|
|
Обзор подготовлен
Многие компании открывают офисы в исторических зданиях. Оснащение объектов культурного наследия ИТ-системами требует особого подхода. СNews узнал у поставщиков инженерной и ИТ-инфраструктуры, в чем заключается специфика проектов на таких площадках.
Независимо от типа и истории здания для офиса сами по себе ИТ-системы остаются одинаковыми, какой-либо специфической ИТ-"начинки" под исторические объекты не существует. Интеграторы сходятся в том, что для реализации проектов в исторических зданиях не требуется создавать какие-то особенные продукты. "Комплекс оборудования, систем в большинстве случаев аналогичен тем решениям, которые используются в зданиях современных офисов. Основная разница в подходе при проектировании и внедрении", – говорит Валерий Соколюк, директор департамента инфраструктурных и телекоммуникационных решений компании "Астерос".
Тем не менее, некоторые поставщики используют специализированные технологии по инжиниринговой части, которые позволяют учесть специфику объектов, хотя общего "рецепта" не существует. Например, могут быть применены интерфейсный метод проектирования, структурированная система мониторинга и управления, метод математического моделирования теплотехнических процессов и другие.
"Для оптимизации климатических параметров здания с целью обеспечения сохранности интерьеров и предметов искусства используются различные технологии. Мы применяем "способ математического моделирования теплотехнических процессов" еще на этапе проектирования, что позволяет эффективно организовать работу климатических систем (простых приточных вентиляционных систем и тепловых нагревателей, сложных систем с рекуперацией и адиабатическими увлажнителями, тепловых пунктов), – Юлия Максимова, директор по маркетингу и развитию бизнеса компании "ЭкоПрог". Для приспособления исторического здания под новое использование почти не существует готовых решений, необходим индивидуальный подход в каждом случае, констатирует собеседник CNews.
Особенность работы в исторических зданиях заключается в том, что необходимо провести дополнительные инженерные работы для того, чтобы внедрить стандартную ИТ-инфраструктуру в "тело" здания, не затрагивая "красные зоны", охраняемые департаментом по культурному наследию. "Это может быть часть старинного пола с паркетом, стена с искусственным мрамором, старинная печь, ценная фреска на потолке, – приводит примеры Валерий Соколюк. – И все это великолепие нельзя повредить, а нужно аккуратно встроить инженерные системы и решения по безопасности. Решение вроде бы типовой задачи превращается в целые инженерные изыскания, где каждый член команды становится хирургом и сапером в одном лице. Например, он должен решить, как подвести охранные датчики к окнам, не повредив мрамор откосов и подоконников".
Одной из проблем, которые возникают при создании современной инженерной инфраструктуры в историческом здании, является необходимость изучения исторических архивов и архитектурных планов. С учетом того, что некоторым объектам более 100 лет, эти документы зачастую бывают утеряны, говорит Юлия Максимова. Среди других затруднений, мешающих работе интегратора, она называет невозможность проведения "глубокой" реконструкции некоторых объектов, а также ограничения по нагрузкам на несущие конструкции, требования по сохранению исторических интерьеров и экспонатов, особенно, если это здание музея. Все эти требования часто затрудняют прокладку коммуникаций, монтаж оборудования, усложняют наладку систем. "Решением этих проблем является разработка единого взаимоувязанного комплекса требований всех участников процесса приспособления здания под офис – собственника и арендаторов, архитекторов и реставраторов, инженеров и поставщиков оборудовании", – говорит Юлия Максимова.
"Специфика работы в исторических зданиях заключается в необходимости тщательного технического аудита здания, проведении отдельных работ по согласованию дизайн-макетов, ограниченных возможностях для прокладки коммуникаций и размещения оборудования, необходимости учитывать режимность объекта и его высокую посещаемость", – утверждает Сергей Назаренко, начальник отдела инженерных систем "Ситроникс ИТ".
"В некоторых исторических зданиях возникают сложности при прокладке вертикальных и горизонтальных сегментов кабельных трасс, – рассказывает Юлия Максимова. – Для этого существует несколько решений, например, применение беспроводных технологий. Мы использовали беспроводную систему передачи данных охранной и пожарной сигнализации в НИИ "Детской травматологии", который располагается в комплексе зданий бывшей Иверской общины сестер милосердия. Для оснащения офиса в историческом здании, которому более 200 лет (известно как "Усадьба Разумовского"), для прокладки коммуникаций был создан подземный "коммуникационный коридор", а с целью защиты от грунтовых вод применялись железобетонные обоймы и футляры для коммуникационных трасс, а также созданы дренажные системы и системы водопонижения".
Иногда приходится использовать несколько каналов коммуникаций, говорит Сергей Назаренко, ссылаясь на опыт построения СКУД (система контроля и учета доступа) в здания Генпрокуратуры: "С одной стороны, в прокуратуре система доступа должна быть гарантированно надежной. С другой стороны, возможности использования оборудования и каналов связи были ограничены тем, что проект выполнялся в исторических зданиях. Мраморные полы и стены, высокие потолки и двери, колонны, сложные входные группы, исторический интерьер не потерпели бы топорной работы по установке обычных рамок, видеокамер, слоев кабелей и т.д. Сверлить стены, вскрывать полы, естественно, в этих зданиях было запрещено".
"Для такого проекта в отдельный этап был выделен сложный технический аудит зданий. В результате мы выяснили, что для каналов коммуникаций можно частично использовать существующую систему телефонии, частично – резервные коммуникации, частично – каналы, проложенные вне помещений, для размещения серверов можно было использовать отдельное строение проходной".
Благодаря тесному взаимодействию со службами заказчика был учтены все пожелания клиента. "Сейчас СКУД объединяет контроль доступа в три здания Прокуратуры, – говорит Сергей Назаренко. – При входе охранники могут просматривать в базе данных сведения о сотруднике, система автоматически сравнивает фотографии с камеры на входе с фото в базе, в бюро пропусков данные с изображений со сканеров автоматически распознаются и также заносятся в базу данных. В системе есть возможность управления выданными пропусками для уже находящихся в здании посетителей. Например, руководители отделов могут со своего рабочего места ограничить доступ человека к отдельным этажам или помещениям, ограничить разрешенное время пребывания в здании".
Часто бывает, что проект по построению комплексной инфраструктуры предполагает построение дата-центра внутри здания. Это требует масштабных работ по перепланировке, которые затруднительно провести в исторических зданиях. В таких случаях неплохим выходом может стать использования контейнерных/модульных решений.
В пример можно привести реконструкцию ИТ-инфраструктуры НИУ ВШЭ на основе современного центра обработки. "Само серверное помещение (Покровский бульвар, д.11) оказалось в первой очереди реконструируемого комплекса, – рассказывает Сергей Назаренко. – Для осуществления поэтапной реконструкции всего административно-учебного объекта потребовался перенос центральной серверной на временную площадку без длительной остановки действующих информационных систем. Для этого необходимо было предложить надежное, отказоустойчивое решение, отвечающие высоким требованиям к доступности и производительности, но при этом – компактное по размерам".
В результате поиска была выбран модульный ЦОД "Датериум-2" (Daterium-2), созданный "Ситроникс ИТ". Такой дата-центр выбран в форм-факторе транспортного контейнера, который содержит 7 стоек 42U для размещения ИТ-оборудования и необходимых инженерных систем, в том числе бесперебойного питания, кондиционирования, противопожарной безопасности, мониторинга и контроля параметров инфраструктуры.
"Площадка под размещение дата-центра в историческом центре Москвы накладывала определенные ограничения в отношении габаритных размеров ЦОДа, его транспортировки и монтажа, – делится опытом Сергей Назаренко. – В результате отгрузка МЦОД весом в 9 тонн была выполнена в ночное время в условиях ограниченного пространства, что потребовало "ювелирной" точности и слаженной работы. Стоит отметить, что данный проект стал первым примером размещения мобильного ЦОД в историческом центре Москвы без какого-либо вмешательства в архитектуру зданий. Площадь территории, потребовавшейся для установки "Датериум-2", практически равна одному машиноместу на автостоянке".
Необходимость сохранности объекта на длительный срок диктует внедрение различных технологий, например, системы автоматизированного управления и контроля объектов электроснабжения, комплексной системы защиты от протечек, интегрированных систем обеспечения пожарной безопасности, системы мониторинга внешних и внутренних вибрационных нагрузок и системы контроля несущих конструкций здания, системы управления микроклиматом и других технологий.
Множество проблем решает создание автоматизированной системы диспетчерского управления инженерным оборудованием (АСДУ, BMS), утверждает Юлия Максимова. АСДУ осуществляет мониторинг и автоматизированное управление оборудованием, что обеспечивает повышение надежности и безопасности объекта, позволяет снизить риски аварий и ЧС, сократить время реакции при возникновении ЧС и время на устранение последствий.
Одной из функций АСДУ является автоматизированное управление микроклиматом и освещением в помещениях. В зависимости от назначения помещения, от количества работающего оборудования и людей в каждый момент времени, от времени суток и от внешней освещенности разрабатываются и оптимизируются климатические режимы для каждого помещения. Это позволяет не только учесть индивидуальные требования уникальных зданий (музеев, театров и т.д.), но и обеспечить энергосбережение.
Процесс эксплуатации объекта культурного наследия также заслуживает особого внимания. Чтобы все процессы обслуживания, ремонта и модернизации здания проходили "безболезненно", необходимо установить правила, считает представитель "ЭкоПрог": "Формализовать и оптимально выполнять эти правила позволяет автоматизированная система управления технической эксплуатацией, которая позволяет вести учет материалов и оборудования, планировать, отслеживать и документировать все процессы эксплуатации".
Павел Лебедев/СNews Analytics