|
|
Константин Купчик: Темпы роста российского рынка ноутбуков вряд ли достигнут показателей трехлетней давностиНа вопросы CNews отвечает Константин Купчик, генеральный директор RoverComputers. СNews : Отмечаете ли вы снижение темпов роста российского рынка ноутбуков в последнее время, и с чем оно, на ваш взгляд, связано? Константин Купчик: Безусловно, некоторое снижение темпов роста наблюдается. Однако оно, скорее всего, носит временный характер. С другой стороны, продажи десктопов также падают. Темпы роста рынка ноутбуков вряд ли достигнут показателей, допустим, трехлетней давности, но они все равно будут подниматься. Причины понятны: именно на этот период пришелся пик потребительского кредитования, а поскольку ноутбук — это все же устройство бытовое, то и пик роста продаж этих устройств пришелся именно на бытовые сети. Соответственно, первый этап уже прошел, а второй — еще не наступил: вот вполне логичное объяснение снижению темпа роста продаж ноутбуков. СNews : Что изменилось в этом секторе, по сравнению с ситуацией предыдущих лет, по вашим наблюдениям? Константин Купчик: Принципиально ничего не изменилось: никаких новых методов ни в рекламе, ни в маркетинге, ни в методах вхождения на наш рынок компании, которые шумно здесь появились, не продемонстрировали — все делают это более-менее одинаково СNews : Насколько сложнее стало конкурировать с азиатскими и американскими поставщиками мобильных систем? Константин Купчик: На удивление не сложнее. Дело в том, мы конкурируем в несколько разных областях. Строго говоря, мы играем на одном стадионе, в одну и ту же игру, но на разных полях — может, встретимся в финале, может — нет. Время покажет. У достаточно широкой категории покупателей, которые, не слишком разбирается во всех особенностях современных ноутбуков, Asus и Acer, к примеру, воспринимаются не как две разные компании: в их представлении они слиты воедино, некое загадочное, ничего не говорящее буквосочетание. Кстати, это отчасти повлияло на нынешнюю маркетинговую политику обоих вендоров. Мы можем обеспечить лучшие условия сервиса, снабжения, доставки, предоставить более устойчивый модельный ряд, что дает нам большую уверенность в конкурентной борьбе с упомянутыми брендами. Надо отметить, что их маркетинговая политика стала менее агрессивной. Нельзя вечно работать на завоевание рынка. СNews : Как вы оцениваете перспективы продвижения в России лидера американского рынка ПК - Dell? Какая стратегия позволит этому поставщику отвоевать заметную долю на уже практически поделенном рынке? Константин Купчик: Ничего нового с точки зрения выхода на массовый рынок, кроме того, что сделали уже упомянутые компании, сделать нельзя. Мощная пиар-компания, работа с розничными сетями — все это уже отработанные механизмы. Наверное, Dell таким образом и поступит, и вряд ли удивит нас каким-либо оригинальными решениями. СNews : За счет чего отечественные игроки могут сегодня удерживать позиции на рынке мобильных систем? Константин Купчик: Я бы немного по-другому сказал. Понятие «отечественного» ноутбука для обычного покупателя не существует. Оно лежит в той же плоскости, что и понятие отечественного телевизора, скажем. В сознании рядового потребителя марки Sitronics и Rolsen являются столь же “иностранными”, что и Sharp c Loewe — их в сознании потребителя фактически нет. Строго говоря, это абсолютно верно: в электронике и высокотехнологичных товарах нет ничего отечественного: все комплектующие и платформы закупаются практически всеми брендами в одном и том же месте. СNews : В таком случае, какими принципами руководствуется покупатель при выборе ноутбуков? Константин Купчик: Для массового потребителя важны две вещи. Это ценовой фактор и, внешний вид ноутбука. Все остальное для него второстепенно. СNews : Какие типы мобильных систем в этом году пользуются наибольшим спросом в России? Какие из производимых вам моделей являются на сегодня хитами продаж? Константин Купчик: Если говорить о продажах, у всех производителей достаточно высокие показатели. В любом случае речь идет о low-end или middle-end-линейках. Причем, они практически все одинаковые, кроме одного продукта, который есть у нас, и которого пока нет ни у кого, и по идее, не должно быть в ближайшее время. Это продукты с процессорами Via., продающиеся в массовых количествах. Также мы, благодаря нашему партнерству с Intel и AMD достаточно массово выступили и в других категориях. Кроме того, мы смогли потеснить ряд крупнейших брендов в сегменте low-end. СNews: Как изменилась структура поставок «Ровера» с начала этого года? Константин Купчик: По сравнению с предыдущими годами, мы несколько сузили наш модельный ряд и считаем, что именно он сейчас оптимален как для нас, так и для наших покупателей. В настоящее время все, что мы предлагаем, пользуется спросом. В этом месяце у нас, правда, появятся новые модели. СNews : Запустил ли «Ровер» тайваньскую сборку, как планировалось? Как вы оцениваете на данный момент результаты работы по этому направлению? Константин Купчик: Год назад мы запустили сборку в некотором объеме. Пока что нельзя в точности сказать, какой эффект дало нам такое решение. Как я уже говорил, в сознании потребителя нередко производители ноутбуков смешиваются. Поэтому прямого эффекта от наличия тайваньских моделей нет. Тем не менее мы будем продолжать работать в этом направлении. Может быть, выведем еще какие-нибудь модели помимо Nautilus’ов. Это будет связано с конъюнктурой следующего лета. С News : Какая доля платформ закупается вами в азиатском регионе? Константин Купчик: Как и все остальные участники рынка, мы закупаем платформы в этом регионе. Если говорить о полностью собранных или готовых устройствах, то сейчас в силу определенных сезонных особенностей мы приостановили покупки, поскольку они не вполне оправданны. Делать ставку на полностью готовые решения в настоящий момент не имеет смысла. СNews : Как соотносится продукция на базе Intel и AMD в ваших линейках? Константин Купчик: В последнее время доля AMD увеличилась, но это свойственно не только нам. Если посмотреть на рынок мобильных решений, то в России AMD продемонстрировал очень хорошую динамику. Некоторые бренды по-своему спекулируют на своей динамике. AMD не в их числе. Эта компания занимает более взвешенную позицию. Но они явно не ожидали такого бурного роста. Он даже превысил их собственные возможности. В отличие от Intel. Поэтому, если говорить о соотношении, то доля Intel пока существенно больше. Доля ноутбуков на процессорах AMD за этот год выросла с 2 до 11%, доля Intel в течение года колебалась от 60 до 85%. Возвращаясь к Intel, мне хотелось бы добавить, что, вопреки некоторым слухам, у нас с этой компанией никаких разногласий сейчас нет. Мы работам как с ними, так и с компаниями из Азии. Работаем исключительно в соответствии с требованиями рынка. СNews : Каковы ваши планы стратегического развития на ближайший год? Какие инновационные решения будут выведены на рынок? Константин Купчик: Мы намерены развивать не только собственно ноутбуки, но и прочие мобильные решения. Известно, что продукция, объединенная на сегодняшний день под нашим брендом, представлена не только ноутбуками. Безусловно, мы выведем ряд новых решений. На рынке ноутбуков мы постараемся увеличить нашу долю. И некоторые цифры уже говорят о наших успехах. Если говорить об инновационных решениях, к ним можно отнести предоставление более качественного сервиса, обратную связь, поддержку, в общем, создание наиболее оптимальных условий для конечного потребителя. СNews: Не наблюдается ли сейчас смещение интересов в сторону таких решений, как, допустим, коммуникаторы, смартфоны от собственно ноутбуков? Константин Купчик: Устройства без беспроводных протоколов — GSM ли, Wi-Fi ли – в скором времени не нужны будут рынку вообще. Такая тенденция уже прослеживается. Сейчас наш модельный ряд представлен самыми разными решениями. Перекоса, я полагаю, никакого не будет. Эти направления будут развиваться параллельно, дополняя друг друга. СNews: Спасибо. |