|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Российский рынок ноутбуков вырос вдвое
По оценкам западных аналитиков, за 2004 год российский рынок ноутбуков вырос вдвое. Ожидается, что темпы роста этого рынка будут ускоряться, а объем продаж вырастет в 2005 году до миллиона штук. Определенные надежды здесь связывают с распространением мобильной платформы Sonoma от Intel.
По данным исследовательской компании Dataquest, рост продаж мобильных ПК в России составил в 2004 году 100%. Объем этого рынка увеличился, соответственно, с 300 тыс. до 600 тыс. штук. При этом если в 2003 году на ноутбуки приходилось всего 7,6% в общих продажах ПК, то к концу 2004 г. их доля выросла до 13,7%.
В 2005 году, по оценкам западных экспертов, темпы роста рынка мобильных систем, видимо, сохранятся. А объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. штук. Более скромные прогнозы делают J’son&Partners, обещая рост рынка до 1,78 млн. устройств к 2008 году.
Лидерами поставок мобильных ПК в России, по итогам 2004 г., Gartner называет Asus, Rover и iRU. Тот факт, что впервые тройку лидеров возглавила иностранная компания, стал для рынка знаковым. Тенденция к усилению позиций мировых брендов сохраняется здесь и в 2005 г.
Российский рынок мобильных ПК, 2004
Источник: Gartner, 2005
Взгляд заинтересованной стороны
Российские поставщики по-разному относятся к западным оценкам сложившейся ситуации. Например, в Rover Computers прогнозы Dataquest находят несколько завышенными. По представлениям экспертов недавнего лидера рынка, реальный объем продаж ноутбуков в России за 2004 год не превышал 500 тыс. штук, а рост сектора составил максимум 50%. Сдерживающим фактором в Rover называют низкую покупательную активность населения, сказавшуюся на всех секторах отечественного потребительского рынка. При этом на долю собственной торговой марки RoverBook в компании отводят около 20%. На 2005 г. этот поставщик прогнозирует рост сектора до 700 тыс. устройств.
В iRU же согласны с оценками Dataquest, и также ожидают роста российского рынка ноутбуков в 2005 г. до 1 млн. шт. Собственную же долю в этом секторе компания, покинувшая ныне тройку лидеров, планировала увеличить до 16%. В 2004 году объем продаж ноутбуков iRU вырос на 240%, а рыночная доля составила около 15%.
Динамика продаж ноутбуков в России
Источник: iRU, 2005
Centrino как гарант роста
Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel, по данным Dataquest, на конец 2004 г. составляла в России около 92%. Причем каждый третий ноутбук, проданный здесь в прошлом году, был произведен на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. Это один из самых высоких показателей по всему региону EMEA. Несколько задержавшееся появление технологии Centrino нового поколения — под кодовым наименованием Sonoma — по прогнозам аналитиков, приведет к увеличению спроса на мобильные ПК и дальнейшему росту этого сектора.
По данным J’son & Partners, сегодня в России в 8 раз больше, чем в 2002 г., продается ноутбуков с поддержкой технологии беспроводной связи Wi-Fi. В свою очередь, распространение технологии Intel Centrino для мобильных ПК, а также появление интегрированных возможностей беспроводной связи стимулирует развитие инфраструктуры общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов). На конец 2004 г. в России официально было развернуто свыше 200 хот-спотов, а к 2008 г. этот показатель может вырасти до 1250-1500 точек, пользоваться которыми на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек, из которых 55% составят бизнес-пользователи (данные J’son & Partners). По тем же прогнозам, хот-споты, основным местоположением которых до сих пор являлись рестораны и кафе (68% на конец 2004 г.), к 2008 г. получат широкое распространение в отелях (до 30%), аэропортах (5%), магазинах (10%) и прочих, «необщепитовских» заведениях.
Диктат пользователя
В 2004 г. уровень «образования» отечественного пользователя в вопросах мобильных технологий заметно «продвинулся». Сегодня потребитель, по оценкам игроков рынка, достаточно четко формулирует свои требования к ноутбуку и тем функциям, которые должна поддерживать система. Так, в iRU в конце прошлого года отмечали, что при выборе ноутбука собственным мнением руководствуется уже более 11% покупателей (на начало 2004 г. этот показатель составлял лишь 2%). По данным же торговой сети «Белый ветер», своим знаниям в этой области доверяют при совершении покупки 67,2% клиентов. К рекомендации консультанта магазина готовы прислушаться 15,9% опрошенных. Авторитетным для респондентов может оказаться и мнение друга, уже совершившего аналогичную покупку (12,8%).
Тенденция к замене мобильным ПК настольного компьютера на отечественном рынке выражена пока менее ярко, чем в Европе. Тем не менее, в Москве ее отмечают как в корпоративном, так и в потребительском секторе. В ближайшие годы, ожидается, что прирост этого рынка в большей степени начнут обеспечивать регионы. Одновременно увеличится доля продаж мобильных ПК через розничные сети бытовой техники.
Вместе с тем, спрос растет в первую очередь на решения класса «тонкие и легкие». Сегмент ноутбуков категории «замена настольного ПК» пока менее привлекателен для основной массы потребителей. Самыми популярными, по статистике продаж «Белого ветра», в 1 и 2 кв. 2005 были модели с матрицей 15 дюймов — ноутбуки с подобными параметрами выбирают свыше 70% покупателей.
В ценовом диапазоне предпочтения определяются ростом продаж недорогих моделей — менее $1 тыс. за ноутбук. Продажи в этом сегменте растут, по данным сети «Белый ветер», наиболее динамично. Рост спроса на недорогие и простые с точки зрения функциональности и технических характеристик ноутбуки свидетельствует о переходе ноутбуков в категорию «массовых», доступных товаров.
Параллельно растет спрос на ноутбуки высшего ценового сегмента — эти модели воспринимаются как неотъемлемая часть стиля и имиджа своих владельцев. Все большей популярностью, по данным продаж «Белого ветра», пользуются широкоформатные экраны, позволяющие использовать ноутбуки как полноценные мультимедийные центры с возможностью воспроизведения DVD, Audio, CD, MP3; подключения к внешнему телевизору, аудиосистеме и т.д. Неслучайно многие производители в 2005 году представили на рынке специальные пульты дистанционного управления для своих устройств, подкрепив их продвижение масштабными рекламными кампаниями.
CNews Analytics
|
|