|
|
Модели продвижения ноутбуков: региональный диктатНарастание региональных различий в структуре мирового рынка ПК аналитики прогнозировали давно. Сегодня эта тенденция характерна для всех сегментов, в том числе, и для ноутбучного. Регионы различаются по объемам потребления ноутбуков, по темпам роста продаж, по структуре потребления и поведенческими характеристиками потребителей. Все это приводит к распространению противоположных моделей продвижения продуктов на рынке. Для удобства анализа мировой рынок принято делить на региональные рынки по степени их развития, сформированности, а также по уровню конкурентного давления или насыщенности рынка. Следуя данному методу, принято выделять развитые рынки, к которым относятся Западная Европа, Северная Америка, Япония, и ряд развивающихся регионов, таких как Восточная Европа, Ближний Восток, Северная Африка, Азиатско-тихоокеанский регион, Латинская Америка. Различия на региональных рынках ноутбуков можно выделить сразу по нескольким направлениям — и с точки зрения насыщенности рынка, и по уровню конкуренции между основными субъектами рынка. Значимыми являются также структура финансирования различных сегментов региональных рынков, схемы взаимодействия между игроками и сферой финансовых сервисов. Развитые рынки борются с насыщенностью Сектор ноутбуков в "развитых" регионах играет значимую роль в структуре рынка ПК в целом. По мнению аналитиков отрасли (например, eMarketer и Gartner), доля продаж ноутбуков в количественном выражении составляет здесь обычно порядка 50-55% рынка ПК. В денежном выражении на долю ноутбуков приходится около 60%, а в некоторых сегментах и до 80% всех поставок ПК в данных регионах. Ноутбуки фактически раскачивают здесь "маятник" спроса. Продажи мобильных систем увеличиваются за счет многих факторов: появления новых стандартов связи, новых форматов графических изображений, звука, что делает ноутбуки популярными в любых сегментах рынка. В то же время, распространению ноутбуков на развитых рынк С другой стороны, приобретение ноутбуков косвенно стимулирует и приобретение стационарных ПК, к такому выводу пришли исследователи берлинского института Fraunhofer. Особенно это характерно для бизнес-рынка, когда комплексные мобильные решения, разрабатываемые для конкретных компаний, частично включают ноутбуки, частично — стационарные системы. Однако такие решения ориентированы, в основном, на ноутбуки в качестве end-аппаратов корпоративной системы. Для развитых рынков характерным является "расслоение" рынка на потребительский и корпоративный сегмент, а также возникновение в данных сегментах противоречивых, а то и прямо противоположных тенденций. Насыщенность рынков здесь действительна велика, во многих секторах уже близка к 100%. Это приводит к тому, что для работы в этих регионах производителю ноутбуков необходимо иметь в арсенале более сложные, комплексные модели продвижения устройств и их серий, иначе возникает реальная угроза быть поглощенным конкурентами. Развитые рынки характеризуются высокой степенью слияний и поглощений компаний различного уровня. Развивающиеся регионы наращивают обороты В развивающихся регионах наблюдается иная картина. Эти регионы примечательны не с точки зрения объемов сегодняшнего потребления, а с точки зрения потребления будущего. Обороты развивающихся рынков могут увеличиваться на 20%-60%, величина роста определяется рядом историко-экономических, политических и социальных условий. Так, активное развитие спроса на ноутбуки в странах Восточной Европы, прежде всего, в корпоративном сегменте обусловлено масштабностью инвестиций и интенсивностью экономических процессов, что в равной степени характерно как для отдельных отраслей, так и экономики в целом. Основной объем инвестиций Восточная Европа получает с Запада — как в виде денежных трансфертов между отдельными государствами, так и в рамках европейских инвестиционных программ. Активное развитие промышленности в данном регионе стимулирует повышенный спрос на ИТ-решения. Для развивающихся рынков деление на корпоративную и потребительскую сферу характерно в обратном порядке - объемы потребительского рынка, составляют, как правило, гораздо меньшую долю, чем корпоративного. Это вполне объяснимо — развитие социальной сферы, некоего "среднего уровня благосостояния" населения здесь происходит гораздо медленнее, чем в коммерческой сфере, что обусловливает перекосы в структуре спроса на ноутбуки в сторону корпоративных приобретений. Необходимым условием для развивающихся рынков является и превышение объемов спроса над предложением, следствием чего, в отличие от рынков развитых регионов являются пустые складские помещения. Интересной характеристикой развивающихся рынков является и поглощение "излишков" - складских запасов, накапливающихся у производителей, работающих на рынках развитых регионов. Следствием быстрого роста потребления ноутбуков можно считать и различия в ценовых моделях продвижения устройств на рынке, а также замедленное развитие сферы кредитования. Юлия Граванова / CNews Константин Купчик: Темпы роста российского рынка ноутбуков вряд ли достигнут показателей трехлетней давностиНа вопросы CNews отвечает Константин Купчик, генеральный директор RoverComputers. СNews : Отмечаете ли вы снижение темпов роста российского рынка ноутбуков в последнее время, и с чем оно, на ваш взгляд, связано? Константин Купчик: Безусловно, некоторое снижение темпов роста наблюдается. Однако оно, скорее всего, носит временный характер. С другой стороны, продажи десктопов также падают. Темпы роста рынка ноутбуков вряд ли достигнут показателей, допустим, трехлетней давности, но они все равно будут подниматься. Причины понятны: именно на этот период пришелся пик потребительского кредитования, а поскольку ноутбук — это все же устройство бытовое, то и пик роста продаж этих устройств пришелся именно на бытовые сети. Соответственно, первый этап уже прошел, а второй — еще не наступил: вот вполне логичное объяснение снижению темпа роста продаж ноутбуков. |