|
|
Обзор подготовлен
Видеоконференцсвязь получает все более широкое распространение в российских компаниях. При этом существует четкое разделение: топ-менеджмент использует дорогостоящие программно-аппаратные комплексы, а нижестоящие сотрудники предпочитают бесплатные онлайн-сервисы.
Еще вчера дорогое средство связи быстро становится, во-первых, дешевле (а значит, доступнее для среднего и малого бизнеса), во-вторых – проще (а значит, не потребует дорогостоящей установки, специального оборудования и поддержки технических специалистов), и в-третьих, – более универсальным по отношению к выполняемым задачам. Оценки российского рынка ВКС у поставщиков и экспертов разнятся, но цифры все равно впечатляют. Специалисты "Техносерв" оценивают его в 110-140 млн долл. и отмечают, что рынок растет на 20-30% ежегодно. Исследовательская компания Forrester Research оценила российский сегмент унифицированных коммуникаций в 2011 г. в 23,4 млн долл. Прогноз на 2012 г. – 24,5 млн долл.
Видеоконференцсвязь используют крупные компании из разных отраслей. Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании "Крок", считает, что "это в первую очередь территориально-распределенные компании, которым необходимо оперативное взаимодействие между филиалами. Также ВКС пользуется спросом со стороны компаний, которые активно взаимодействуют с партнерами (особенно зарубежными), а также со стороны международных компаний с филиалами в разных странах. Проект для решения всех перечисленных задач мы делали для компании "Ашан".
Валентин Кудрявцев, директор департамента DeskWork и программных разработок компании Softline, добавляет, что лидерами и первыми пользователями ВКС традиционно становятся большие корпорации, холдинги, финансовые или страховые компании, госпредприятия. То есть все те компании, для которых использование быстрых и качественных, а главное – максимально информативных средств связи является непременным условием конкурентоспособности, а оперативность и качество принимаемых решений – залогом успеха.
Широкая география присутствия, безусловно, считается важным стимулом для внедрения ВКС. Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ, рассказывает, что для коммуникаций с головным офисом в Париже и другими подразделениями Orange по всему миру используется оснащенная по самым высоким стандартам комната Telepresence в Москве. Оттуда можно выйти на связь с любой другой из 315 комнат видеосвязи Orange, а также с комнатами партнерских провайдеров.
Применение видеосвязи в компании не ограничивается высшим уровнем руководителей или какими-то специфическими задачами. "Генеральный директор и топ-менеджмент для переговоров на международном уровне используют оборудование Telepresence, обеспечивающее полный эффект присутствия благодаря объемному звуку и видеосигналу высокой четкости,– отмечает Паплински. – Тогда как облачное решение Open Videopresence применяется шире – на разных уровнях и в разных департаментах компании. Данный сервис подразумевает использование многоточечного сервера Orange для организации конференции без приобретения дорогостоящего серверного оборудования клиентом, а также позволяет подключать к конференции пользователей независимо от конечного устройства или платформы".
"Главными заказчиками на рынке видеоконференцсвязи по-прежнему остаются госсектор и крупные финансовые и телеком-корпорации. Тем не менее, постепенно вектор начал смещаться в сторону массового спроса, благодаря широкому применению мобильных устройств, – говорит директор департамента инфраструктурных и телекоммуникационных решений компании "Астерос" Виктор Соколюк. – Заказчиками программных решений ВКС являются компании СМБ, которые имеют ограниченные бюджеты. Кроме того, ими интересуются организации, у которых нет необходимости использовать функции ВКС, реализованные исключительно на аппаратной платформе. Например, высокое разрешение изображения FullHD, полный транскодинг для MCU, режим отображения абонентов на экране continuous presence. Аппаратные решения применяются преимущественно для оснащения переговорных комнат и VIP-рабочих мест руководителей крупных компаний. При этом при реализации проекта по ВКС именно аппаратные решения занимают существенную долю дохода". Со своей стороны, Игорь Автаев, эксперт "Парма-Телеком", считает, что ВКС используется пока в России нечасто, и причина тут не только в недостаточной пропускной способности систем передачи данных (СПД), но и в неудобствах, присущих данному типу взаимодействия изначально: "Многие производственные вопросы требуют обсуждения в режиме "лицом к лицу", и видеосвязь этого никогда не сможет заменить. Кроме того, за счет увеличения темпов жизни наиболее востребованными становятся так называемые асинхронные виды взаимодействия – чаты (SMS), комментарии в социальных сетях, сообщения по электронной почте и другие. Они предоставляют возможность одному человеку вести несколько разговоров и дискуссий. Для ВКС асинхронность невозможна в принципе, так как видеосеанс требует одновременного "монопольного" захвата внимания собеседников".
Крупнейшие системные интеграторы в области ВКС за 2011 г.
Источник: TAdviser, 2012
Помимо всего прочего, существуют определенные сложности с журналированием видеосеанса. "С одной стороны, система ВКС должна обладать функцией видеозаписи, а с другой – необходимо согласие на запись от всех участников, что может оказаться проблемой, – продолжает Автаев. – В качестве доказательства можно считать тот факт, что в течение последнего десятилетия положение дел в области ВКС остаётся неизменным – несмотря на всеобщие прогнозы о перспективности, ВКС не вытеснила привычные виды коммуникаций".
Сергей Клещенок, директор по ИТ "Северной компании", говорит, что на данный момент в его компании используется только Skype. Дмитрий Телегин, руководитель отдела ИТ компании Columbus Россия и СНГ, поясняет, что для видеосвязи с территориально удаленными филиалами сотрудники его предприятия используют Skype, корпоративный мессенджер MicrosoftLync и специализированную аппаратную систему ВКС от Sony.
Для классической ВКС или Telepresence есть решения у крупных производителей, например, Polycom или Cisco. Михаил Никифоров комментирует: "В таких проектах используется различное оборудование и ПО: например, создавая ВКС-систему для "М.Видео", мы сначала построили серверное ядро, затем внедрили программное обеспечение ВКС на рабочих местах директоров магазинов сети и интегрировали его с другими корпоративными сервисами. Кроме того, были установлены видеотерминалы на рабочих местах топ-менеджеров и в конференц-зале центрального офиса".
Илья Горбунов, начальник управления - службы информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета, рассказывает, что для видеосвязи в университете используется система, созданная на базе решений Polycom: "Платформа Polycom Real Presence Platform состоит из сервера многоточечной видеоконференцсвязи операторского класса Polycom Real Presence CollaborationServer, который позволяет построить гибкое и масштабируемое решение, объединяющее аудио- и видеоабонентов; единой платформы Polycom Real Presence Resource Manager для управления сетью, с возможностью резервирования, эта платформа оптимизирует производительность и является центром управления и отчетности. Для протоколирования мероприятий используется мощный сетевой сервер записи видеоконференций. Сервер поддерживает множество форматов изображения, осуществляет автоматическое резервное копирование записей, записывает видео и контент. И, наконец, в качестве системы хранения, управления и трансляции записанных материалов в СПбГУ используется PolycomVMC1000 и медиаархив IBMXIV. Защиту сетей ВКС во внешней среде обеспечивает семейство файрволлов Polycom Video Border Proxy".
Валентин Кудрявцев отмечает, что до 75% новых пользователей видеоконференцсвязи используют программные решения: "Аппаратные системы в силу своей "тяжеловесности" (высокой стоимости и сложности внедрения) постепенно отдают свои позиции и преимущественно используются для проведения совещаний "на высшем уровне". Таким образом, можно встретить три варианта решений: большие аппаратные системы (Tandberg, Polycom, LifeSize), программные решения (спектр компаний, представляющих такое решение, растет постоянно), бесплатные варианты (Skype, ooVoo). Кроме того, выбор оборудования или программы определяют два фактора: первый – это уровень задачи, которую надо решить, и второй – подходящий для этого формат сеанса.
Татьяна Баскина, генеральный директор компании CASE, говорит, что ее компания остановила свой выбор на двух программных продуктах: WebEx и Skype: "У каждого из них свои плюсы и минусы, поэтому в своей работе мы используем обе программы в зависимости от стоящих перед нами задач. Преимущества Skype в том, что он удобен, легко устанавливается на компьютер и позволяет общаться в режиме текстовых сообщений. Бесплатная версия позволяет устраивать видеоконференции между двумя пользователями, а для организации видеоконференций для трех и более участников достаточно одного премиум аккаунта. Недостатком же является низкое качество видеосигнала".
У WebEx также есть свои плюсы и минусы. "Плюс в том, что программа не требует специальной установки, позволяет общаться через любой браузер, – продолжает Баскина. Отличное качество видео и звука даже при большем количестве участников. Встроенный планировщик позволяет заранее четко спланировать мероприятие. Ограничения: сложный для пользователя интерфейс, отсутствие русификации, необходимость рассылать всем участникам приглашения по электронной почте, что отнимает время. Таким образом, Skype мы используем для быстрой коммуникации между сотрудниками и как средство для внеплановых конференций. Для заранее запланированных мероприятий и при общении с рядом зарубежных партнеров мы предпочитаем WebEx".
Игорь Автаев считает, что крупные компании устанавливают дорогие решения, обеспечивающие ВКС уровня предприятия. "В связи с общим развитием ИТ в мире и систем ВКС в частности, понижается финансовый порог для применения этих систем небольшими предприятиями и частными лицами. Продукты на базе SaaS либо недороги, либо абсолютно бесплатны (например, Google Hangouts). Как правило, в качестве СПД они используют интернет, обладают исчерпывающей функциональностью и имеют приемлемую безопасность, которые в недавнем прошлом были доступны только в дорогих корпоративных решениях".
Денис Сотин, директор технологической дирекции "ТрансКредитБанка", описывает следующую инфраструктуру, установленную в банке: "Это видеотерминалы: Life Size Express 220 (большинство), Life Size Room 220, Life Size Passport, Polycom HDX 8000, Polycom HDX 7000. Также имеется программное обеспечение: Polycom PVX и Polycomm 100, для них есть лицензии, но применяется ПО крайне редко. Есть и программное обеспечение, не интегрированное с основной системой ВКС: Microsoft Lync. Оно используется сотрудниками технологической дирекции для оперативного общения с рабочего места".
Платон Бегун, менеджер по развитию бизнеса компании СTI, говорит, что топ-менеджеры предпочитают использовать аппаратные решения. Программные ВКС используются чаще менеджерами среднего звена, курирующими работу своих сотрудников в регионах или рядовыми сотрудниками для общения. Применение сервисов типа Skype часто является "инициативой снизу" и в ряде случаев поощряется руководством. Сергей Клещенок отмечает, что в "Северной компании" Skype пользуются только руководители подразделений, периодически, но не часто – 1-2 раза в неделю.
Система видеоконференцсвязи наиболее востребована у сотрудников департамента продаж, считает Дмитрий Телегин: "Она необходима для общения с клиентами и проведения внутрикорпоративных собраний (обсуждения результатов работы и постановки задач). ВКС также активно используют специалисты HR-подразделения – для проведения собеседований с претендентами на вакансии в регионах".
С этим согласен и Михаил Никифоров. Однако он добавляет, что обычно видеоконференцсвязью пользуются все-таки топ-менеджеры, которым необходимо часто участвовать в совещаниях. Татьяна Баскина также отмечает, что ВКС необходима сотрудникам территориально распределенных компаний. Для них это необходимый инструмент для внутренних коммуникаций.
Платон Бегун считает, что спрос на решения ВКС на российском рынке растет: "Однако чаще ВКС рассматривается как средство сокращения расходов на командировки менеджеров высшего, реже среднего звена, потому что их легко посчитать. Такие положительные эффекты, как ускорение принятия решений, повышение эффективности взаимодействия между сотрудниками низших звеньев часто вообще не берется в расчет".
Компании считают, что их затраты на видеосвязь оправданы. Татьяна Баскина рассказывает: "С точки зрения эффективности расходов для наших задач и при наших объемах, затраты вполне себя оправдывают. Потенциал для большего использования ВКС в нашей работе мы видим в области обучения: как внутрикорпоративного, так и при оказании услуг клиентам. Хотя, конечно, большинство клиентов предпочитают видеть тренера лично".
Есть и пессимистичные точки зрения. Игорь Автаев заявляет: "На сегодняшний день я не вижу перспектив для расширения применения ВКС. Системы ВКС будут использоваться в компаниях в том объеме, которого они достигли на сегодняшний день. Крупные компании могут практиковать административное воздействие на свой персонал для более широкого корпоративного применения ВКС с целью оправдания немалых бюджетных затрат на закупку соответствующего ПО".
Наталья Суслова