Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Рынок BI: заказчик становится все разборчивее

Рынок BI: заказчик становится все разборчивее

Сектор BI оказался в числе немногих "фаворитов" рынка ИТ в ситуации кризисных изменений. Сохранение достаточно высокого спроса на подобные системы объяснимо стремлением компаний к оптимизации и усилению конкурентоспособности – за счет повышения оперативности и точности принятия решений, увеличения гибкости и эффективности бизнеса. Все эти актуальные потребности вкупе с усиленной бережливостью компаний заставляют их более внимательно изучать предложение на рынке BI, и в целом способствуют повышению грамотности в этой области.

В своем развитии рынок BI до недавнего времени оставался в некотором роде "вещью в себе" – о BI было много разговоров, это направление было достаточно модным, но не слишком понятным бизнес-аудитории. Диалог о BI таким образом достаточно долго оставался нишевым, внутрицеховым, оперирующим собственной терминологией – языком, мало понятным со стороны. Похожая ситуация складывалась, например, и в нише BPM – инструментария для управления процессами.

Однако по мере взросления рынка BI, с одной стороны, и в силу формирования нового, более осторожного и прагматичного подхода к ИТ-проектам, с другой стороны, интерес к инструментам бизнес-анализа становится менее абстрактным. Более вдумчивый подход к выбору такого рода систем требует, в свою очередь,  более глубокого понимания их возможностей со стороны бизнеса.

BI-платформы позволяют компаниям изучать, анализировать и, соответственно,  оптимизировать собственную деятельность. Основные функции систем BI по Gartner - управление метаданными, доставка информации (генерация отчетов, подготовка запросов, интеграция с другими приложениями и пр.) и анализ (OLAP - оперативная аналитическая обработка, прогнозное моделирование, интеллектуальный анализ данных и пр.). В конечном итоге применение BI ориентировано на ускорение процесса принятия управленческих решений – а именно это оказалось критически важным в изменившихся экономических условиях.

Этапы развития бизнес-аналитики

Источник: Gartner, 2009

Вообще принятие решений в ситуации постоянного роста и количества информации в организациях, и числа ее источников, становится все более сложной задачей и объективно ведет к повышенной потребности в аналитике.  Тем более, что аналитики Gartner предупреждают, что к 2012 году более 35% из пяти тысяч крупнейших компаний в мире будут принимать ошибочные решения по причине отсутствия доступа к актуальным данным и аналитической информации.

Ложка дегтя

При том что кризис вроде бы усилил интерес рынка к теме BI, в определенной степени он все же негативно повлиял на покупательную способность. В итоге темпы роста этого сектора замедлились. В Gartner отмечают, что если за 2008 г. показатель составлял 20%, то в 2009 г. - лишь 4%. Впрочем, этот показатель в любом случае выше, чем в других сегментах рынка ПО.

Ожидается, что до 2013 г. продажи BI-систем будут расти в среднем на 6-7%. Примерно такую же динамику (7% в год) прогнозируют аналитики Forrester и на европейском, и на российском рынках BI в 2010-2011 гг.

Определенное смущение вызывают у заказчиков и консолидационные процессы, отмечаемые на рынке BI глобально. При достаточной узости этой ниши, сделки здесь заключаются серьезные. Самые крупные слияния были проведены "гигантами" из смежных секторов рынка информационных систем – Oracle приобрела Hyperion Solutions, SAP - Business Objects, IBM — Cognos. В результате на долю пяти крупнейших игроков приходится, по оценкам Gartner, около 75% всего рынка BI. Для заказчиков такие сделки означают, прежде всего, неопределенность с точки зрения дальнейшего развития и поддержки продуктов, ценовой политики и пр.

С одной стороны, подобная ситуация неопределенности дает шанс более мелким, нишевым игрокам. С другой стороны, их успешное продвижение рано или поздно будет замечено все теми же "гигантами" и, вероятно, вовлечет их в новые консолидационные инициативы.

Трудности ВI: мифы или реальность?

Как правило, к основным сложностям BI-проектов, которые тормозят их или приводят к неудаче (а статистика последних может сдерживать потенциальных заказчиков), относят две базовые проблемы любой ИТ-инициативы – недостаточную поддержку со стороны руководства и сопротивление сотрудников. Бизнес-пользователям непривычен инструментарий и не очень понятно, для чего вообще нужна система. У топ-менеджмента также не всегда есть ясность с последним пунктом, тем более что не совсем понятна отдача от не самых малых инвестиций в проект.

Аналитики Gartner выделяют 5 причин разрыва между теоретической пользой BI и практическим неуспехом такого проекта. Во-первых, это недостаток согласованности и отсутствие понимания между ИТ и бизнесом – в принципе такая проблема характерна для всех проектов, требующих вовлеченности бизнес-пользователей при недостаточно высоком уровне их ИТ-грамотности и непонимании задач внедрения системы, ориентированной в конечном итоге на управленческий уровень.

Во-вторых, это отсутствие взаимосвязи между BI-инструментами и корпоративной стратегией. Вообще, отмечают аналитики, сам факт наличия BI-системы еще не подразумевает наличие полноценной и последовательной BI-стратегии, отражающей цели и задачи основного бизнеса.

В-третьих, может обнаружиться отсутствие взаимосвязи между BI и бизнес-процессами, что создает в ходе проекта дополнительные задачи – как технологические (для сотрудников ИТ-подразделения), так и бизнес (для аналитиков, других пользователей систем, и в конечном итоге – для руководства).

В-четвертых, это отсутствие BI-администрирования – грамотного управления ходом проекта, контроля за учетом интересов и пожеланий всех заинтересованных сторон-пользователей системы, и в целом – контроля за адекватной вовлеченностью всех участников проекта.

В-пятых, на том или ином этапе проявляется недостаток навыков бизнес-пользователей для работы с системой, что требует большей активности с точки зрения обучения, необходимых разъяснений и в целом – повышения компьютерной грамотности персонала (но может подразумевать и дополнительные расходы для топ-менеджмента).

Осознавая данные "узкие места", поставщики постоянно развивают свои решения, делая акцент именно на простоте использования и внедрения. При этом предложение на рынке BI учитывает актуальные тенденции отрасли информационных технологий – отсюда появляются концепции объединения BI с социальными сетями и средствами коллективной работы, а также BI в "облаке".

Учитывая, что количество данных в корпоративных системах постоянно растет, а еще большую динамику демонстрирует так называемый неструктурированный контент, при этом быстро расширяется число источников информации (за счет мобильных устройств, социальных сетей, "облаков" и пр.), очевидно, что относительно спроса на BI сегодня делают самые оптимистичные прогнозы.

Олег Щеглов

Федор Краснов
Акадо-Столица

Федор Краснов:

Нужно продвигать полезность BI внутри компании

На вопросы CNews отвечает Федор Краснов, заместитель директора по маркетингу "Акадо-Столица".

CNews: Как, на ваш взгляд, развиваются сегодня проекты BI в отечественном телекоме?

Федор Краснов: Я считаю, что "Акадо" находится в mainstream отечественного телекома по развитию BI, поэтому поясню на этом примере. Положение дел таково, что основные BI-системы внедрены, основные задачи, поставленные перед BI-проектами решены. Борьба перешла в плоскость получения дополнительной выгоды от внедренных систем.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS