|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Григорий Низовский: Российский рынок ноутбуков вырос в 2 раза за счет потребительского сегмента
На вопросы CNews ответил Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства компании Acer в России и Казахстане.
CNews: Какие изменения вы отмечаете за прошедший год на рынке ноутбуков — в мире и в России?
Григорий Низовский: В 2004 году быстроразвивающиеся регионы, такие как Китай, Индия и Россия, стали еще более значимыми в абсолютных числах. Ни для кого не секрет, что в 2004 году российский рынок продемонстрировал двукратный рост по сравнению с предыдущим годом, в основном за счет роста потребительского сегмента. Средняя розничная цена ноутбука в России за год снизилась приблизительно на 8% -9% , в этом отношении мы вполне идем в ногу с другими странами региона EMEA. Ноутбук в России окончательно перестал быть исключительно оружием "мобильных профессионалов" — уже в 3 и 4 квартале 2004 года. Спрос на мобильные ПК во многом формировался теми, кто был готов делегировать ноутбуку функцию основного компьютера, которую ранее выполнял настольный ПК.
CNews: Каких последствий вы ожидаете по результатам сделки IBM — Lenovo? Или же, на ваш взгляд, она никак не повлияет на развитие рынка в целом?
Григорий Низовский: Думаю, что в ближайшее время мы сможем наблюдать различные консолидационные процессы среди основных игроков рынка ПК. Если мы обратимся к истории, то заметим, что в выигрыше, как правило, остаются компании, которые в них не участвуют.
CNews: Какие технологические тенденции, по вашим наблюдениям, доминируют сегодня на мировом рынке ноутбуков? Насколько это коррелирует с ситуацией в российском сегменте?
Григорий Низовский: Не могу сказать, что 2004 год стал революционным в плане появления принципиально новых технологий на рынке мобильных ПК. Скорее мы могли наблюдать, как основные потребительские качества ноутбука улучшались за счет совершенствования технологий уже существующих, а предложенные ранее сценарии использования мобильных ПК находили все большее признание на рынке. Здесь, безусловно, нельзя не отметить увеличение количества пользователей беспроводных сетей.
В России структура потребления ноутбуков несколько отличается от той, что мы видим в Западной Европе. Так, по данным Dataquest, средняя розничная цена ноутбука в России в 2004 году была приблизительно на 20% ниже, чем, например, в Германии. Конечно, в погоне за успехом основные игроки могут оказывать большое ценовое давление на рынок. Очевидно также и то, что в России доля недорогих моделей, например, в сегменте до 800 долларов, существенно выше. С точки зрения предложения рынку новых технологий Россия и Западная Европа практически равны: все то, что можно купить там, можно купить и здесь. Другой вопрос — когда? Вне всякого сомнения, больше шансов быть успешным в России имеет производитель, который не смотрит на российский рынок с позиции реселлера, специализирующегося на уцененных товарах и предлагающего России все то, что не удалось вовремя продать в США и Западной Европе. Это относится и к начальному ценовому сегменту, который в России достаточно велик. Важно не просто объявить о выходе новых моделей, но быть в состоянии поставить их в Россию в необходимых количествах. Партнеры и покупатели очень высоко оценивают подобные усилия производителя.
CNews: Как изменилась за год структура поставок мобильных ПК? Насколько она различается, например, для Acer — в региональном разрезе?
Григорий Низовский: В наших продажах выросла доля недорогих моделей. Можно сказать, что раньше она была недостаточно высока. В 2004 году 50% продаж мобильных ПК пришлись на модели с розничной ценой до 1000 долларов, по 20% — на модели с ценой до 1500 и до 2000 долларов, 10% — на модели с ценой свыше 2000 долларов. Средняя розничная цена ноутбука Acer, проданного в России в 2004 году, была на 6% выше среднего показателя по рынку. Если говорить о региональном распределении, то основная масса наших мобильных ПК (свыше 65% ) по-прежнему находит своих покупателей и пользователей в Москве и Санкт-Петербурге. Думаю, что это соответствует общей ситуации на рынке.
CNews: Расстановку сил в отечественном ноутбучном секторе вряд ли можно считать стабильной. В последние кварталы в «гонку» за лидерство активно вступили иностранные поставщики, что не замедлило сказаться на изменении их рыночных долей. Как долго, по вашим ожиданиям, сегодняшние лидеры смогут удерживать свои позиции?
Григорий Низовский: Российский рынок ноутбуков становится все более значимым для международных компаний. Уже к 2009 году, по оценкам IDC, отечественный сектор ПК (ноутбуки плюс ПК) войдет в пятерку крупнейших рынков региона EMEA. При этом его значение для различных международных компаний можно оценивать по-разному. Для тех, кто относительно недавно вышел на рынок мобильных ПК (например, представил свои первые ноутбуки в течение последних 3-4 лет или сделал акцент на развитие продаж мобильных ПК под своей торговой маркой в этот же период), быстроразвивающийся российский рынок ноутбуков сразу стал объектом фокуса. Здесь, в отличие от рынка Западной Европы, эти компании смогли достаточно легко получить значительную долю и увеличить продажу до существенных объемов, чтобы уже на мировом уровне составить конкуренцию тем компаниям, которые традиционно занимались поставками ИТ оборудования. Для последних российский рынок сейчас становится важным уже с точки зрения абсолютных объемов, и они предпринимают попытки усилить свое присутствие на нем.
Скорее всего, группа лидеров в ближайшие два года будет сформирована из наиболее сильных представителей той и другой стороны. Если говорить о нашей компании, то она уже является лидером как рынка Западной Европы (и всего региона EMEA), так и российского рынка мобильных ПК, поэтому в этом контексте мы изменения своего положения не ожидаем.
CNews: Недавно Acer вошла в пятерку крупнейших поставщиков российского рынка ПК. За счет чего компании удалось совершить этот беспрецедентный прорыв?
Григорий Низовский: Доля ноутбуков в общем объеме российского рынка ПК неуклонно растет. По данным IDC, во 2 квартале 2005 года продажи мобильных ПК составили почти 20% от объема российского рынка ПК. Ноутбуков мы продаем много, и они вносят существенный вклад в общую цифру продаж ПК Acer. В то же время хочу отметить, что Acer первым из международных производителей ПК представил на российском рынке линейку настольных ПК, нацеленную на потребительский сегмент — это Acer Aspire. Продажи настольных ПК Aspire демонстрируют очень хорошую динамику, интерес к ним, как со стороны реселлеров, так и непосредственно покупателей, растет. Думаю, что в ближайшее время мы сможем усилить свои позиции на рынке ПК в целом, при этом сделать это за счет продаж настольных ПК.
CNews: Каковы ваши планы по увеличению своей доли присутствия на российском рынке ноутбуков в 2005 году?
Григорий Низовский: По данным всех исследовательских агентств, работающих с российским рынком ноутбуков, наша компания лидирует на нем с января 2005 года. Естественно, программа минимум для нас — остаться компанией номер один в оценке всего 2005 года. Наша доля на рынке мобильных ПК будет разумно достаточной для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить наше лидерство в объемах поставок в текущем и следующем году, а с другой — обеспечить устойчивое положение нашей компании в этом качестве в долгосрочной перспективе.
CNews:Какие технологии, по вашим ожиданиям, будут оказывать наибольшее влияние на дальнейшее развитие рынка мобильных ПК?
Григорий Низовский: Общее направление применения и развития технологий на рынке мобильных ПК было определено достаточно давно. Ноутбуки для бизнеса становятся более производительными, функциональными с точки зрения решения бизнес-задач, и, конечно, мобильными. Ноутбуки для дома — более "мультимедийными", они используют различные интерфейсы и носители информации с тем, чтобы наиболее наглядно ее представлять. Если говорить о рынке в целом, то наибольшее влияние, возможно, окажет дальнейшее развитие протоколов беспроводной связи. Уже в первом квартале 2005 года будет представлено много новинок. Традиционно Acer одним из первых переходит на новые модели и платформы, поэтому мы ожидаем существенного усиления наших позиций на рынке уже в первой половине 2006 года.
CNews: Спасибо.
|
|