|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Европейский рынок ноутбуков дешевеет
Европейский рынок мобильных ПК продолжает расти быстрыми темпами. Однако аналитики отмечают постоянное снижение денежного оборота рынка. Во многом это результат тенденции общего удешевления ноутбуков и опережающего роста сегмента малобюджетных ПК.
Несмотря на давно прогнозируемое насыщение, европейский рынок мобильных ПК пока продолжает расти. По результатам первых двух кварталов 2005 года рост рынка в целом составил более 20% (относительно аналогичного периода 2004 года). Во Франции этот показатель оказался равен 32,9%, в Великобритании — 15,2%, в Германии — 21%, согласно бюллетеням исследовательского института Context. По прогнозам IDC, подобные темпы роста европейский рынок мобильных ПК сохранит вплоть до 2010 года, после чего они постепенно начнут замедляться.
Ведущие поставщики мобильных ПК в EMEA(шт.) |
Вендор |
2 кв. 2004 |
Доля % |
2 кв. 2005 |
Доля % |
Рост |
Acer |
557 798 |
15,8% |
950 958 |
18,5% |
70,5% |
Hewlett-Packard |
549 262 |
15,6% |
854 163 |
16,6% |
55,5% |
Dell |
394 071 |
11,2% |
607 131 |
11,8% |
54,1% |
Toshiba |
326 346 |
9,3% |
494 112 |
9,6% |
51,4% |
Источник: IDC, 2005
В число ведущих игроков на европейском рынке мобильных ПК, по оценкам IDC, входят HP, Dell и Acer — с 16,6%, 11,8% и 18,5% рынка соответственно (данные по 2 кв. 205, IDC). При этом Acer демонстрирует наиболее высокие показатели роста — 70,5% (за указанный период). Для сравнения, средний рост по ЕМЕА за этот период составлял немногим более 20%. В то же время НР выросла на 55,5% по отношению ко 2 кв. 2004 г., а Dell — на 54,1%.
В корпоративном сегменте лидерcтво принадлежит HP и IBM. На потребительском рынке лидерами являются Dell, Acer, FSC и Sony.
Рынок мобильных ПК в Германии
Первое место на немецком рынке мобильных ПК принадлежит Fujitsu-Siemens, доля которой во втором квартале 2005 года составила 20%. По сравнению с первым полугодием 2004 г. продажи компании в потребительском сегменте выросли на 120% (Источник: tecchannel.de). На втором месте находится Medion (10,7%), за ним следует Hewlett-Packard (10,1%). Последняя лидирует на немецком рынке в корпоративном сегменте, однако из-за ряда корпоративных конфликтов в восточных землях Германии отмечается сокращение доли компании на 10%. Четвертое место занимает Acer, по объемам продаж вытеснившая Dell. 26% немецкого рынка делят азиатские производители: Samsung, ASUS, BENQ и MSI, их доля непрерывно сокращается из-за высоких издержек, низкой маржи при продвижении через дискаунт-сети и снижения доверия потребителей.
IDC по итогам 2 кв. 2005 г. представляет 10-ку ведущих игроков немецкого рынка мобильных ПК несколько иначе. В тройку лидеров по итогам продаж вошли Fujitsu Siemens, Acer и Gericom, с 17,9%, 14,4% и 9% рынка соответственно. Общий рост этого сектора за указанный период составил 19,8%. При этом сократилась рыночная доля ноутбуков Sony, а также ряда других производителей, за исключением продемонстрировавших рост Dell, Toshiba, HP, Medion и Apple.
Немецкий рынок мобильных ПК, 1 кв. 2005
Ведущие поставщики немецкого рынка мобильных ПК (шт.) |
Вендор |
2 кв. 2004 |
Доля % |
2 кв. 2005 |
Доля % |
Рост |
Fujitsu Siemens |
86 394 |
13,6% |
136 067 |
17,9% |
57,5% |
Acer |
97 836 |
15,4% |
109 321 |
14,4% |
11,7% |
Gericom |
64 571 |
10,2% |
68 200 |
9,0% |
5,6% |
Dell |
47 610 |
7,5% |
64 410 |
8,5% |
35,3% |
Toshiba |
44 273 |
7,0% |
62 694 |
8,2% |
41,6% |
Hewlett-Packard |
46 925 |
7,4% |
60 857 |
8,0% |
29,7% |
Medion |
47 850 |
7,5% |
56 300 |
7,4% |
17,7% |
Lenovo |
0 |
0,0% |
50 919 |
6,7% |
0,0% |
Sony |
20 886 |
3,3% |
18 580 |
2,4% |
-11,0% |
Apple |
15 455 |
2,4% |
16 995 |
2,2% |
10,0% |
Другие |
164 037 |
25,8% |
117 164 |
15,4% |
-28,6% |
Всего |
635 837 |
100% |
761 507 |
100% |
19,8% |
Источник: IDC, 2005
Вытеснение стационарных ПК
По мнению аналитиков Gartner, к 2008 году ноутбуки составят половину всех проданных компьютеров. В первом квартале 2005 года темпы роста настольных ПК оценивались в 7%, в то время как продажи ноутбуков выросли, по разным оценкам, на 20-25%. В Германии и Италии, например, ноутбуки продаются сегодня чаще, чем стационарные системы. По прогнозам Context, по итогам 2005 года продажи ноутбуков в Италии составят более 60% всех проданных компьютеров, в Германии — порядка 55%. В среднем по странам Западной Европы продажи ноутбуков на текущий момент составляют порядка 43% общего числа персональных компьютеров. В основе этого показателя лежит высокий спрос на мобильные системы в корпоративном сегменте. Для новых членов Евросоюза этот показатель значительно ниже. К примеру, в Чехии ноутбуки составляют только 30,7% от общего числа проданных компьютеров, в Венгрии — 26,1%, в Словакии — чуть больше 22%.
Доля ноутбуков от общих поставок ПК, ЕМЕА, 2005
Источник: Context, 2005
Опережающий рост малобюджетных ноутбуков
Высокие темпы роста в количественном отношении не дают полной качественной характеристики рынка. Согласно расчетам аналитического отдела Hewlett Packard, обороты рынка мобильных ПК в Европе сокращаются на 5% ежегодно. К примеру, в текущем году средняя цена ноутбука в потребительском сегменте составляет порядка 1050 евро, что на 17% меньше средней цены 2004 года. Причиной является опережающий рост сегмента малобюджетных ноутбуков по цене от 600 евро. По статистике Context, сегодня во Франции и Великобритании продажи малобюджетных ноутбуков составляют около четверти всех проданных единиц, в Германии этот показатель колеблется между 14 и 15%. В целом по Европе каждый пятый ноутбук продается по цене ниже 800 евро.
Необходимо отметить, что большая часть малобюджетных ноутбуков продвигается через магазины бытовой техники и сети дискаунтеров. В Германии существует даже специальный термин «ALDI-техника», по названию сети продуктовых магазинов низшего ценового сегмента. Такая схема позволяет продавать низкокачественную и низкофункциональную no-name продукцию, так как ориентирована на слабо информированную аудиторию и активно использует психологию постоянных покупателей магазинов данного сегмента. В последние несколько лет дискаунтеры активно продвигают и ноутбуки, причем многие известные сети — под собственными торговыми марками. Наряду с ALDI, ноутбуки под собственным именем выпустили такие сети, как Lidl, Pennymarkt, Tschibo. Для производителей подобная схема продвижения — это единственный шанс удержаться на европейском рынке, кроме того, продвижение через сети дискаунтеров дает шанс выйти на рынок новым поставщикам. Эту схему продвижения активно используют такие производители, как Medion, BenQ, Asus, MSI, а также — частично для сбыта «старших» моделей — и Futjitsu-Siemens, Samsung и Acer. Парадокс заключается в том, что через сети дискаунтеров зачастую продвигаются модели ноутбуков, цена которых может отличаться от аналогичных по функциональности или даже более функциональных моделей известных поставщиков на 200-300 евро, что позволяет производителю получать ценовую премию выше рыночной на 20-30%.
При сегментировании рынка по цене, к средним, по европейским меркам, относятся ноубуки стоимостью от 1200 до 2400 евро (малобюджетный — от 600 до 1200 евро, высший — от 2400 евро). Безусловным лидером потребительского рынка в среднем ценовом сегменте в Европе, по данным IDC, является FSC, с долей порядка 20%. Около 17% этого рынка принадлежит Acer, с учетом низшего ценового сегмента у него первое место по продажам в потребительском секторе. Лидерство Dell объясняется качеством работы сбытовой сети — у этого поставщика сейчас крупнейший по оборотам в Европе собственный ритейл, с возможностями поставки моделей под заказ и высоким уровнем постпродажного обслуживания.
Шире функциональность
Достаточно сильно на европейском рынке проявляется тенденция расширения спектра функциональных характеристик ноутбуков. Если в потребительском сегменте спрос на функционально насыщенные модели носит несколько искусственный характер, то в корпоративном сегменте повышение требований к функциональности является отражением бурного роста отрасли корпоративных информационных систем.
Основные требования, предъявляемые к ноутбукам потребительского сегмента, сводятся к качеству изображения и звука, при этом мощность процессора и графической карты необходима, в основном, для 3D игр, просмотра ТВ-программ и DVD. Значимы также объем жесткого диска и продолжительность работы аккумулятора. По данным независимых исследований, около 65% потребителей считают, что они переплачивают за функциональность ноутбука, при этом 40% потребителей используют только пятую часть возможностей систем.
WLAN-активность
По данным Context, в потребительском сегменте наблюдается стабильно высокий спрос на модели, поддерживающие WLAN. Так, только в первом квартале 2005 на европейском рынке было продано на 135% больше моделей с интегрированной Wireless-LAN технологией, чем за аналогичный период 2004 года. По прогнозам Context, в потребительском сегменте число проданных WLAN-ноутбуков в 2005 году составит 80%. В корпоративном сегменте этот показатель еще выше, здесь процент WLAN-моделей составит порядка 85-87%. По количеству продаваемых WLAN-ноутбуков лидирует Италия, уровень спроса в которой составляет 95% продаваемых единиц. Германия находится на втором месте, 86%. Во Франции и Великобритании процент продаваемых WLAN-ноутбуков равен 68 и 63 соответственно. Столь высокий спрос на WLAN-модели объясняется распространением беспроводных точек доступа, а также wi-fi-модемов. По статистике, например, в Германии одна точка wi-fi приходится на 100 человек, причем в крупных городах этот показатель еще выше.
Корпоративный сегмент предъявляет жесткие требования к мощности процессора, объему жесткого диска и скорости работы в сети, что обусловлено необходимостью быстрой обработки большого потока информации и баз данных. Большое значение имеет защита данных от несанкционированного доступа, копирования, вирусов и умышленной порчи. Лидерами европейского рынка корпоративных решений, с учетом этих параметров, считаются HP-Compaq, IBM.
Стремление к минимизации
Минимизация размеров ноутбука при сохранении функциональных характеристик уже достаточно долгое время остается модным трендом в высшем ценовом сегменте. Здесь можно выделить два основных направления: High-End и суб-ноутбуки. Европейская цена небольших по размерам и весу ноутбуков, равных или превосходящих по функциональности обычные модели, еще год назад начиналась от 3000 евро. Сейчас старшие модели можно приобрести по цене от 2000 евро и ниже, новые модели стоят от 2500 евро. Основные их характеристики: диагональ дисплея от 10 до 14" и вес от 1 кг. Лидерами этого сегмента в Европе, по данным розничных продавцов, являются Apple iBook, FSC Lifebooks, Sony Vaio.
Прогнозы 2010
По прогнозам специалистов, вплоть до 2010 года европейский рынок ноутбуков будет расти в количественном отношении при постоянном снижении цены на большинство моделей. Максимальные темпы роста будут наблюдаться в сегменте малобюджетных ноутбуков. Аналитики IDC отмечают, что существующая тенденция замены десктопов мобильными ПК будет усиливаться, особенно в корпоративном секторе. В связи с этим все большее значение приобретают решения в области защиты данных от несанкционированного доступа, копирования и вирусов.
В потребительском сегменте прогнозируется повышение спроса на графические и тоновые характеристики ноутбуков, немаловажное значение имеет поддержка WLAN, простота настроек и скорость работы в сети, что связано с приходом на европейский рынок сетевых игр нового поколения, популярных в Японии и Южной Корее. Растущий спрос на компактные модели диктует тенденция перехода ноутбуков в «личное пространство» пользователя. В противовес стационарным системам, ноутбук легко может быть использован для чтения с экрана или просмотра ТВ-программ и не требует отдельного места на рабочем столе. Снижение веса ноутбука и уменьшение размеров связано с тенденцией повышения мобильности устройств.
Наиболее вероятно, что стратегии ведущих игроков европейского рынка будут сфокусированы на удержании своих долей рынка, причем давление азиатских производителей будет усиливаться. Аналитики Gartner предсказывают рост цен на комплектующие и дальнейшее снижение маржи большинства поставщиков. Новый виток спроса на ноутбуки ожидается в связи с появлением процессоров нового поколения Intel Napa, а также недавно анонсированной Windows Vista и новых решений на их основе.
Юлия Граванова
Константин Десслер: Дешевые ноутбуки являются для вендоров "паровозом", на котором нельзя заработать
На вопросы CNews отвечает Константин Десслер, начальник рабочей группы управления закупок MERLION.
CNews: Какие изменения вы отмечаете на российском рынке ноутбуков в последнее время? Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня его развитие?
Константин Десслер: В настоящее время на рынке ноутбуков наблюдается очень серьезная конкуренция, следствием которой стало существенное снижение маржи для всех участников цепочки продаж. Это произошло потому, что основные технологические компании всерьез занялись российским рынком. Рынок Бразилии, Индии, России и Китая (БРИК) в последние годы стал наиболее интересным и перспективным ареалом продаж компьютеров в целом и ноутбуков в частности. Стремясь захватить все большую долю рынка, вендоры вкладывают огромные средства в производство наиболее дешевых моделей. Как следствие — «убивается» маржа у всех игроков рынка.
Российские бренды начинают терять свою долю рынка. Несмотря на то, что еще в прошлом году они занимали порядка 40-45%, сейчас они потеряли значительную часть своей доли за счет агрессивной политики зарубежных производителей. В низшую категорию проникло множество корейских и китайских компаний, пытающихся (причем не безуспешно!) завоевать эту нишу.
Вообще, российский рынок ноутбуков в последние два года растет медленнее, чем раньше — примерно на 20%. Но все-таки растет. Поэтому, несмотря на то, что маржа снизилась, «ноутбучное» направление для дистрибьюторов не перестает быть привлекательным. За счет больших объемов—с одной стороны, и очевидных перспектив — с другой. Сегодня в ноутбуки вкладываются практически все серьезные российские ИT-компании—и реселлеры, и дистрибьюторы, и розничные продавцы.
CNews: Какая доля в общем объеме вашего бизнеса приходится на «ноутбучное» направление? Как менялся этот показатель за последние годы?
Константин Десслер: Компания Merlion вплотную начала заниматься этим направлением недавно. Ранее у нас был опыт работы с ноутбуками Dell, но тогда не было необходимости структурно выделять это направление продаж. А в конце позапрошлого года было принято решение сформировать в рамках компании отдельное подразделение, занимающееся продвижением ноутбуков.
Полный текст интервью
|
|