|
|
Обзор подготовлен
Заказчиком крупнейших инфраструктурных проектов в основном является государство: строительство олимпийских объектов в Сочи, подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, организация видеонаблюдения на выборах и т.п. Масштаб задач приводит к необходимости консолидировать усилия игроков. Не исключено, что применяя широко используемое сегодня сокращение "ИС", в скором времени придется уточнять, о какой именно системе идет речь: инженерной, интеллектуальной, информационной, интегрированной, инфраструктурной или какой-нибудь еще.
Достаточно редкие пока исключения подтверждают сегодня общее правило – главным заказчиком и “строителем” инфраструктуры в РФ было и остается государство. Отметим, что ориентироваться при определении фактических приоритетов на одно лишь количество и содержание госпрограмм в настоящее время особо не приходится. Можно привести примеры “оформленных” по всем бюрократическим правилам проектов по построению инновационной инфраструктуры с весьма неочевидными результатами и неясными перспективами.
Одним из наиболее интересных и крупномасштабных проектов, с заведомо “непереносимым” по срокам “дедлайном”, по которому уже достаточно скоро можно будет судить о фактическом состоянии дел с построением в РФ современной инфраструктуры, является проект по подготовке к Зимним Олимпийским Играм в 2014 г. Здесь, пожалуй, наиболее отчетливо прослеживается сейчас интересный эффект конвергенции передовых инженерных и информационных технологий (а также объединения усилий различных коммерческих компаний), что служит предпосылкой для их дальнейшего тиражирования и масштабирования по всей стране.
По словам Александра Шурандина, вице-президента по развитию бизнеса департамента государственного сектора группы «Астерос», участие компании в создании Сочинских объектов является одним из стратегических направлений. В активе компании — проектирование объектов Олимпийской деревни на территории более 70 га, а также внедрение системы видеонаблюдения и создание ситуационного центра в рамках проекта «Безопасный город». Стоит вспомнить и проект, который компания реализовала для сочинского аэропорта. В 2010 году в рамках подготовки страны к проведению Олимпиады интегратор был выбран подрядчиком по созданию «под ключ» комплексной инфраструктуры аэровокзала.
"В проекте для аэропорта Сочи мы выступили в роли проектировщика и внедренца современных, интегрированных в единый комплекс интеллектуальных инженерных и ИТ-систем. В состав целостного решения вошли порядка 37 информационных и специализированных авиационных систем, многие из которых критически важны для непрерывного функционирования аэропорта. Это был один из самых крупных и статусных проектов для «Астерос», — вспоминает Александр Шурандин.
“Сегодня нами накоплен и достаточный опыт масштабирования проектов, подобных сочинскому, на другие регионы, – подводит итоги господин Шурандин. – В частности, в рамках развития транспортно-логистической системы нами выполнен проект по построению интеллектуальной системы безопасности Новосибирского метрополитена. К саммиту АТЭС “Астерос” выполнил проект по созданию комплексной инфраструктуры аэровокзала «Кневичи» (г. Владивосток)”.
Заслуживает внимания и опыт компании по масштабированию и наращиванию олимпийского опыта на социальную сферу, в том числе, не связанный напрямую с бюджетными субсидиями. “Мы принимаем участие в проектировании и создании комплексной инфраструктуры ряда спортивных объектов, в том числе в проекте «ВТБ Арена Парк» (Центральный стадион «Динамо» и прилегающая к нему территория).Это масштабный и социально значимый проект. Реализуя его, мы приобретаем новый для нас опыт в области комплексной реконструкции крупных спортивных сооружений. В данном случае речь идет о площади более 1 млн. кв. м. со всей инфраструктурой. Благодаря данному проекту мы готовы участвовать в программе строительства стадионов к предстоящему чемпионату мира в 2018 г.”, – рассказывает Шурандин.
Завершая тему масштабирования олимпийского опыта, имеет смысл вспомнить о том, что в сочинском проекте уже приняли активное участие десятки других высокотехнологичных ИТ- и инженерных компаний. Косвенным, но важным эффектом от участия в подобного рода госпрограммах, выполнить которые в одиночку сегодня не по силам даже очень крупной, компании, является то, что они служат катализатором для процессов взаимодействия и сотрудничества между ведущими игроками рынка. Можно найти примеры образования “на лету” таких консорциумов, к примеру, в инфраструктурных проектах в области энергетики. В частности, в работах по созданию Единой интегрированной автоматизированной ИС мониторинга и управления эффективностью энергосбережения на объектах Москвы участвовали компании “АйТи”, “Астерос”, ЛАНИТ и другие.
В России всегда любили ставить цели по достижению мирового уровня, пропагандировать идею экспорта высокотехнологичной продукции и решений взамен сырьевого и т.п. В ряд наиболее конкурентоспособных отечественных направлений традиционно попадали космические технологии, вроде достаточно уже известной сегодня не только в России, но во многих других странах, системы ГЛОНАСС и технологических решений на ее основе. В области инфраструктурных решений подобного рода процесс, вполне закономерно, уже начался, причем со стран ближнего зарубежья.
“«Ситроникс ИТ» внедрил в республиканском унитарном предприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» (республика Беларусь) систему, которая осуществляет контроль за получением и обработкой сигналов от космической системы поиска аварийных судов и сигналов бедствия от воздушных судов, а также за снижением самолетов за пределы минимальных допустимых высот и за пропаданием бортовой радиолокационной метки. При возникновении чрезвычайной ситуации система предупреждает диспетчера, показывает местоположение воздушного судна на карте и предлагает варианты решения проблемы”, – рассказал представитель «Ситроникс ИТ».
Любопытно, что следом за аэронавигационным обслуживанием на экспорт пошли избирательные технологии. “Проект видеонаблюдения, в преддверье выборов президента РФ в марте, стал одной из самых громких ИТ-инициатив РФ в 2012 году,– говорит Олег Копицын, директор департамента развития продуктов и услуг компании «Ситроникс ИТ», – Продолжая практику реализации госпроектов национального масштаба, «Ситроникс ИТ Украина» в августе 2012-го приступила к созданию системы видеонаблюдения за выборами в Верховную Раду”.
“Менее чем за 2 мес. «Ситроникс ИТ» и партнерами была создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура для обеспечения работы системы видеонаблюдения на всех, даже самых отдаленных избирательных участках. На момент старта работ всего 38% участков были оборудованы фиксированной связью, а на оставшихся 62% создавать всю инфраструктуру для работы системы пришлось с нуля. Для подключения избирательных комиссий к системе на участке «последняя миля» операторам пришлось использовать фактически весь арсенал связи – CDMA, WiFi, WiMax и спутниковую связь (Ка-Диапазон, который работает на спутнике KA-SAT). В результате система охватила 32,2 тыс. участковых избирательных комиссий. Данный проект стал одним из крупнейших ИКТ-инфраструктурных проектов в истории Украины”,– поделился результатами собеседник CNews.
Автоматизация практически любого ОГВ федерального масштаба может сегодня рассматриваться в качестве своего рода инфраструктурного проекта, влияющего на текущее положение дел в масштабе всей страны. “Положительные результаты начинаются с момента просчета проекта. Ведь уже на этом этапе, заказчик анализирует собственные процедуры и думает, как он может их оптимизировать. Сама попытка оптимизации работы в госорганах – это уже огромный шаг в правильном направлении”, - подчеркивает зам. гендиректора «Крок» по работе с госсектором Дмитрий Купча.
Реализация современных инфраструктурных решений хороша тем, что многие ее результаты часто становятся наглядными почти сразу. С этим мнением согласен Сергей Сафаров, руководитель отдела "Корус Консалтинг”: “Внедрение многих комплексных инфраструктурных решений, позволяет получить отдачу сразу после внедрения. Так, благодаря использованию облачных технологий, упрощается процедура обслуживания рабочих мест. Кластерные технологии обеспечивают повышенную надежность и отказоустойчивость. Встраиваемые средства защиты повышают безопасность, а мобильные рабочие места дают гибкость в работе",–поделился он опытом своей компании.
“Проекты в области инфраструктурной интеграции можно разделить на две категории. Одни за счет более оптимального использования ресурсов позволяют добиться сокращения издержек в человеко-часах, потреблении электроэнергии, использовании полезных площадей, обеспечении приемлемого уровня рисков и т.п.” – излагает подход к оценке результатов выполняемых компанией IBS Platformix проектов ее гендиректор Георгий Полихрониди. - “Другие позволяют сократить издержки за счет предоставления заказчикам, сотрудникам организации принципиально новых возможностей работы и взаимодействия. И если, в первом случае, для достижения ощутимых результатов требуется время – т. н. период окупаемости, то во втором случае о существенных результатах можно говорить сразу после ввода систем в промышленную эксплуатацию”, – утверждает Георгий Полихрониди.
В пример он приводит программу “Умный город” в Сургуте, где после установки комплексной системы видеонаблюдения значительно повысился уровень фиксации административных правонарушений и раскрываемости преступлений, что, в частности, позволяет сделать вывод о том, что улучшения от внедрения современной инфраструктуры вполне ощутимы не только на ведомственном уровне, но и в социальной сфере.
Несмотря на вполне понятное желание немедленно продемонстрировать плоды своих инфраструктурных усилий, большинство компаний, опрошенных в ходе подготовки обзора, все же склоняются к мнению о том, что основным “игроком” на этом поле были и остаются госзаказчики. Поскольку политика в области построения инфраструктуры базируется сегодня на программно-целевом принципе, то наиболее ощутимых, глобального плана результатов закономерно ожидать в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в привязке к срокам окончания основных госпрограмм в этой области.
“Еще в 90-е годы группа ученых под руководством академика Афанасьева, развивая идею «Россия как мост цивилизаций между Юго-Восточной Азией, Европой и Америкой», предложила сориентировать рынок новых технологий вокруг наиболее перспективных для страны направлений – науки, образования, транспорта (в широком смысле), – говорит Александр Шурандин. – Эта идея остается актуальной и сегодня. Причем опыт реализации аналогичного проекта Испанией (Мадрид) показывает эффективность даже отдельных элементов такого рода стратегии”.
Другое дело, что российский рынок живет ожиданиями, тогда как государство продолжает выступать в роли основного заказчика в крупных инфраструктурных проектах, продолжает собеседник CNews: “ИТ-бизнес малоактивен и не является локомотивом в формировании общегосударственных идей, имеющих стратегическое значение. Думаю, близко то время, когда крупные ИТ-компании начнут консолидировать свои ресурсы, образуя профессиональные сообщества, и инициировать инфраструктурные проекты государственного масштаба. Практика показывает, что реализация, например, крупного территориально распределенного транспортного проекта с построением эффективной логистической инфраструктуры силами одной компании невозможна ».
Антон Степанов