|
|
Обзор подготовлен
Виктор Дурыгин, директор по эксплуатации и развитию ИТ компании МГТС, поделился с CNews опытом внедрения облаков. По его словам, затраты на покупку и обслуживание «железа» снизились в десятки раз, а максимальный срок окупаемости проекта–всего полтора года. Важнейшими направлениями для развития облака он считает биллинг и ERP.
CNews: Какие стратегические задачи стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играет оптимизация ИТ-инфраструктуры?
Виктор Дурыгин: Сейчас мы реализуем крупнейший в Европе проект по замене медных проводов нашей фиксированной сети на оптоволокно по технологии GPON (оптика в каждую квартиру). Новая сеть станет «цифровой платформой» Москвы, позволит сделать по-настоящему доступными и массовыми такие высокотехнологичные сервисы как интернет на скорости до 1 Гбит/секунду, «умный дом», видеонаблюдение, интерактивное телевидение.
Услуги связи по оптике задействованы во многих городских проектах. Сейчас мы являемся основным поставщиком интернета для учреждений образования Москвы, обеспечиваем видеонаблюдение в местах отдыха и школах. В будущем сможем предложить еще более сложные сервисы, которые помогут городу в обеспечении безопасности, решении транспортных и многих других проблем.
В этом наша стратегическая задача - обеспечить современные возможности для развития мегаполиса. Она сопряжена со многими изменениями в работе компании – модернизацией сети, расширением спектра услуг, изменением подходов к обслуживанию.
Безусловно, все это тесно связано с оптимизацией нашей ИТ-инфраструктуры – нам нужны «гибкие», легко масштабируемые системы, которые одновременно позволяют экономить человеческие и финансовые ресурсы.
CNews: Сейчас МГТС занимается созданием частного облака. Расскажите подробнее, когда этот проект стартовал, какие сервисы вы планируете вынести в облако и т.д.?
Виктор Дурыгин: У нас более двух сотен зданий в Москве. Раньше почти везде были расположены элементы ИТ-инфраструктуры. Сейчас мы оставили два ЦОДа, которые разнесены друг от друга на расстояние нескольких десятков километров. Один из них мы сдали в эксплуатацию только в этом году. Это небольшие площадки – всего по 20 стоек, но они полностью соответствует всем современным требованиям. При развертывании облака нам вполне хватит этих мощностей.
Проект реализуется с сентября прошлого года, в марте 2012 г. он вышел в активную фазу. На данный момент мы перенесли в облако до 80% инфраструктуры. В качестве основного средства виртуализации мы используем технологии компании VMware. Кроме того, мы дополнили виртуализацию процессорных мощностей виртуализацией дискового пространства. С помощью решений ЕМС мы смогли разместить на двух площадках массивы такого класса, которые позволяют просто отключить одну площадку, и вторая будет безостановочно работать.
CNews: А каким образом построено взаимодействие двух площадок? Одна основная, вторая резервная?
Виктор Дурыгин: Нет, они обе находятся в активном состоянии. Но в случае отказа одна площадка может дублировать вторую. Есть mission critical-системы, которые являются ключевыми в работе компании. Например, это биллинговая система, которая не может быть отключена ни на минуту. С другой стороны, есть ресурсы, которые можно отключать без резервирования на несколько часов, к этой категории относится примерно 10-20% от всех вычислительных мощностей.
CNews: Расскажите подробнее о mission critical-cервисах?
Виктор Дурыгин: В качестве биллинговой системы мы используем платформу FORIS компании «Ситроникс». У нас около 280 коммутаторов. Нам необходимо обслуживать все коммутаторы, собирать материалы с них, данные по звонкам абонентов, оплате. Все эти процессы вынесены в mission critical системы. Кроме того, сюда же относится система ERP, на которую завязаны многие технологические бизнес-процессы и выполнение проектов компании, например, реализация программы «Безопасный город» по видеонаблюдению в столице. Есть еще около полутора десятков систем внутреннего класса, вынесенных в mission critical облако.
CNews: Кто был вашим партнером по реализации проекта? Кто строил ЦОД и кто помогал создавать облако?
Виктор Дурыгин: Нашим партнером по строительству ЦОД был «Ситроникс». Вместе мы построили ЦОД и резервную площадку за 9 месяцев, это очень хороший результат. Компания «Ситроникс» также занималась развертыванием облачной инфраструктуры. Кроме того, мы консультировались с фирмой WMware, у нас есть собственный аккаунт-менеджер – проектный инженер и технический специалист, который посвящает нам 2-3 дня в неделю и при необходимости приезжает на площадку.
CNews: Каковы сроки окупаемости проекта?
Виктор Дурыгин: При расчете окупаемости мы обозначили для себя целевой уровень качества инфраструктуры и посмотрели затраты на его достижение двумя способами - с помощью виртуализации и с помощью традиционных технологий. Кейс с виртуализацией и облачными решениями оказался эффективнее. Пессимистичный прогноз – полтора года окупаемости.
CNews: Можете привести оценки экономии, например, от переноса в облако ERP?
Виктор Дурыгин: Приведу в качестве примера несколько цифр: ранее система ERP располагалась на 120 серверах. На сегодняшний момент мы «утоптали», «завиртуализировали» и«загнали» в облако всю систему ERP, она уместилась всего на шести блейд-серверах. Затраты снизились в десятки раз. С другой стороны, потребовалось переобучать сотрудников. Но эти затраты быстро окупаются.
CNews: Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникали при реализации проекта и как вы их решали.
Виктор Дурыгин: Комплекс проблем связан с тем, что облачные технологии находятся в стадии становления. Из-за этого очень большое значение имеет грамотный тюнинг, правильный подход к разделению ресурсов, к резервированию, к использованию смежных технологий, которые в той или иной форме привязываются к облаку. Именно этот процесс был самым трудным.
CNews: Каким вы видите будущее российского рынка облаков – например, через пять лет?
Виктор Дурыгин: На мой взгляд, математическая модель существования подобных систем только зарождается. Этим стали серьезно заниматься академические институты в мире, в частности, в США и Европе. Начали появляться материалы, говорящие о том, что эта технология имеет поистине безграничные перспективы.
Стало очевидно, что в мире не существует ограничений по вычислительным мощностям, но пока сложно сказать, как именно будут применяться открывающиеся возможности.
Если объединить вычислительные мощности всех проданных в мире iPhone, то их совокупные ресурсы превзойдут возможности всех крупнейших компаний мира. Как объединить эти ресурсы и заставить работать? Это задача развития облачных технологий на 2-3 года. Возможно, в недалеком будущем операторам не надо будет делать биллинг на всю страну, а достаточно будет в телефон поставить маленькую программу, которая будет «биллинговать» клиента онлайн. Это выглядит фантастично, но мир к этому идет.
Сейчас в МГТС мы в разы уменьшили мощности, потребление энергии, количество «железа», применив только «зачаточные» облачные технологии. Дальше будет больше. Скорее всего, единственным ограничением станет секретность: например, не все люди захотят хранить данные из своей записной книжки где-то в США, Франции или даже на удаленном сервере в России.
CNews: Спасибо.