|
|
Вадим Лата: Наиболее востребованы ноутбуки с большой матрицей и хорошей видеокартойНа вопросы CNews отвечает Вадим Лата, коммерческий директор компании RSI. CNews: Какие изменения за последний год вы отмечаете на российском рынке ноутбуков? Вадим Лата: Изменения произошли в нескольких плоскостях. Во-первых, технические. В последнее время произошел переход на двухъядерные процессоры. Появились ноутбуки на Intel core 2 duo — очередной шаг в развитии двухъядерных технологий, и, видимо, ноутбуки на этом процессоре будут доминировать в 2007. Затем, опции WLAN, GLAN, BT, привод DVD-RW постепенно становятся обязательными элементами, устанавливаемыми на базовую модель. Минимальный объем памяти — важный параметр современного ноутбука в 512МВ — также является веянием времени. Кроме того, почти все современные ноутбуки оснащаются широкоэкранной матрицей формата 16:9. Во-вторых, изменения коснулись спроса. Выросла доля продаваемых ноутбуков стоимостью выше 1000$ и 2000$. Традиционно высокой осталась доля дешевых (ниже 800$) ноутбуков, но при этом немного снизился спрос на среднеценовой сегмент (800-900 $). Все большее значение имеет мобильность. Соответственно, такие параметры, как вес (размеры) и время работы от батареи играют все большую роль. В-третьих, следует отменить изменения глобального, общего характера. Это переход от локальных сборщиков к брендам, обострение конкуренции, увеличение долей ведущих игроков, расширение предложения юго-восточных вендоров, прежде всего в сегменте low-end. CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, сейчас являются определяющими для развития этого рынка? Вадим Лата: Этот вопрос также следует рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, более низкая цена на ноутбук сделает его более доступным. Спрос на них вырастет как за счет сокращения доли десктопов, так и за счет прироста новых потребителей. Во-вторых, на развитие рынка высокотехнологичных продуктов, а к таким, безусловно, относятся ноутбуки, большое влияние оказывает технический прогресс: появление новых процессоров, опций, операционных систем и других технологий. В-третьих, нельзя отрицать значение маркетинговых инструментов, таких как реклама, которая делает бренд узнаваемым и популярным. В-четвертых, доступность и качество сервисного обслуживания. CNews: Какие мобильные системы наиболее востребованы сегодня российским заказчиком, из вашей практики? Вадим Лата: Если говорить про спрос в целом, то наиболее востребованы решения начального уровня, как в денежном, так и в количественном выражении — на них приходится более 50%. Кроме того, корпоративные заказчики менее требовательны к функциональной составляющей ноутбуков, наибольшей популярностью у них пользуются базовые конфигурации. Но как говорилось выше, возрос спрос и на дорогие модели. С технической точки зрения наиболее востребованы ноутбуки с большой матрицей и хорошей видеокартой. CNews: Отмечаете ли вы рост продаж российских ноутбуков? Как в целом вы оцениваете качество этой продукции в настоящий момент? Вадим Лата: Сложно ответить, поскольку компания RSI не работает с российскими производителями ноутбуков. Можно предположить, что рост есть, но ниже роста рынка. Российские сборщики, по мнению независимых экспертов, и в этом с ними трудно не согласиться, пока не способны конкурировать с транснациональными корпорациями. Думаю, что рынок адекватно реагирует на качество отечественных ноутбуков, очевидно, оно посредственное. CNews: Работая с IBM и Lenovo, отмечаете ли вы какие-либо изменения в спросе на продукцию этих компаний после прошлогоднего альянса? Вадим Лата: Да, в спросе происходят глобальные изменения, которые являются следствием продуктовой и маркетинговой политики. Если раньше основной акцент делался на high-end решения, то сейчас спрос сместился в сторону недорогих моделей. И в дальнейшем эта тенденция сохранится. CNews: Как бы вы охарактеризовали специфику дистрибуции периферии и комплектующих для ноутбуков в России? Вадим Лата: По нашим оценкам и опыту, рынок ноутбучной периферии невелик. Это крайне редко спрашиваемая продукция. Комплектующие для ноутбуков обычно нужны для апгрейда или замены. У Lenovo до последнего времени торговля комплектующими была, пожалуй, наиболее развита по сравнению с другими вендорами. Спрос формировался за счет элементов необходимых для «тюнинга» дорогих моделей. Наиболее востребованы сумки для ноутбуков и батареи для более длительной работы, но это, скорее, можно отнести к аксессуарам. CNews: Какая доля приходится на ноутбучное направление в вашем бизнесе? Вадим Лата: По итогам 2005 года ноутбуки в обороте компании составляют 18,1%. На ноутбуки Acer приходится 41%, Hewlett-Packard — 28%, что составляет порядка 30 % от всей продукции НР. На долю Fujitsu-Siemens Computers — 20%, это около 80% продукции вендора. На долю Lenovo — 8%, и это 90% продукции вендора в обороте компании RSI. CNews: Каковы ваши планы по расширению линейки распространяемой продукции? Вадим Лата: Спрос на ноутбуки продолжает расти и мы будем расширять ассортимент предлагаемой продукции всех без исключения вендоров — Acer, Fujitsu-Siemens Computers, Hewlett-Packard, Lenovo. В частности, уже в этом году мы планируем предложить потребителям больший выбор ноутбуков начального уровня из серии Lenovo 3000. После нового года в продажу поступят решения на базе Мером, это будут мультимедийные ноутбуки в ценовом диапазоне до тысячи долларов. CNews: Спасибо. |