|
|
Обзор подготовлен
Руководитель отдела комплексных систем автоматизации Softline Дмитрий Новиков рассказал CNews о том, что инфраструктурный рынок ждет переход на тонкие клиенты, оптимизация под мобильные сервисы, развитие аутсорсинга, повышение безопасности и появление комплексных решений от крупнейших вендоров. Кроме того, он отметил боязнь российских заказчиков отказываться от старого оборудования и неготовность строить новую инфраструктуру. Тем не менее, выручка по этому направлению растет быстрыми темпами.
CNews: Каков был размер выручки вашей компании от инфраструктурны х проектов в 2011 г? Какова доля этого направления в совокупно м показателе и к ак она меняется?
Дмитрий Новиков: Совокупная выручка Softline от оказания услуг по построению ИТ- инфраструктуры в 2011 г. составила 686 756 130 руб. , т.е. почти $23 млн . Хотелось бы сделать акцент, что здесь учтены только проектные работы, без поставок софта и оборудования . Ежегодно в инфраструктурных проектах оборот компании Softline растет на 20-30%, что опережает темпы роста этого рынка более чем в два раза. С редний показатель по рынку – 10-12% .
CNews: Какие тренды на рынке инфраструктурных проектов вы можете выделить особо ?
Дмитрий Новиков: Для начала хотелось бы зафиксировать терминологию – мы будем говорить не о бизнес-приложениях и бизнес-проектах (таких как, например, внедрение SAP, или организация документооборота, или системы бизнес-анализа), а о проектах, связанных именно с инфраструктурой. Таким образом, мы условно отделяем бизнес- и ИТ-задачи: серверную виртуализацию, сетевую инфраструктуру, телефонию, почтовые системы, построение информационной безопасности и т.д.
Теперь о трендах. Первый из них – это облачные технологии. И, в первую очередь, это построение частных облаков. Сейчас зачастую каждый филиал крупной компании обслуживается своим сервером, своей собственной системой телефонии и т.д. В случае построения частного облака доступ ко всем ИТ-ресурсам компании дается по запросу, и процесс дальнейшего развития систем в облаке становится менее затратен. Очень интересная опция для ИТ – аренда ресурсов у сервис-провайдеров и работа по модели IaaS, когда организация за определенную абонентскую плату берет необходимые ей мощности в аренду. Предположительная картина из ближайшего будущего – все пользователи организации работают на тонких клиентах (энергоэффективные устройства, не требующие обслуживания) и получают доступ к корпоративным данным и приложениям, которые находятся в гибридном облаке (совокупность частного и публичного облака).
Далее идет мобильность сотрудников и доступность любых систем и приложений организаций из любой точки мира и с любого устройства. Очевидно, что для достижения этих задач требуется значительная модернизация имеющейся инфраструктуры с помощью специализированного программно-аппаратного обеспечения, увеличение пропускной способности каналов связи, необходимо обеспечить непрерывный и безопасный доступ к корпоративным ресурсам, работу всех приложений на любом ноутбуке, планшете, смартфоне с любой операционной системой. Свои усилия в данном направлении объединили два софтверных гиганта – Cisco и Citrix, что подтверждает значимость тренда для бизнеса.
В качестве третьего тренда мы бы отметили передачу части ИТ-функций в компании на аутсорсинг и техподдержку. После кризиса во многих компаниях, в том числе крупных, был сокращен штат ИТ-специалистов (иногда до 3-5 человек), а все ИТ-проекты переданы на обслуживание одному или нескольким субподрядчикам. Также все более популярной становится передача многих ИТ-систем в лизинг: дополнительным преимуществом тут является тот факт, что на балансе организации не числится ни оборудование, ни софт.
Безопасность – это то, без чего невозможно развитие первых трех трендов. Любая компания хочет быть уверена, что, отдавая свои задачи на аутсорсинг или данные в облако, она обеспечит надлежащий уровень защи ты , а доступ с любых устройств к корпоративным данным не обернется трагедией. В этой связи практически все игроки в сфере информационной безопасности за последний год предложили эффективные решения по защите мобильных устройств, защиту от утечек информации, защиту виртуальных сред и доступа к ним.
И, наконец, последний тренд, который хотелось бы отметить – это объединение инфраструктуры с бизнес-приложениями. В этом же направлении идут основные мировые вендоры: Microsoft, к примеру, предлагает и устройства, и софт, и сервисы. То есть заказчик хочет видеть не набор разрозненных продуктов, а единые интеграционные решения.
CNews: Расскажите о крупнейших проектах по инфраструктур е, реализованных вами в 2011-2012 гг. Какие проекты преобладали: строительство ЦОД, сетевая инфраструктура, другие направления?
Дмитрий Новиков: Основные проекты, реализованные компанией Softline в 2011-2012 гг , это проекты по виртуализации, построению систем информационной безопасности, интеграционные проекты на базе решений Microsoft, аутсорсинг и техническая поддержка, построение сетей на базе Cisco, а также систем объединенных коммуникаций, в частности, интеграция Microsoft Lync и Polycom. Из конкретных кейсов – это создание инфраструктуры серверной виртуализации и виртуализации рабочих мест для Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра; обеспечение защиты конфиденциальной информации от утечек в НПО «Сатурн»; построение VPN-инфраструктуры для re:Store; внедрение системы мониторинга и анализа производительности корпоративных серверов баз данных Microsoft SQL Server в пивоваренной компании «Балтика»; оказание услуг по мультивендорной технической поддержке компании «АльфаСтрахование» и многие-многие другие.
CNews: Какие трудности возникали при реализации проектов и как вы их решали?
Дмитрий Новиков: Иногда складывается ситуация, что задача, сформулированная на начальном этапе, к концу проекта трансформируется кардинально или частично. Естественно, это приводит к сдвигу сроков, увеличению бюджета проекта, недовольству заказчика. Чтобы этого избежать, хотелось бы особо отметить важность и необходимость проведения аудита перед стартом любого проект: чтобы сформулировать пул задач и работ, четко обозначить сроки и денежные затраты. Специалисты опишут процесс «от и до»: от пилота до масштабирования на всю ИТ-инфраструктуру – и дальше уже заказчику решать, что ему действительно критично на данном этапе, а что может подождать. Также очень важно не забывать, кто в конечном итоге будет пользоваться нововведениями, и не забывать в должном объеме закладывать бюджет (или планировать внутренние ресурсы) на обучение пользователей, в противном случае даже хорошая система не найдет своих пользователей и нужного отклика у них.
CNews: Насколько часто при выполнении инфраструктурных проектов системным интеграторам приходится выполнять инженерные задачи (перепланировка и модернизация помещений под нужды ИТ)? Какова доля таких проектов в вашей инфраструктурной выручке?
Дмитрий Новиков: Softline не специализируется на инженерных проектах. Мы специалисты в области ИТ-услуг: поставки, внедрения, поддержки, но не в построении зданий. При необходимости мы привлекаем партнеров натакого рода проекты.
CNews: В чем специфика российского инфраструктурного рынка? Насколько быстро он растет?
Дмитрий Новиков: После кризиса ИТ-бюджеты подросли, но и за их целевым использованием руководители компаний стали следить гораздо пристальнее. По статистике, на инфраструктуру в российской компании тратится более половины ИТ-бюджета, таким образом, и требования к отчетности сразу предъявляются больше, а возврат инвестиций от этих затрат – всего 5%. Опасения владельцев бизнеса вполне понятны. Отсюда возникает основная проблема – обоснование ИТ-затрат перед руководством. Иногда бюджет выделяется лишь тогда, когда проблема уже случилась и вместо того, чтобы развивать инфраструктуру, ИТ занимается «затыканием дыр». В иных случаях, когда имеется старая, но рабочая инфраструктура, которая требует модернизации, ИТ сталкивается с проблемой обосновать расходына модернизацию. Действительно, как объяснить, что нужно улучшать то, что и так работает? И что делать это нужно именно сейчас, а не когда что-то уже перестанет работать и, возможно, принесет критические потери для бизнес-процессов всей компании. Риски, связанные с использованием ненадежной инфраструктуры, редко берутся в расчет бизнесом, и в связи с этим возникают эти общие проблемы.
Некоторые организации сейчас вкладываются именно в «задел на будущее», в развитие ИТ-систем (хорошим примером в последнее время являются государственные компании, образовательные и здравоохранительные учреждения). Однако такая ситуация сейчас, скорее, исключение, чем правило. В основном в компании есть бОльшая часть устаревшей или устаревающей инфраструктуры, и небольшая часть – модернизированной. Отказываться от устаревших систем мало кто решается, риски для бизнеса оцениваются не в полной мере, и предпринимаются попытки интеграции старых и новых систем, что далеко не всегда приводит к желаемому результату.
Дополнительно к этому, в российских компаниях исторически львиная доля ИТ-бюджетов идет на закупку оборудования – причем неважно, сервера это или планшетники. Если за рубежом срок жизни любой «железяки» 3 года, а потом ее просто списывают, то у нас оборудование привыкли закупать «впрок», соответственно, если бюджет появляется, в первую очередь он идет на закупку нового оборудования, а уже потом – на модернизацию или построение инфраструктуры.
Еще одна чисто российская особенность – это неоднозначность ценообразования в проектной деятельности. Нет такого понятия как средняя стоимость проекта, рыночная стоимость. Проект зачастую сложно оценить внутри компании самому заказчику, что уж говорить о компании-партнере. Достаточно взглянуть на сухую статистику: в России на ИТ тратится в среднем 0,5%-1% от всего бюджета компании, за рубежом эта цифра – 3-4%. Вполне понятно стремление ИТ-руководителей максимально сэкономить на проектах.
CNews: Насколько инфраструктура заказчиков готова сегодня к внедрению облаков?
Дмитрий Новиков: Сейчас сложно найти компанию, которая в той или иной форме не пользуется технологиями виртуализации. Следующий шаг – это переход в частное облако. П о оценкам Softline, доля компаний, уже использующих частное облако, в России составляет порядка 25%. И именно построение частных облаков – перспектива на ближайшие годы. Сложнее с облаками публичными. С одной стороны, это законодательные недоработки, недоверие к 100% сохранности, безопасности и доступности данных. С другой –конечно, много говорится о сокращении затрат при пользовании облаками: вы платите только за то, что используете. Однако, сам переход в облако, миграция – это проект, требующий единовременных затрат, что также зачастую останавливает этот процесс.
CNews: Каким вы видите российский рынок инженерной и ИТ - инфраструктуры через 5 лет?
Дмитрий Новиков: Инфраструктурные проекты будут набирать обороты, это очевидно. В ближайшей перспектив, в течение 3-5 лет, это как раз модернизация существующего ИТ-парка – как программного, так и аппаратного, а также работа по объединению и интеграции имеющихся в компании систем.
В более далекой перспективе тренды мы уже обозначили – это мобильность сотрудников, доступность приложений, готовые сервисы. Причем, сначала эти сервисы внедряются для себя, а затем продаются как услуга вовне. Этим путем уже сейчас идут многие телекоммуникационные компании. Тон также задают и вендоры.
Заказчику все меньше придется разбираться в ИТ-деталях: ему нужно решение задачи (например, почта или портал, он ставит эту задачу ИТ-провайдеру, провайдер предоставляет сервис в аренду. На какой платформе система построена, будет неважно. Соответственно, выиграет тот партнер, у кого будет больше и комплекснее охват сервисов, ниже цены, надежнее защита и выше скорость реакции.
CNews: Спасибо.