|
|
Рынок ноутбуков обманул экспертовСитуация на мировом рынке ноутбуков имеет противоречивый характер. Прогнозы относительно продолжающегося роста, сделанные отраслевыми аналитиками, в целом, оправдались. Но в то же время на рынке "высветилось" несколько тенденций, принесших и производителям, и аналитикам немало неожиданностей. К числу основных тенденций прошлого года следует отнести разнонаправленность покупательских тенденций потребительского и бизнес-сегментов рынка. Аналитики европейского еженедельника ComputerPartner даже охарактеризовали отличия в тенденциях сегментов как "расслоение рынка". По их мнению, настолько разнонаправленными тенденции в базовых сегментах мирового рынка не были с момента появления первого ноутбука, и выявление этого различия — целиком заслуга первой половины 2006 года. Как показывает статистика первых двух кварталов 2006 года, основной спрос на мобильные ПК активизируется в потребительском сегменте, в то время как темпы роста В2В-сегмента значительно отстают. Так, по данным ComputerPartner, если объем продаж в потребительском сегменте увеличился за два квартала 2006 на 7-8%, то рост продаж бизнес-сегмента не смог перешагнуть и 4%-ую планку. Двигателями роста продаж потребительского сегмента чаще становятся такие факторы, как медиа-функции и графический интерфейс. Для бизнес-сектора решающими факторами остается емкость жесткого диска, объем оперативной памяти, возможность эффективной работы в мобильной сети предприятия и за ее пределами. Различия в факторах спроса стимулирует и разницу в тенденциях потребления, и, соответственно, в темпах роста денежных объемов различных сегментов рынка. Оснащение ноутбука новыми медиа-функциями, развитие графического интерфейса позволяют производителю получить большую ценовую премию, чем та, что назначается за расширение емкости жесткого диска и мобильность. По мере того, как различия в структуре потребления накапливаются, поставщикам становится все труднее стимулировать спрос на продукты, изначально позиционирующиеся для бизнес-сегмента. На таких насыщенных рынках, как США, Западная Европа, Япония, основным "двигателем" торговли давно уже являются "распродажи", но, если для потребительского рынка такая модель давно уже вошла в привычку и играет практически основную роль в стратегиях участников рынка, то для бизнес-рынка "распродажи" — явление новое и непривычное. Это приводит к размыванию стратегий позиционирования моделей и даже целых серий ноутбуков, и пока производители предаются размышлениям относительно тактики дальнейшего поведения на рынке, посредники уже активизировались и разворачивают боевые действия на новом "фронте". Ведущие вендоры отмечают и возрастающую необходимость "ценовых маневров" — цены на новые модели приходится завышать искусственно, пока не будут распроданы предыдущие модели линейки, иначе возникает риск производства машин только для склада. Несмотря на некоторую эффективность использования таких и подобных моделей, они в итоге приводят к значительным перекосам спроса во всех сегментах рынка ноутбуков. Региональное расслоение Помимо "расслоения" рынка ноутбуков, исследователи отмечают и ряд других тенденций. Прежде всего, это все более выраженная регионализация — темпы роста рынков развивающихся регионов — Восточной Европы, России, Китая, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки значительно превышают темпы роста "традиционных", сложившихся рынков Западной Европы и США. Хотя обороты развивающихся рынков по масштабам пока несопоставимы с "развитыми" рынками, бурный рост и активное развитие структуры делают их более привлекательными с точки зрения инвестиций. Уже сейчас многие производители создают модели ноутбуков специально для определенных рынков, — в том числе, и для развивающихся, но пока только в порядке эксперимента. В будущем число таких моделей и модельных серий будет гораздо шире. Отражением регионализации рынка ноутбуков является и формирование устойчивых стереотипов потребления, различных от региона к региону, что приводит к формированию устоявшихся сбытовых моделей. Новые маркетинговые "рычаги" В рамках развития новых маркетинговых моделей следует назвать и расширение традиционных сбытовых каналов ноутбуков и других видов мобильных ПК. Эта тенденция в равной степени характерна и для устойчивых, и для развивающихся рынков. Так, в качестве сбытовых каналов все более активно используется кооперация поставщиков ноутбуков с компаниями, специализирующимися на ИТ-сервисах, например, с разработчиками мобильных сетей, поставщиками информационных систем, аутсорсинговыми компаниями. Такие компании не просто рекомендуют заказчикам приобретение ноутбуков и десктопов определенного поставщика, но и разрабатывает по них решения с заданной функциональностью и производительностью. В качестве значимого мотиватора спроса на лэптопы выступает и развитие мобильных стандартов UMTS/HSDPA, позволяющих осуществлять передачу больших объемов данных с повышенной скоростью. Это делает возможным в считанные секунды загружать аудио- и видеофайлы, обмениваться изображениями между мобильными телефонами и ПК. Эксперты рынка называют начавшуюся конвергенцию между ИТ и телекоммуникационным рынком "новым шансом" для рынка мобильных ПК и прогнозируют дальнейшее увеличение спроса на ноутбуки, поддерживающие данные форматы. Ведущие вендоры — например, Fujitsu Siemens, считают развитие новых мобильных форматов благоприятной возможностью для расширения существующей продуктовой линейки. Юлия Граванова / CNews Григорий Низовский: Российский покупатель более скрупулезно выбирает соотношение компактности и функциональности
На вопросы CNews отвечает Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства Acer в России и Казахстане. CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка ноутбуков — в мире и в России? Григорий Низовский: В первой половине 2006 года мировой рынок мобильных ПК вырос чуть менее чем на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Основные “двигатели” роста — Китай, Индия, Бразилия. Темпы роста рынка в России были сравнимы со средними общемировыми. Развитию рынка мобильных ПК вот уже который год способствует укрепление экономик ряда развивающихся стран, спрос на мобильные ПК в потребительском сегменте, а также со стороны малого и среднего бизнеса. Корпоративный сегмент в целом остается достаточно консервативным, считает издержи, оценивает проблемы безопасности. |