Заметными событиями на рынке стали проекты по совершенствованию внутренних процессов, по внедрению систем управления рисками, по электронному документообороту и созданию электронных архивов.
CNews: Какие новые требования предъявляет сегодня российский банковский бизнес к ИТ-консультантам и сервис-провайдерам?
Владимир Чичеткин: Бизнес требует от консультантов адекватной цены за услуги и компетенции. Однако не скажу, что это новые требования: это проблема и вчерашнего, и завтрашнего дня. К сожалению, заказчик ожидает от консультанта или интегратора не только прямой реализации своих требований, но и конструктивной критики существующих решений и процессов, советов по их оптимизации. Очевидно, что консультант, зная приложение лучше заказчика, может решить стоящие перед ним задачи разными путями. Иногда, предложив оптимальное решение, можно существенно уменьшить степень кастомизации решения, снизить стоимость как его внедрения, так и последующего сопровождения. Однако зачастую таких предложений от консультантов не поступает. А заказчик осознает наличие проблем гораздо позже, уже при эксплуатации решения.
CNews: Насколько востребован ИТ-аутсорсинг в банках в настоящее время – из вашей практики?
Владимир Чичеткин: Аутсорсинг, безусловно, пользуется спросом финансовых организаций - как в части обеспечения сервиса, так и при разработке прикладного ПО. Промсвязьбанк использует оба вида ИТ-аутсорсинга, хотя банки не имеют возможности широко использовать аутсорсинг в силу законодательных ограничений. В их числе можно отметить и традиционные ограничения, касающиеся обеспечения сохранности банковской тайны, и ограничения в области работы с персональными данными. Думаю, что со временем подобные проблемы будут в той или иной степени решены. Банки заинтересованы в сокращении издержек, за рубежом уже найдены соответствующие решения, думаю, со временем это произойдет и в России.
CNews: Как бы вы охарактеризовали специфику консалтинговых проектов в финансовом сегменте? Каковы их основные сложности, на ваш взгляд?
Владимир Чичеткин: Как я уже отметил, основная сложность состоит в отсутствии у ИТ-консультантов практической экспертизы (или в ее недостаточности). В связи с этим порой оказываются неадекватными заявленные ими оценки сроков проекта, стоимости, ресурсов. Как следствие - возрастают риски не уложиться в сроки, выйти за рамки бюджета, а также не получить ожидаемого результата.
CNews: В какой степени вы используете ITSM, каковы ваши планы по расширению возможностей использования такой методологии?
Владимир Чичеткин: Мы, конечно, используем ITSM и будем продолжать эту практику - несмотря на то, что в своей работе мы ориентируемся на другие стандарты как финансовой отрасли, так и информационных технологий. В настоящее время перед ИТ-службой Промсвязьбанка стоит непростая задача: технологически обеспечить достижение стратегических целей банка. В рамках этой задачи мы должны думать не только об эффективности ИТ-решений и инфраструктуры, но и об эффективности внутренних ИТ-процессов, бюджетного процесса, управления инфраструктурой, об эффективности внедрения программного обеспечения, управления ИТ-персоналом и т.д. Задача – с учетом масштабов банка - совсем не простая. Разумеется, мы используем опыт, накопленный нашими коллегами как в финансовых организациях, так и в ИТ-индустрии в целом.
CNews: Каковы предпосылки реализации проекта по внедрению решения Oracle Identity Manager? Как вы оцениваете первые результаты этого проекта?
Владимир Чичеткин: Предпосылки данного проекта вполне очевидны: в банке используется достаточно большое количество систем автоматизации, поэтому централизация управления доступом к этим системам - задача обязательная. Параллельно с внедрением Oracle Identity Manager, которое вела компания «Форс», в банке был организован масштабный проект по инвентаризации и реорганизации функциональных ролей пользователей. Это в меньшей степени задача ИТ, поэтому основную роль здесь играли специалисты банка по управлению операционными рисками. В числе трудностей, с которыми мы столкнулись, можно назвать интеграцию решения с прикладными системами банка.
По обоим направлениям мы достигли существенных результатов, хотя впереди еще много задач. Надо понимать, что мы работаем в многофилиальном универсальном банке федерального масштаба, поэтому объем задач у сотрудников может быть очень разным. При этом, внедряя новые технологии, мы не можем прерывать технологические процессы по обслуживанию клиентов.
CNews: Спасибо.