|
|
Обзор подготовлен
С развитием ИТ-инфраструктуры меняется способ потребления телекоммуникационных услуг: все больше компаний выбирают виртуальные АТС из облака и сервисы IP-телефонии.
Последние годы российский рынок телекоммуникационных услуг активно развивается, и, если верить прогнозам экспертов, в 2012-2013 гг. по своим темпам роста он должен опередить мировой. Ведущие игроки рынка продолжают расширять портфель предлагаемых продуктов и услуг, активно внедряют новые технологии, которые вызывают повышенный интерес как со стороны бизнеса, так и со стороны населения. Бурное развитие рынка привело к переориентированию пользователей с классических телекоммуникационных услуг, таких, как фиксированная телефонная связь, на мультисервисные транспортные сети, широкополосный доступ в интернет и мобильную связь 3-го и 4-го поколения. Подобное положение дел, в первую очередь, обуславливается эволюционным развитием технологий и каналов связи. В частности, замена устаревшей «медной» инфраструктуры на «оптическую» привела к значительному увеличению пропускной способности сетей, позволила повысить качество и спектр предоставляемых услуг, а также снизить их стоимость.
Правительство России обозначило задачу развития телекоммуникационной отрасли одним из основных стратегических приоритетов с целью обеспечить распространение высокоскоростного широкополосного доступа в интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрение цифровых и электронных услуг на территории всей страны.
По оценке J’son&Partners Consulting, в 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует уровню проникновения более 14%. По прогнозам аналитиков, к концу 2015 г. число пользователей данных услуг связи вырастет до 37 млн. и 23,5% соответственно. Основными драйверами роста российского рынка VoIP в J’son&Partners считают дальнейшее развитие рынка широкополосного доступа (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на междугороднюю связь.
Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015
Источник: J`son & Partners Consulting
Технология IP-телефонии находит все большее применение в различных отраслях экономики. Она оказывается наиболее востребованной при решении задач обслуживания клиентов, обработке различной информации, при развертывании колл-центров, в рекламных и маркетинговых компаниях и т.п. Безусловно, основное преимущество VoIP будет чувствоваться на корпоративном уровне: использование IP для передачи данных, голоса и видео значительно увеличивает эффективность процессов в бизнесе и уменьшает общую стоимость владения телекоммуникационной инфраструктурой.
Согласно своему определению, технология IP-телефонии или VoIP (Voice over IP) позволяет использовать сеть Интернет или же любую другую IP-сеть для передачи голосовых данных в режиме реального времени. Поскольку стоимость передачи данных по IP-сетям достаточно невысока и не зависит от расстояния, основное преимущество VoIP проявляется при междугородных и международных переговорах: стоимость звонков снижается в разы, а иногда и на порядок. Основным недостатком данного вида связи является ее более низкое качество, связанное с задержками передачи данных в IP-сетях.
Виртуальная АТС – это специальное программное решение, которое выполняет функции традиционной офисной АТС, при этом размещается на серверных мощностях провайдера, а клиент получает к ней доступ через VoIP и посредством удаленного администрирования. Подобное решение позволяет использовать систему голосовых сообщений, гибко настраивать переадресацию вызовов, задействовать многоканальные линии, вести запись переговоров и т.п. С помощью виртуальной АТС можно объединить в одну сеть все телефоны компании (офисные, мобильные, домашние телефоны сотрудников), независимо от их месторасположения. В качестве телефонного номера компании может использоваться номер любого города или страны, благодаря чему пропадает зависимость от географического местоположения, что позволяет иметь основной офис компании в другом городе или государстве, либо вообще обходиться без офиса. Развернутая система статистических отчетов позволяет отслеживать информацию по всем входящим, исходящим, пропущенным звонкам, которые сделал (или не сделал) каждый из сотрудников или вся компания. Это даёт дополнительную возможность для контроля над эффективностью специалистов, основным инструментом работы которых является телефон. Еще одно преимущество виртуальной АТС проявляется при переездах компании из офиса в офис: номер, к которому уже успели привыкнуть клиенты, остается без изменений.
В последнее время благодаря появлению облачных сервисов, возможности виртуальных АТС расширились еще больше. По словам Дмитрия Бызова, генерального директора компании «Манго Телеком», переход виртуальных АТС на облачную платформу изменил основное направление развития этого сегмента рынка. Качество и надежность предоставляемых услуг становится основным требованием корпоративных заказчиков. «Но это, конечно, относится к серьезным решениям, где слово «облачный» используется без натяжек», – отмечает Дмитрий Бызов. «Оно ведь означает практически неограниченную с точки зрения пользователя масштабируемость и эластичность сервиса (последнее свойство означает способность нормально справляться с «пиковыми» нагрузками), самообслуживание и оплату, соответствующую реальному объему услуг. И решений, которые отвечают этим критериям в телекоме – единицы».
Денис Борушевский, руководитель отдела по связям с общественностью компании МТТ, считает, что в новых условиях выиграет только тот оператор связи, услуга которого будет соответствовать новым критериям: повсеместная доступность сервиса с любого устройства за приемлемую стоимость.«Мы в компании МТТ верим в перспективы и преимущества SaaS. Сегодня рынок телекоммуникаций активно меняется под воздействием новых, в том числе и облачных услуг. У клиентов возникают новые потребности: услуга должна быть предоставлена им «здесь и сейчас», с любого устройства и за минимальные деньги (желательно – бесплатно)», говорит Денис Борушевский.
Использование облачных АТС выгодно как небольшим компаниям и стартапам, так и крупным корпорациям. Сегодня подобную систему для телефонизации своей деятельности вполне могут использовать не только предприятия сектора СМБ, но и территориально-распределенные предприятия, состоящие из десятков и сотен филиалов. По свои функциональным возможностям современные виртуальные АТС ничем не уступают самым дорогим аппаратным решениям, а в ряде случаев и превосходят. «Причем все это работает сразу, а не требует комплексного интеграционного проекта, в котором должно быть внедрено и взаимно увязано дорогостоящее оборудование и ПО. Пользователи же облачных АТС получают готовое решение по схеме SaaS не только сразу, но и за совершенно несопоставимую плату», – отмечает Дмитрий Бызов.
Расширенный функционал решения позволяет говорить об облачной виртуальной АТС как об одном из ведущих бизнес-приложений на предприятии, на которое завязаны его ключевые бизнес-процессы. Дмитрий Бызов называет данный факт основным изменением, которое облачные телеком-сервисы подарили рынку и главным направлением его дальнейшего развития на ближайшее десятилетие.
Ключевым фактором, сдерживающих развитие облачных технологий в России, остается последняя миля. По мнению Дениса Борушевского, данная проблема типична даже Москвы и Санкт-Петербурга, где небольшой компании достаточно сложно обеспечить качественный и стабильный интернет-канал с должным резервированием, который мог бы позволить гарантированно принимать и отправлять звонки. Тем не менее, с каждым годом качество каналов связи растет, соответственно растет и доступность услуг. Все эксперты сходятся во мнении, что ближайшие несколько лет станут прорывными для технологии VoIP, число пользователей виртуальных АТС будет стабильно расти, а количество сервисов и набор предоставляемых ими услуг будет увеличиваться.
Максим Никитин