|
|
Информационные технологии в металлургии 2001 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Металлургический Рунет: портрет сектораСреди металлургических сайтов в Рунете можно выделить несколько групп, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это, во-первых, сайты самих заводов и компаний-производителей. Во-вторых, это информационные ресурсы, и, в-третьих, это торговые площадки - электронные биржи и доски объявлений. Помимо того присутствует группа сайтов фирм, торгующих металлоизделиями, которая вынесена за рамки данного обзора. Крупнейший по посещаемости сектор в металлургическом Рунете - это сайты производителей. Их месячная аудитория составляет 34 тысячи человек, что примерно соответствует аудитории таких ресурсов, как сайт журнала "Эксперт". Регулярно, не реже раза в неделю, сайты металлургических заводов посещает более 8 тысяч человек. Посещаемость информационных сайтов по металлургии в 1,5-2 раза меньше, чем посещаемость сайтов компаний-производителей. Пока же наименьшее внимание пользователи Рунета уделяют торговым площадкам (совокупная аудитория этих ресурсов в 2-3 раза меньше, чем у корпоративных сайтов). Аудитория секторов металлургического Рунета, тыс. человек*
* Оценка объема аудитории секторов проводилась с учетом сайтов, не участвующих в системе статистики SpyLOG, на основе методики, учитывающей количество ресурсов в секторе, среднюю посещаемость сайта сектора и доли пересечений между аудиториями сайтов сектора ** В среднем не менее одной сессии в неделю на протяжении последних 2 месяцев *** В среднем не менее 3 сессий в неделю на протяжении последнего месяца Соотношение и пересечение аудиторий основных секторов металлургического РунетаПодавляющее большинство аудитории металлургического Рунета составляют российские посетители. На их долю приходится более 80% посещений сайтов сектора. Статистика металлургических сайтов показывает развитость соответствующей отрасли промышленности и на Украине. На вторую по численности населения страну СНГ приходится в среднем 7% всех посетителей металлургических сайтов России, что составляет 35% иностранных посетителей сектора. Правда, эти цифры относятся к информационным сайтам и торговым площадкам. На сайтах производителей доля посетителей из стран СНГ намного ниже доли пользователей Сети из дальнего зарубежья. Впрочем, это вполне естественно - и информационные ресурсы, и торговые площадки в Рунете ориентированы исключительно на внутренний рынок. Иностранные игроки могут купить российский металл или получить подробную информацию о российских производителях на англоязычных сайтах в мировом интернете. И только стремление ознакомиться с первоисточником - веб-представительствами российских металлургических компаний - может привести их в Рунет. Между тем, металлургическая аудитория Рунета, по мнению обозревателей, является одной из крупнейших отраслевых групп в Сети и сопоставима с месячной аудиторией, посещающей ресурсы, содержащие информацию о фондовых рынках. С другой стороны ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между этими двумя группами, основываясь исключительно на их численности. Аудитория сайтов, содержащих финансовую информацию, гораздо стабильнее, чем аудитория ресурсов, содержащих данные по металлургической тематике (подробнее ниже). Географическое распределение аудитории металлургических сайтов
Среди российских посетителей 58% составляют москвичи. При этом больше всего жителей столицы среди посетителей сайтов производителей (61%), а меньше всего их на торговых площадках (только 51%). На втором месте, как и в целом по Рунету, идет Петербург - 9%. Интересна высокая доля уральских городов - Екатеринбурга(5,7%) и Челябинска(4,0%), - идущих, соответственно, на третьем и четвертом местах. При этом, на информационных сайтах и торговых площадках доля Екатеринбурга достигает 8%, а доля Челябинска - 6%. В десятке наиболее активных городов также Самара, Пермь, Череповец, Новосибирск, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. В то же время доля пользователей из таких городов как Краснодар, Сургут, Омск, Красноярск и Владивосток на металлургических сайтах в несколько раз меньше, чем доля этих пользователей по Рунету в целом. Структура трафика в сектореВ структуре трафика сайтов, посвященных металлу, в Рунете преобладает "Type-in трафик", то есть переходы через закладки и путем прямого набора адреса в броузере. На Type-in трафик приходится, в зависимости от группы сайтов, от 47 до 59% всех посещений (в среднем по Рунету эта доля составляет 44,5% для сайтов среднего уровня посещаемости). Высокая доля type-in трафика объясняется тем, что большая часть пользователей посещает сайты, найдя ссылку на них в офлайновых материалах (публикациях в изданиях, рекламных материалах и т.д.). Вторым по важности источником трафика являются поисковые машины - от 21% до 29% трафика (в среднем по Рунету - 14,5 % для сайтов среднего уровня посещаемости). Значительная доля посещений через поисковые машины и, одновременно, небольшая доля посещений с других серверов говорят, в целом, о неразвитости информационной инфраструктуры сектора металла в российской части интернета. Это, кстати, согласуется и с большой "текучестью" аудитории (о ней будет сказано ниже) и с тем, что посещаемость сайтов производителей в несколько раз выше посещаемости информационных сайтов - ситуация противоположная сложившейся практике интернета. Таким образом, практически четверть посетителей сайтов - это люди, не имеющие представления о развитии сектора, однако заинтересованные в информации по металлу, имеющейся на сайтах. Три сектора металлургического Рунета существенно различаются по поисковым запросам, с помощью которых посетители находят сайты. На сайты производителей почти исключительно переходят по запросам типа "Северсталь" или "Норильский никель". При этом почти в 15% случаев поисковые запросы пишутся на латинице - информацию о российских металлургических компаниях ищут и многие иностранцы. Для информационных сайтов главные источники переходов с поисковых машин являются запросы "металл" и "металлопрокат", а для торговых площадок - опять таки "металл", а также "биржа металлов" и "цветные металлы". И преобладание "профильных" поисковых запросов, и географический состав аудитории (малая доля иностранцев, высокая доля городов Урала и других промышленных центров) показывают, что металлургические сайты собирают преимущественно целевую аудиторию. Однако эта целевая аудитория достаточно пассивна, и большинство, если и пользуется интернетом в работе, делает это нерегулярно. Так, во всех трех секторах металлургического Рунета наблюдается достаточно высокая "текучесть" аудитории. Более половины посетителей металлургических сайтов - это новые посетители. На сайтах производителей новые посетители составляют 69% суточной аудитории, на информационных сайтах - 53%. На торговых площадках, сам механизм действия которых по идее основывается на привлечении небольшого количество постоянных посетителей, новички составляют 62% аудитории. Ниже средней для Рунета и частота посещений металлургических сайтов - в среднем за месяц один посетитель совершает на сайте две сессии (против 2,2 сессий в среднем по Рунету), и только для торговых площадок частота посещений составляет почти три сессии в месяц. Не говорит о высокой активности посетителей и такой показатель, как средняя глубина просмотра - количество страниц, который пользователь посещает в среднем за одну сессию. Этот показатель равен 3,3 страницам для сайтов производителей, 3,5 страницам для торговых площадок и 4,3 страницам для информационных сайтов. Распределение посещений по глубине просмотра и времени, %
Аналитический отдел SpyLog |