|
|
Обзор подготовлен
Сергей Королев, менеджер по развитию телекоммуникационной инфраструктуры пивоваренной компании "Балтика", рассказал CNews, почему его компания решила развивать собственную инфраструктуру ИКТ, объяснил, зачем нужно диверсифицировать каналы связи, и поделился своим видением будущего корпоративных телеком-сервисов после внедрения LTE.
CNews: В чем заключаются стратегические задачи компании и как ИКТ помогают их выполнить? Какую инфраструктуру использует "Балтика"?
Сергей Королев: Ни одна компания в современном мире не может функционировать без ИТ-составляющей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это аналитический центр компании, который помогает бизнесу решать текущие задачи, одновременно предлагая новые идеи по оптимизации процессов. ИКТ в бизнесе обеспечивают непрерывность бизнеса.
"Балтика" – территориально распределенная компания: наши заводы расположены в десяти городах России, есть региональные склады, сбытовые подразделения, офисы продаж – всего более 70 точек присутствия в России. Датацентр компании находится в штаб-квартире в Санкт-Петербурге. Заводы компании, сбытовые и логистические подразделения соединены корпоративными каналами связи, а небольшие sales-офисы подключены к датацентру посредством сети интернет. Помимо этого осуществляется взаимодействие с зарубежными дружественными компаниями в рамках холдинга Carlsberg, как по выделенным каналам, так и через интернет.
Доступ в сеть интернет резервируется благодаря трем операторам связи и технологии маршрутизации BGP. Различными физическими трассами в датацентр компании приходит три интернет-канала, каждый по 100 Мбит/c. Отказоустойчивость интернет-блока и WAN-блока в датацентре компании построена на механизме резервирования оборудования по двум серверным с автоматическим переключением на исправную сетевую аппаратуру. Заводы компании и крупнейшие удаленные площадки имеют как выделенный WAN-канал по технологии IP VPN, так и IP VPN поверх интернета от альтернативного оператора и с другой физикой подключения.
CNews: Какова ваша стратегия построения коммуникаций? В чем специфика построения телеком-сервисов в крупной производственной компании?
Сергей Королев: Компания стремится к развитию такой телекоммуникационной инфраструктуры, которая удовлетворяла бы все потребности бизнеса и при этом была бы доступной для пользователей, предоставляя им сервис высокого качества. Производственные и логистические процессы на "Балтике" работают 24 часа в сутки, доступ к централизованным информационным системам круглосуточный и постоянный. Отсюда вытекают требования к надежности, производительности, высокой доступности телекоммуникационной инфраструктуры, минимизации инцидентов, связанных с неработоспособностью канала связи, вследствие которых региональное подразделение потеряет доступ к датацентру компании.
CNews: Какие наиболее значимые проекты ведутся вами по телеком-направлению?
Сергей Королев: Сейчас происходит активное внедрение аппаратных балансировщиков нагрузки на сервера, мы интегрируем решение в телекоммуникационную инфраструктуру компании с разделением на функциональные зоны. Балансировка серверов позволяет повысить производительность, безопасность и отказоустойчивость. Кроме того, мы можем упорядочить сетевую инфраструктуру благодаря уходу от технологии Microsoft NLB. Наличие двух балансировщиков, расположенных в территориально распределенных серверных, повышает отказоустойчивость. При этом с помощью виртуальных контекстов осуществляется взаимодействие различных функциональных зон в области безопасности и политик доступа к серверам.
CNews: Почему вы пошли по пути развития собственной инфраструктуры?
Сергей Королев: К сожалению, не все операторы связи могут гарантировать сервис 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в том числе и в отдаленных российских регионах. Как я уже сказал, мы предпочитаем диверсифицировать поставщиков услуг связи. Нашими ключевыми партнерами являются компании "Вымпелком" и "Ростелеком", представляющие "Балтике" различные сервисы, в том числе мобильную связь и передачу данных. Также мы сотрудничаем с компанией "Мегафон", с ней заключен договор по фиксированной связи, в который включены сервис цифровой телефонии, широкополосный доступ в интернет. Созданная структура обеспечивает бесперебойное функционирование ИТ-процессов регионального завода с доступом в центральный датацентр компании даже в случае локального или глобального сбоя у одного из операторов связи.
CNews: Как повысилась эффективность производства благодаря решениям ИКТ?
Сергей Королев: При сохранении и в отдельных случаях некотором уменьшении расходов мы увеличили пропускную способность каналов в пять раз благодаря гибкой политике и переговорам с операторами связи. Под гибкой политикой я имею ввиду использование передовых технологий, возможность получения коммерческого предложения в конкретной запрашиваемой точке (завод, региональное подразделение) от нескольких операторов связи и выбор наилучшего предложения, как по ценовым параметрам, так и по качественным характеристикам.
Чтобы повысить эффективность использования ресурсов, мы разделяем трафик на несколько потоков. Высокоприоритетный "реал-тайм" трафик, данные ERP передаются по выделенным каналам связи. Трафик низкоприоритетный, не обладающей большой чувствительности к задержкам канала, например, такой, как FTP, мы передаем по параллельному и более дешевому каналу связи – туннелю через интернет. В результате мы освобождаем более дорогой канал связи от низкоприоритетного и тяжелого трафика и параллельно решаем задачу утилизации интернет-канала регионального подразделения.
Механизм функционирует следующим образом. Это настройка протокола маршрутизации с созданием искусственной метрики. И выделение зоны адресного пространства, куда будет направляться низкоприоритетный трафик через туннелирование поверх сети интернет.
CNews: Решены ли все проблемы? Ожидаемый эффект соответствует фактическому?
Сергей Королев: Стабильность WAN-инфраструктуры за последние 3 года существенно повысилась и не вызывает большого количества нареканий и жалоб, как со стороны пользователей, так и со стороны коллег по цеху. Таким образом, ожидаемый эффект полностью соответствует фактическому.
CNews: Каких решений вы больше всего ждете сейчас от операторов связи?
Сергей Королев: Развития LTE сетей, повышения качества и стабильности работы сотовых сетей и сервисов передачи данных. При должном развитии мобильных технологий, повышения стабильности и скорости, небольшие территориальные площадки могут быть подключены к датацентру компании через мобильную сеть операторов связи. Это позволит оперативно реагировать на потребности бизнеса при открытии новых офисов компании или переезде действующих. На текущий момент качество функционирования технологий 3G не позволяет на базе сотовых сетей операторов связи строить корпоративные каналы в удаленные подразделения компании. Речь идет о трафике бизнес-приложений, чувствительных к задержкам и качественным характеристикам каналов.
CNews: Каким вы видите телеком-2015? Что принципиально должно измениться, по вашим прогнозам?
Сергей Королев: Сегодня доступ к интернету – это уже нечто само собой разумеющееся. Развитие технологий – бесконечный процесс, и в будущем функции телекоммуникаций, несомненно, расширятся. Я хотел бы отметить следующие ключевые тенденции: виртуализация, развитие LTE-сетей, развитие облачных услуг, повсеместный переход корпоративных Ethernet-сетей на 10G и в отдельных случаях на 40/100G.
Еще один тренд – это развитие мобильных технологий. Вслед за публичными сервисами для индивидуальных пользователей в сотовые телефоны и планшеты уходят корпоративные приложения. Разумеется, максимальный синергетический эффект получат компании, которые смогут интегрировать несколько инновационных технологий, находя оптимальные решения с учетом специфики каждого проекта.
CNews: Спасибо.