|
|
Обзор
Рынок баз данных 2010Инструментарий BI в России уже достаточно распространен, чтобы способствовать повышению грамотности и зрелости этого рынка. Однако данные процессы пока не слишком быстры. Уже научившись формулировать основные цели, задачи и ожидания от проектов BI, отечественный заказчик все еще подходит к их оценке по итогам без методик, интуитивно. Примерно также выбираются и решения, хотя уже с учетом опыта использования на аналогичных предприятиях, и главное в текущих условиях – с оглядкой на бюджет.
BI, при всей известности аббревиатуры, до недавнего времени оставалась концепцией, более близкой и понятной скорее специалистам (аналитикам, ИТ-шникам), чем руководителям. Пресловутый разрыв в понимании - на уровне ИТ и на уровне бизнеса - отчасти объяснял проблемы, возникающие в ходе подобных проектов и в мировой, и в российской практике. В изменившихся в 2008-2009 гг. условиях развития рынка менеджмент начал проявлять все большее внимание и к структуре своих расходов на ИТ, и к тем реальным и быстро достижимым преимуществам, которые могут обеспечить ему высокотехнологичные решения. Ожидаемо увеличился интерес к аналитическому инструментарию, позволяющему лучше контролировать бизнес-процессы, оптимизировать деятельность предприятий и в конечном итоге – повышать оперативность и точность управленческих решений.
Рост интереса и формирование более грамотного подхода к BI игроки этого рынка отмечали и в России – еще до кризисных "корректив". В ситуации резкого сокращения ИТ-бюджетов именно аналитический инструментарий казался своего рода "заделом" на будущее, обеспечивающим новые возможности для роста. Действительно, как показал опрос CNews Analytics, проекты BI, пусть и немногочисленные, в сложном 2009 г. все же велись; почти удвоенное их количество запланировано к реализации в 2010 г.
В рамках опроса по теме "BI в России 2010", проводимого CNews Analytics в 1-2 кв. 2010 г., приняли участие более 100 специалистов компаний, представляющих различные отрасли экономики: банки, страхование, телеком, ритейл, ТЭК и пр.
Уровень проникновения BI в России можно оценить на сегодняшний момент как достаточно высокий – 43% респондентов CNews Analytics отметили, что уже используют подобный инструментарий в своей работе. Причем некоторые работают более чем с одной BI-системой. В основном российские компании, демонстрирующие "BI-активность", работают с решениями четырех глобальных поставщиков – Oracle, Microsoft, IBM, SAP. Интересно, что у 20% стоят самописные решения.
Опыт использования решений BI
Источник: CNews Analytics, 2010
Понятно, что системы BI, как и другие программные продукты, пережили не легкий 2009 г. – часть запланированных проектов была заморожена. Лишь 15% опрошенных CNews Analytics занимались в прошедшем году подобными внедрениями. Часть из них вели собственную разработку.
Реализация проектов BI в 2009 г.
Источник: CNews Analytics, 2010
В настоящий момент выход из кризиса происходит на этом поле достаточно осторожно – на ближайшее время инициативы, связанные с BI, запланированы лишь у 29% опрошенных. На момент проведения исследования ни один из этих проектов еще не был начат.
Запланированные проекты BI на 2010 г.
Источник: CNews Analytics, 2010
Среди наиболее часто рассматриваемых поставщиков при выборе продукта BI респонденты CNews Analytics указали все ту же "большую четверку": Oracle (24%), Microsoft (20,7%), SAP (14%) и IBM (10,3%).
Поставщики, рассматриваемые в рамках планируемых проектов BI
Источник: CNews Analytics, 2010
Среди ключевых факторов, определяющих выбор того или иного поставщика/продукта, в первую очередь, фигурирует адекватная история успеха: 57% респондентов CNews Analytics обращают внимание на опыт использования решения на аналогичном предприятии. 54% сосредоточены на цене вопроса – бюджете проекта, 46% - на ТСО системы. Кроме того, 46% учитывают уже имеющийся опыт работы с поставщиком решения по другим направлениям.
Факторы выбора поставщика/решения BI
Источник: CNews Analytics, 2010
Те компании, которые сфокусированы на сохранении заметной доли собственной разработки и поддержки, учитывают соответствующие возможности выбираемой платформы. У ряда крупных игроков (например, в случае банка ВТБ) основным фактором выбора поставщика становится корпоративный стандарт.
Как показал опрос CNews Analytics, большинство отечественных заказчиков связывают с BI ожидания в отношении скорости принятия бизнес-решений (68%). 53% рассчитывают на повышение эффективности бизнеса, 51% - на повышение его прозрачности.
Ожидания от внедрения BI
Источник: CNews Analytics, 2010
34% опрошенных утверждают, что их ожидания по завершению проекта оправдались на 100%. Однако по большей части отдачу от проектов BI в России все еще прикидывают интуитивно – на уровне понимания, стало ли удобнее работать, понятнее ли стали бизнес-процессы, повысилась ли скорость их исполнения. Один из возможных критериев оценки успешности проекта – степень удовлетворенности бизнес-заказчика, постановщика задач. 30% опрошенных честно сознаются, что подобная оценка делается ими "на глазок". При этом многие озвучивают заинтересованность в адекватной методике, хотя скептики открыто сомневаются в том, что такая методика, в случае ее обнаружения, будет активно применяться.
Олег Щеглов