|
|
Григорий Низовский: Российский покупатель более скрупулезно выбирает соотношение компактности и функциональности
На вопросы CNews отвечает Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства Acer в России и Казахстане. CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка ноутбуков — в мире и в России? Григорий Низовский: В первой половине 2006 года мировой рынок мобильных ПК вырос чуть менее чем на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Основные “двигатели” роста — Китай, Индия, Бразилия. Темпы роста рынка в России были сравнимы со средними общемировыми. Развитию рынка мобильных ПК вот уже который год способствует укрепление экономик ряда развивающихся стран, спрос на мобильные ПК в потребительском сегменте, а также со стороны малого и среднего бизнеса. Корпоративный сегмент в целом остается достаточно консервативным, считает издержи, оценивает проблемы безопасности. В России сильными тенденциями в сегментах малого и среднего бизнеса, а также в потребительском являются как замена уже существующего ПК на мобильный (либо покупка ноутбука в качестве второго полнофункционального компьютера), так и приобретение ноутбука в качестве первого ПК. Сегменты государственных и корпоративных закупок в России также развивается более быстрыми темпами, чем, скажем, в регионе EMEA в целом, но общем объеме рынка продолжают оставаться незначительными. CNews:Отмечаете ли вы появление каких-либо новых тенденций в этом сегменте — с начала 2006 г.? Григорий Низовский: Продолжая, по сути, ответ на первый вопрос скажу, что в первой половине 2006 года спрос на мобильные ПК в России несколько сместился в сторону средних ценовых сегментов — то есть, наверх. В целом можно сказать, что если в прошлые годы покупатель был рад покупке любого ноутбука, то теперь он более скрупулезно выбирает требуемое соотношение компактности и функциональности, при этом за оптимальный для себя выбор он готов платить. CNews:Можно ли говорить о формировании новых технологических трендов на рынке мобильных систем в целом? Григорий Низовский: Допускаю, что не с первого раза, но в конечном итоге покупатель начинает приобретать не технологии, но возможности удовлетворения своих потребностей. В этом случае технология являются лишь средством, которое позволяет производителю и покупателю этого достичь. Думаю, что важной тенденцией в России и в мире, которая, вне всякого, сомнения, поддерживаема производителями, является диверсификация ноутбука как продукта для потребителя. Сейчас, следом за словом ноутбук, мы неизменно произносим, думаем или спрашиваем — какой? Компактный, мощный, мультимедийный, недорогой, дизайнерский — они все разные, потому что созданы для потребителей с разными приоритетами. Соответственно, в каждом конкретном случае необходимы свои технологии. Например, в мультимедийных ноутбуках неизменно совершенствуются звук и изображение за счет использования более скоростных матриц, мощных видеоадаптеров, появляются оптические накопители нового поколения, позволяющие записывать и воспроизводить изображение высочайшего качества. CNews:Как можно охарактеризовать различия региональных рынков с точки зрения инновационных подходов к построению мобильных ПК? Григорий Низовский: Зачастую инновацией называют новый продукт или технологию, хотя на самом деле они не всегда связаны. Инновация — это, прежде всего, новая, не виданная ранее на рынке идея, с большим энтузиазмом воспринимаемая потребителем и оказывающая как на потребителя, так и в целом на рынок существенное влияние. Приведу два разных примера инноваций нашей компании. Один из них — продвижение ноутбуков начального уровня. Да, недорогие ноутбуки продавались и были популярны в России и до нас. Но мы не просто сказали: “Полнофункциональный ноутбук — дешево”, мы предложили его в качестве альтернативы настольному ПК, сравнимой с последним по цене, но обладающей такими преимуществами как эргономичность и портативность. Многие россияне живут в относительно небольших, по мировым меркам, квартирах, жилое пространство дорого. Возможность это пространство не загромождать, не создавать стационарное рабочее место для ПК, но пользоваться компьютером в разное время дня в разных уголках дома была воспринята ими с большим интересом. Другой пример — ноутбук Ferrari. Попытки производителей разнообразить материалы, используемые в “ноутбукостроении” были до и продолжаются уже после того, как появилась эта серия, рожденная в сотрудничестве с компанией Ferrari. Суть инновационнного подхода нашей компании в данном случае состоит не в том, что мы первыми и пока единственными в индустрии стали использовать в ноутбуках, например, такой материал как углепластик, но создали продукт, каждый элемент дизайна которого от упаковки и корпуса до функциональных возможностей пронизан духом скорости, свободы и совершенства, с которым мы связываем соревнования Формулы 1 и наше представление об автомобилях это марки. CNews:Поставки каких типов мобильных систем увеличились за последнее время наиболее заметно, на ваш взгляд? Григорий Низовский: С начала 2006 года в России более быстрый рост показывают сегменты, в которых представлены компактные модели (весом до 2,4 кг), а также мультимедийные модели с дисплеями размером 17” по диагонали и более. Повторюсь, что с нашей точки зрения это результат того, что потребитель более тщательно и прагматично стал выбирать продукт в соответствии со своими потребностями. CNews: Как вы оцениваете рост российского сектора мобильных ПК за последний год? Существует мнение, что этот показатель сильно завышается аналитическими агентствами. Разделяете ли вы эту точку зрения, на основании собственных наблюдений? Григорий Низовский: Не думаю, что данные аналитических агентств о рынке мобильных ПК менее точны, чем существующие данные и аналитика о большинстве других товарных рынков России. Проблема здесь очевидна — завысить свои результаты в интересах любого производителя, а фактические продажи в России проверить достаточно трудно. В то же время для данных, предоставляемых международными компьютерными компаниями, большинство из которых являются акционерными, проблема не столь остра. Да, в периодических финансовых отчетах данные о продажах единиц техники в штуках, как правило, не фигурируют, но достаточно адекватные выводы можно сделать из цифр об объемах продаж компании. Тем более, что зачастую они предоставлены по регионам и никто, собственно, не пытается сказать, что отгружает ноутбуки дистрибуторам по 200 долларов. Локальным же компаниям, которые, как правило, являются частными, фантазировать на тему своих результатов намного проще. Думаю, что в основном “повышающий рынок фактор” формируется именно на этой стороне. В свой работе мы используем данные IDC, Dataquest/Gartner и IT Research. Необходимо помнить, что первые два агентства сообщают об отгрузках в Россию, в то время как последнее — о продажах уже в самой России, поэтому цифры, в принципе, могут не совпадать хотя бы потому, что то некоторый объем задерживается на складах дистрибуторов. Если говорить непосредственно о росте российского рынка в 1 половине этого года, то мы согласны с цифрой порядка 30%, здесь наше мнение совпадает с мнением аналитических агентств. При этом непосредственно наши продажи росли, конечно же, быстрее. Возможно, мнение о том, что показатель роста сильно завышается, исходит от компаний, которые, казалось бы, прикладывают усилия к развитию своего рынка в России, но доля которых при этом не увеличивается. Возможно, здесь вопрос в эффективности прикладываемых усилий. CNews: Похоже, что «американцы» все серьезнее подходят к расширению своего присутствия на российском рынке ноутбуков. Недавно о своей активизации в данном сегменте заявил Dell. Как вы оцениваете потенциал продвижения этих игроков в существующих условиях, когда уже несколько кварталов подряд в России доминируют по поставкам азиатские игроки? Григорий Низовский: Думаю, что исключительно лишь факт того, что компания — американская вряд ли поможет ей в России занять доминирующее положение. В принципе, конечно же, любая компания из первой десятки ведущих производителей ноутбуков в мире имеет хоть какие-то шансы в течение времени войти в число лидеров российского рынка. Другое дело, что уже сейчас российский рынок мобильных ПК постепенно приближается к стадии зрелости, а это значит, что резкий рывок наверх потребует все более существенных усилий, тем более, что конкуренция на других мировых площадках также не ослабевает. Поэтому все будет зависеть не от того, что компания заявит, а того, что она фактически сделает. Если говорить непосредственно о той компании, которую вы назвали, то не секрет, что на основных рынках она практикует прямые продажи. Это значит, что сейчас, продавая в России через партнеров, ей придется попробовать себя в достаточно новой предметной области, а затем, открыв здесь прямые продажи, с теми же самыми партнерами и конкурировать. Предполагаю, что такая интрига, конечно же, продаж не остановит, но сдерживающим фактором на пути к лидерству станет. CNews: Как вы оцениваете предварительные итоги этого года для своего бизнеса в России? Григорий Низовский: Уже сейчас можно сказать, что этот год для нас был для нас успешным — являясь лидером, мы увеличили свою рыночную долю, а к концу 3 квартала превысили годовые планы по основным финансовым показателям. При этом в 2006 году мы оказывались и в сложных ситуациях. То, как мы из них вышли, мы считаем положительным и бесценным опытом. CNews:Какие новые методы конкурентной борьбы вы планируете использовать в дальнейшем, с тем чтобы удержать занятые позиции на отечественном рынке ноутбуков? Григорий Низовский: В борьбе за лидерство ставить себе цели достаточно просто — нужно оценить действия конкурентов, которые выше тебя, и сделать лучше. У лидера свои трудности — для движения вперед ему не с кем себя сравнивать и он зачастую может не замечать своих слабостей. В следующем году принципы нашей работы останутся прежними — мы будем внимательно изучать потребности своих партнеров, настоящих и потенциальных клиентов и стремиться удовлетворить их наиболее эффективным образом. При этом устанавливая себе цели, мы будет критично относиться даже к тем областям нашей работы, которую мы уже выполняем лучше конкурентов. CNews: Какая доля приходится сегодня на Россию в общем объеме поставок Acer? Григорий Низовский: Все еще небольшая в процентном отношении, но она растет. В 3 квартале 2006 года мы отгрузили в Россию больше ноутбуков Acer, чем было отгружено в любую другую страну в регионе EMEA. CNews: Спасибо. |