|
|
Продажи ноутбуков в России сравняются с продажами настольных ПК через два годаСегмент мобильных систем по-прежнему является самым динамичным на рынке ПК. Ноутбуки продолжают теснить стационарные компьютеры и на корпоративном рынке, и в сегменте домашних пользователей. Эксперты считают, что через два года число проданных в России ноутбуков сравняется с продажами настольных ПК. Бурный рост российского рынка ноутбуков, считается, остался уже в прошлом. Тем не менее, сектор продолжает активно развиваться. Сегодня соотношение продаж между стационарными компьютерами и ноутбуками в России, по данным IDC, составляет 3,6 к 1. Ожидается, что показатели продаж сравняются уже через два года. Любопытно, что в конце 2005 года ноутбучному производителю Acer удалось войти в число лидеров российского рынка ПК в целом. По данным Gartner, Acer продала немногим более 2000 настольных компьютеров и 124 000 ноутбуков. На развитых же рынках — в частности, в США, Италии, Германии и Японии, за первую половину 2006 года портативных компьютеров уже было продано больше, чем стационарных. Новые платформы Следуя за покупательским спросом, производители создают все более совершенные модели ноутбуков, в первую очередь повышая их производительность. И все это при вполне приемлемой цене. В январе 2006 года корпорация Intel представила технологию Intel Centrino Duo, специально разработанную для мобильных ПК. Она обеспечивает значительный прирост производительности, расширенные графические возможности, длительное время автономной работы, а также позволяет вендору предлагать ноутбуки в более тонких и легких форм-факторах. Ведущие мировые производители, включая Acer, Asus, Dell, Fujitsu, Gateway, HP, Lenovo, NEC, Samsung, Sony, Toshiba, уже объявили о выходе новых систем, основанных на платформе Intel Centrino Duo. Всего за 2006 год планируется выпуск более 230 моделей таких ноутбуков. По сравнению с ноутбуками на базе мобильной платформы Intel предыдущего поколения, технология Intel Centrino Duo для мобильных ПК обеспечивает более чем 70% повышение производительности, позволяя при этом сократить энергопотребление на 28%. С другой стороны, одной из последних новостей рынка портативных компьютеров стала острая нехватка мобильных процессоров. Производители указывают на то, что спрос на ноутбуки сейчас настолько высокий, что чипов попросту не хватает. В настоящее время недостаток поставок процессоров компании Intel распространяется на Core 2 Duo (Merom), некоторых моделей Celeron M, а также чипов Yonah T2250 и T2050. Что касается сегмента традиционных ПК, то здесь нехватки процессоров не наблюдается, ситуация вполне стабильна. Новые стандарты На фоне внедрения новой технологии Intel Centrino Duo производителями были разработаны новые технологические стандарты для ноутбуков, которые позволят пользователям портативных компьютеров осуществлять беспроводной доступ к сети интернет. Данный стандарт, по мнению производителей, объединит всех пользователей ноутбуков в единую мобильную сеть. На конференции 3GSM World Congress корпорация Intel и ассоциация GSM Association (GSMA) объявили об ускорении внедрения технологий семейства GSM в ноутбуки, что позволит беспрепятственно общаться через глобальные сети. GSMA и Intel планируют совместную разработку стандартов по интеграции модемов и SIM-карт в ноутбуки, что позволит автоматически подключаться к сетям 3GSM и Wi-Fi во всем мире c помощью SIM-карт, используемых в современных мобильных телефонах. Совсем недавно на совместимость с технологией Intel Centrino Duo для мобильных ПК было проверено 90 тысяч точек беспроводного доступа по всему миру. В странах СНГ активно работают 37 сервис-провайдеров беспроводного доступа в интернет, уже развернувших свыше 470 точек беспроводного доступа. Все это позволяет говорить о том, что ноутбуки в ближайшем будущем превратятся в многофункциональные мобильные устройства. Миграция в сектор потребительской электроники Изменение структуры сбыта портативных компьютеров маркетологи прогнозировали давно. Ноутбуки сегодня постепенно мигрируют в сегмент потребительской электроники — как в мире, так и в России. По данным компании Rover Computers, изменение структуры сбыта мобильных ПК дало о себе знать еще в 2004 году. Сегодня 28% продаж ноутбуков группы компаний Rover Computers идет через ведущие торговые сети — «Ашан», «М.Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо». Тенденция является очевидной и для некоторых специализированных торговых сетей цифровой электроники в России. К примеру, компания «Белый Ветер — Цифровой», входящая в состав концерна «Белый Ветер», в 2005 году инвестировала более 10 млн долл. в развитие своей розничной сети. На Западе давно уже не секрет, что пользователи предпочитают приобретать компьютерную технику в обычных супермаркетах. Так, Wal-Mart недавно сообщил о росте прибыли в 2005 году в значительной мере за счет резко увеличившихся объемов продаж ноутбуков. Чистая прибыль компании к концу года составила 3,6 млрд долларов, тогда как годом ранее показатель не превышал 3,2 млрд долл. Дешевле 900 долл. Еще одна тенденция 2006 года — закрепление на рынке ноутбуков в ценовой категории менее 900 долларов. Подобная ценовая политика не могла не отразиться на потребительских предпочтениях клиентов сети. Если в 2004 году чаще всего покупались ноутбуки стоимостью 1000–1500 долл., то в конце 2005 — 2006 гг. наиболее популярными стали устройства стоимостью менее 900 долл. (их продажи составили, по оценкам некоторых игроков, 34,7% от общего объема продаж). Весь 2006 год цены на ноутбуки продолжали падать, подстегивая рост продаж. Средняя цена ноутбуков по итогам полугодия снизилась более чем на 10% и составила 884 долл., продолжив начавшуюся в прошлом году тенденцию. При этом доля ноутбуков стоимостью до 800 долл. в общем объеме продаж увеличилась до 62,9% по сравнению с 34% в прошлом году. Стремительное удешевление ноутбуков считают основным фактором «игры на опережение» — превышения предварительно озвученных прогнозов роста продаж в 2006 г. Так, IDC уже скорректировала ранее озвученный показатель в 219 тыс. шт. до 275 тыс. шт. Аналитики связывают такую ситуацию с тем, что крупные производители обратили пристальное внимание на сегмент бюджетных ноутбуков. Лидеры рынка — Acer, Rover Computers и ASUS — представили модели, чья стоимость гораздо ниже прошлогодней. Благодаря этому, данные системы более конкурентоспособны по сравнению со стационарными ПК. Очевидно, что в ближайшем будущем доля ноутбуков в общем объеме продаж компьютерного оборудования существенно увеличится. Ноутбуки, вероятно, окончательно закрепятся в сегменте потребительской электроники. Новые технологические стандарты портативных компьютеров позволят рассматривать их не только как ПК, но и как многофункциональные мобильные устройства. Кроме того, сохранится тенденция удешевления ноутбуков — бюджетные модели и в будущем, скорее всего, останутся наиболее востребованным классом портативных устройств. Андрей Егоров / CNews Analytics |