|
|
Ноутбуки на бирже: печальное настоящее, светлое будущееБиржевую ситуацию ноутбучных гигантов в 2006 г. сложно было назвать хорошей. Практически никому не удалось продемонстрировать заметный и устойчивый рост. С другой стороны, чем ниже падение, тем резче рост. C началом эпохи двухядерных процессоров и приходом Windows Vista отрасль ожидают приятные перемены. Производство ноутбуков в мире растёт ошеломляющими темпами. Так, если в 2004 г. компании поставили 48,9 млн ноутбуков, то в 2005 г. — уже 65,3 млн, а по предварительным данным за 2006 г. — около 80 млн штук. Почти наверняка в ближайшем будущем будет покорён рубеж 100 млн устройств. Этот сверх-привлекательный рынок отличается интересной особенностью. Как известно, многие из крупнейших поставщиков ноутбуки не производят. Практически всё производство мобильных ПК сосредоточено на нескольких заводах тайваньских компаний Compal Electronics, Inventec, Quanta Computer и Wistron. На их долю приходится сборка до 70% всех ноутбуков в мире. Тем не менее, рынком "командуют" не они, а владельцы известных брендов, на которых тайваньцы и работают. Первая десятка ноутбучных брендов контролирует сегодня 84,3% мирового рынка (оценки IDC). Капитализация крупнейших производителей ноутбуков
* — Доля ПК (настольные и мобильные системы) в общем обороте —4% (3 кв. 2006) Размеры американских компьютерных монстров и азиатских "тигров" несопоставимы. Объясняется это высокой дифференцированностью бизнеса первых. Если для них поставка нескольких миллионов ноутбуков в год — лишь небольшая часть общей выручки, то для Acer и Lenovo — основа бизнеса. В то же время, если сравнивать объёмы производства, то столь огромной разницы нет. Продажи ноутбуков в мире (1-2 кв. 2006)
Смена лидера по этому показателю произошла в 2003 г., когда Dell обошёл HP. С тех пор разрыв между этими компаниями потихоньку растёт. В следующей паре — Toshiba и Acer — назревает переворот. Acer с 2002 г. по 2005 г. увеличил производство в 4,7 раза, а Toshiba — всего на 71%. "Встреча" может произойти по итогам либо нынешнего, либо следующего года. В целом, "большая четвёрка", производящая больше половины всех ноутбуков в мире, наращивает отрыв от остальных. Доля в обмен на прибыль В график изменения курсов акций мы включили, помимо основных производителей, двух "корейцев", которые широко известны в России, хотя и не входят в мировую элиту этого рынка: LG Electronics и Samsung. В таблице нет данных по IBM, что совершенно естественно, так как компания в настоящее время не производит ноутбуки, продав свое отделение ПК китайской Lenovo в 2005 г. Хотя считается, что принципиально ничего не изменилось. Lenovo производила ноутбуки для IBM и раньше, на условиях аутсорсинга. Теперь же она делает это открыто — под своей торговой маркой. Объем Производство Lenovo для IBM
В целом, биржевую ситуацию ноутбучных гигантов нельзя назвать хорошей. Приличный и более-менее устойчивый рост с начала года демонстрирует только HP. Около нуля после сильных колебаний (+/-10%) остался Samsung, примерно там же — Toshiba, Apple и Asus. Остальные компании расположились между -10% и — 30%. Главный неудачник года на данный момент — Acer, который к середине августа потерял почти половину стоимости и лишь в последний месяц-полтора начал восстанавливаться. Причина — хронический демпинг, которым отличается бизнес этой компании. Политика завоевания рынка за счет низких цен в конце концов себя оправдала: по итогам второго квартала компания показала резкий рост прибыли, что тут же отразилось на курсе её акций, скакнувших на 7% только за 31 августа (день объявления результатов квартала). Не блестящи дела и у Dell. Компания, отличающаяся отличными продажами в сегменте корпораций и госучреждений, не успела отреагировать на рост розничного рынка ноутбуков в США. Кроме того, Dell пострадал и от главного скандала года в отрасли: истории с загорающимися аккумуляторами. Компании пришлось отозвать 4,1 млн ноутбуков, оснащённых бракованными аккумуляторами Sony, что явно не пошло на пользу репутации. С другой стороны, чем ниже падение, тем резче рост. Отрасль ожидают приятные перемены. Начавшаяся эпоха двухядерных процессоров и пришествие Windows Vista заставилопотребителей массово менять технику. Учитывая же тенденцию к росту доли ноутбуков в общих покупках ПК, очевидно, что от этих перемен выиграют именно производители мобильных компьютеров. Пожалуй, этот сегмент компьютерного рынка можно считать одним из самых многообещающих для инвесторов в перспективе ближайших 2-3 лет. Артем Ейсков |