|
|
«Ценовые войны» в России продолжаютсяБольшинство прогнозов относительно продаж ноутбуков в будущем году, как правило, оказываются ошибочными. И в 2004, и в 2005 гг. фактическая реализация в качественном выражении значительно превысила ожидания. Аналитики объясняют подобные «нестыковки» фактором неожиданности — непредсказуемыми действиями той или иной компании, которые вносят существенные коррективы в развитие рынка. Похоже, что наиболее удачно они удались азиатской Acer, навязавшей конкурентам «ценовую войну» и одержавшей в ней победу. — Цены на ноутбуки в России неуклонно снижаются, при этом лэптопы сегодня вполне способны конкурировать с настольными компьютерами в плане функциональности. Ожидается, что уже в скором времени ноутбуки существенно потеснят по поставкам традиционные системы. Продажи, по оценкам IDC, увеличились в 2005 г. на 84% — при том, что рост поставок стационарных ПК составляет всего 22%. 2006 год в этой связи можно назвать успешным для компаний, делающих основную ставку на ноутбуки. В общемировом масштабе аналитики прогнозировали усиление позиций так называемой «большой пятерки»: Acer, Dell, HP, Lenovo, Toshiba. В 2005 году эти компании контролировали 70% поставок мирового рынка ноутбуков. Ожидалось, что в 2006 году их продукция составит уже почти 90%. На деле же цифра оказалась значительно ниже — сдерживающим фактором стало в том числе продленное ожидание новых версий Windows и MS Office. В России по поставкам лидируют сегодня Acer, Rover Computers, Asus, Toshiba, HP и Dell. Совместно во 2 кв. 2006 г., по оценкам IDC, этим компаниям удалось увеличить отгрузки на 65-105% по сравнению со 2 кв. 2005 г. Финансовые показатели компаний, входящих в пятерку лидеров, становятся все ближе. Однако лидерство Acer в последних кварталах безоговорочно устойчиво. «Ценовые» войны и победы По итогам первых кварталов 2006 года поставки ноутбуков в России увеличились на 85,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля Acer составила 28,2%. При этом, благодаря выбранной маркетинговой политике этому вендору удалось занять одновременно первое место на всем рынке ПК — с долей 5,1% (оценки IDC). Компания продемонстрировала рост в 35,7%, что более чем в три раза выше показателя самого рынка. Ведущий поставщик российского рынка развязал здесь настоящую «ценовую войну». Отчасти ввиду умелой маркетинговой политики Acer наименее стойкие конкуренты не выдержали напора. Так, «НКА Групп» (торговая марка iRu) была вынуждена в 2005 г. уйти с рынка, а MaxSelect существенно уменьшила своё присутствие, сократив долю с 7% до 1,5%. Из отечественных компаний сумела сохранить свои позиции только Rover Computers, потеснившая в начале года бывшего лидера — Asus и практически вплотную приблизившаяся к лидеру нынешнему. Активизируя свое продвижение в России, Acer исходила из предположения, что отечественному пользователю наиболее интересны, прежде всего, бюджетные ноутбуки. В результате покупателям была предложена и предлагается по-прежнему целая серия портативных систем эконом класса. По словам президента компании Джанфранко Ланчи (Gianfranco Lanci), самые высокие показатели роста наблюдаются у компании именно на развивающихся рынках, где экономическая ситуация наиболее динамична. В странах Европы, Ближнего Востока и Африки Acer упрочила свои позиции в сегменте ноутбуков, продемонстрировав 22% -ый рост и заняв, по данным Gartner, более 19% рынка. Ответный удар ближайшего конкурента Тем не менее, конкуренты азиатской компании не теряют надежды завоевать (или вернуть) лидирующие позиции себе. Прежде всего, это касается компании Rover Computers, следующей в этом году за «флагманом» буквально по пятам. Российский поставщик, изначально выгодно «игравший» на оптимальном соотношении «цена/качество», также постоянно снижает цены на свою продукцию. С ультракомпактным ноутбуком Acer TravelMate 3012 WTMi успешно конкурирует Roverbook Nautilus X200. Правда, технические показатели немного отстают (1,2 Ггц против 1,73 ГГц), да и цена несколько выше (ноутбук от Acer стоит в среднем 750 долл. — подобного предложения за устройства аналогичного класса другие поставщики сделать пока не могут). В середине сентября 2006 г. Rover Computers нанесла очередной удар основному конкуренту, представив новую бюджетную модель RoverBook Partner W500. Система создана на базе процессора VIA C7-M с частотой 1500Mhz. Заявленная стоимость новинки — «менее 15000 рублей». Разумеется, речь идет о базовой комплектации. Тем не менее, в компании Rover Computers уверены, что эта новинка станет очередным шагом для возвращения лидирующих позиций на российском рынке. Можно предположить, что по мере того, как портативные компьютеры будут все активнее присутствовать на российском рынке, финансовое противостояние крупных компаний, очевидно, продолжится. Правда, аналитики предполагают, что уже определившиеся лидеры рынка скорее всего сохранят свои позиции. Хотя не исключено и появление новых сильных игроков, способных поучаствовать в развязанной «большой тройкой» «ценовой войне». Возможны — и даже весьма вероятны — и перестановки в самой тройке лидеров. Не исключено, что в ближайшем будущем в нее войдут главные конкуренты нынешних «флагманов» — компании Toshiba, HP и Dell. Андрей Егоров / CNews Analytics |