Обозрение подготовлено

версия для печати
Apple ведет нишевые войны

Apple ведет нишевые войны

Практически во всем мире техника под брендом Apple имеет репутацию качественного, но специфического продукта — "не для всех". Соответственно, компания, призывающая "думать иначе", продолжает оставаться нишевым игроком. Тем не менее, эти ниши постепенно расширяются — за счет не только пользовательского, но и корпоративного сектора.

Строго говоря, Apple пришла в нашу страну еще во времена СССР. Произошло это в 1991 году, когда у компании появился первый российский партнер, который и начал продавать здесь продукцию концерна. Минуло больше 15 лет с того момента, как российский потребитель начал знакомство с техникой Apple, однако лишь в конце прошлого году компания открыла в России свое официальное представительство. Деятельность Apple IMC Russia, независимой компании, представляющей коммерческие и маркетинговые интересы вендора в нашей стране, развивалась активно. За последние два года бизнес Apple в России вырос более чем в шесть раз. Однако сам факт отсутствия до недавних пор официального представительства концерна вполне можно расценить как свидетельство не слишком внимательного отношения Apple к российскому рынку. Косвенно это подтверждается и тем, что российские пользователи до сих пор не увидели iPhone. Тем, кто хочет приобрести высокотехнологичную "игрушку", приходится довольствоваться предложением "неофициальных дилеров", ввозящих эти устройства из США и Европы, где, кстати, вся продукция компании стоит заметно дешевле.

К счастью, в ноутбучном секторе ситуация выглядит несколько более оптимистично. "За последний год мы дважды обновляли ноутбуки MacBook и MacBook Pro, представляя их российскому потребителю, — рассказали в пресс-службе Apple в России. — Из абсолютных новшеств — вывод на российский рынок ультратонкого MacBook Air". Этот ноутбук ждали давно. Еще до начала официальных продаж он произвел настоящий фурор — супертонкий (от 4мм до 1,94 мм) с 13,3-дюймовым дисплеем, снабженный полноразмерной клавиатурой с подсветкой. MacBook Air собран на основе процессора Intel Core 2 Duo с частотой 1,6/1,8 ГГц, объемом памяти — 2 Гб, плюс еще 4 Мб кэш-памяти второго уровня. 1,8-дюймовый жесткий диск, которым оснащается новинка, обладает объемом 80 Гб. Ноутбук поддерживает 802,11n WiFi, Bluetooth 2.1. Также в компьютер встроена камера iSight, предназначенная для проведения видеоконференций. Именно у MacBook Air впервые появился "тачпад", способный различать несколько типов нажатий. Одним из достоинств этого ноутбука стало и крайне низкое энергопотребление — всего 20 Вт, — что явилось следствием использования процессора Intel Core 2 Duo, потребляющего электроэнергии на 60% меньше своего "обычного" собрата.

Несмотря на успех нового релиза, Apple, по всей видимости, собирается пересмотреть свои отношения с Intel. В компании крепнет позиция — как можно больше своих деталей, то есть произведенных самой Apple, либо принадлежащими ей компаниями. Об этом красноречиво свидетельствует недавнее приобретение небольшого разработчика процессоров P.A. Semi. За эту компанию было выложено 278 млн долл. Одной из важнейших причин покупки P.A. Semi эксперты называют осуществляемую сейчас ее инженерами разработку 64-битного двухъядерного процессора, потребляющего на 300% меньше энергии, чем аналогичные процессоры других производителей. Уже озвучены планы применения новых чипов в iMode и iPhone. Скорее всего, в будущем они будут использоваться и в ноутбуках.

Возвращаясь к политике Apple на российском рынке, важно подчеркнуть, что именно на портативные ПК возлагаются особые надежды. Именно за счет ноутбуков в Apple ожидают основной рост продаж в России. И тенденции и динамика российский рынка мобильных компьютеров позволяют на это рассчитывать. В сознании потребителей ПК сегодня все больше ассоциируется именно с лэптопом, а не с громоздкой настольной системой. Более того, в настоящее время ради мобильности многие потребители готовы пожертвовать производительностью и даже переплатить. Наконец, ноутбуки становятся модным гаджетом. Разумеется, Apple грех не воспользоваться таким благоприятным трендом — тем более что как раз этот вендор сыграл немалую роль в его формировании.

Apple ведет борьбу в нише

Рынок ноутбуков сейчас столь привлекателен и на нем столь сложно становится конкурировать, что среди вендоров разворачивается настоящая PR-война. Так, еще в сентябре позапрошлого года компания Toshiba провела круглый стол, на котором посетовала на слишком завышенные оценки размеров российского рынка ноутбуков. По мнению поставщика, рынок переоценен на 15-20%, что негативно сказывается на его доходности. Дело в том, что многие игроки, опираясь на данные аналитических агентств, ввозят в Россию большие объемы техники, чем рынок может "переварить". В результате снижаются цены и падают прибыли вендоров.

С другой стороны, сетовать сегодня на неизбежное снижение цен на ноутбуки — все равно, что переживать за процессор Pentium I, который при своем появлении стоил около 800 долл., а сейчас не стоит и копейки. В качестве меры, вероятно, способствующей поднятию цен на ноутбуки, остается разве что утопить пару-тройку контейнеров с мобильными устройствами в океане.

По данным ряда исследовательских компаний в прошлом году в России было продано около 3 млн ноутбуков. Рост рынка в 2008 году прогнозируют на уровне 50%. Совершенно ясно, что при таком раскладе ни Toshiba, ни Apple, ни какой-либо другой вендор не собирается снижать свою долю. Тем более что, согласно данным IDC, 35% всех проданных компьютеров в России сегодня — это ноутбуки. Всего в мире в 2007 году было продано около 88 млн ноутбуков. Рост удерживался на отметке примерно в 25% — и прогнозируется его сохранение в 2008 г. Доля ноутбуков в общем мировом объеме продаж ПК перевалила за 40%.

С одной стороны, несмотря на растущую популярность ноутбуков Apple в России, позиции компании на отечественном рынке не так сильны, как на мировом. С другой же стороны, даже в силу особенностей дистрибуции и ценовой политики компании,  оставаясь, словно на острове, Apple заставляет конкурентов с собой считаться. Она остается нишевым игроком, выпуская продукцию из разряда "для тех, кто понимает". И даже в США, где Apple принадлежит 64% рынка ноутбуков стоимостью свыше 1000 долл. (данные NPD Group), лэптопы этой компании, хотя и стоят дешевле, чем в России, все равно идут в классе "премиум".

Цена вопроса

Несмотря на бурный рост рынка ноутбуков, на все разнообразие представленных на нем моделей и гибкую политику вендоров за рубежом, цены на портативные компьютеры в России все еще "кусаются". Правда, с недавнего времени вендоры и ритейлеры стремятся сделать лэптоп более доступным и здесь. Не исключение и Apple. Не так давно руководство компании объявило о снижении цен на продаваемые в России ноутбуки под маркой Apple на 10-20%. Так, MacBook, который держит первые места по продажам в целом ряде стран мира, планируется продавать по 41900 руб. (прежняя цена — 49100 руб.). Новая цена старшей модели этой линейке — MacBook Pro, оснащенного 15-дюймовым дисплеем, процессором с частотой 2,4 ГГц, двумя гигабайтами памяти, — составит 83900 руб., что примерно на 13% ниже предыдущей цены.

В тоже время, ведь есть и куда "падать". Стоимость продукции Apple, установленная в России, примерно на 60-70% превышает американскую. Российские поклонники Apple даже написали открытое письмо, распространив его через интернет, в котором просили компанию пересмотреть свою ценовую политику в отношении нашей страны. Письмо вызвало определенный резонанс, однако никаких практических шагов так и не последовало.

Партнеры компании в России объясняют это таможенной политикой государства. Однако почему-то не принимают во внимание тот факт, что с 2006 года таможенные пошлины на ноутбуки отменены. Компания платит лишь НДС в размере 18% плюс 1-2% издержек на транспортировку. В целом, эти расходы сравнимы с теми, что Apple несет в Европе. Откуда затем берется столь высокая наценка — вопрос открытый.

Все в порядке у "большой" Apple и с финансами. Доход компании за второй квартал 2008 финансового года составил 7,5 млрд долл., а чистая квартальная прибыль — 1,05 млрд долл. "Наш доход вырос на 43%, и этот квартал был лучшим из мартовских кварталов за всю историю Apple: он принес нам самый больший доход и прибыль. Доход свыше 17 млрд долл., полученный в течение первого полугодия финансового года, дал сильный импульс к разработке и выпуску новых продуктов в ближайшие кварталы", — заявляет Стив Джобс, глава корпорации Apple, в официальном релизе корпорации. Таким образом, корни ценовой политики Apple в России, видимо, нужно искать в самой России.

Уже грядут

Среди самых ожидаемых новинок от Apple, которые компания планирует выпустить в этом году, — ноутбуки с приводами Blu-ray. Как сообщается, Apple уже разместила заказ на производство слотовых пищуших Blu-ray-приводов у разработчика Blu-ray и победителя в войне форматов — компании Sony. Ими будут оснащаться новые модификации MacBook Pro. Однако, несмотря на уже сделанный заказ, самого товара пока нет. Sony пока еще не представила адекватного образца нового Blu-ray-привода. А качество записи тех, что имеются, не удовлетворяет экспертов Apple. Из-за этого постоянно переносятся и сроки появления MacBook Pro с Blu-ray в продаже.

В компании никак не комментируют сложившуюся ситуацию. Однако времени у Sony осталось не так много. В начале июня 2008 года Intel планирует презентовать свою новую мобильную платформу Intel Centrino 2. Учитывая, что пока у Apple нет собственного процессора, неплохо было бы к этому времени приурочить и релиз обновленного MacBook Pro.

Mac идет в офисы

Достаточно длительное время продукция под брендом Apple была слабо представлена в корпоративном секторе. В 2005 г. доля систем под Mac OS в целом составляла, по данным Gartner, лишь около 3% от общего числа ПК в мире. Это давало повод аналитикам называть продукцию Apple более безопасной — в силу большей недоступности, в частности, для вирусов.

Компьютеры Apple было принято считать платформой, ориентированной на полиграфию и дизайн. До недавнего времени, действительно, основную часть потребителей устройств под этим брендом составляли компании, специализирующиеся на верстке и профессиональной обработке изображений, звука, видео и т.д. Однако по мере того, как Apple изменяла свою стратегию на рынке, понижая цены на свои устройства, расширяя линейки, уделяя большое внимание не только дизайну, но и функциональности — возрастала доля и обычных, не связанных с полиграфией, издательским бизнесом и графическим дизайном пользователей. Определенную роль в расширении потенциальной аудитории сыграл и переход Apple к выпуску настольных и мобильных компьютеров на базе процессоров Intel — на которые, соответственно, можно установить привычную ОС Windows.

Удовлетворенная результатом предпринятых шагов по выходу из "ниши", Apple зафиксировала в 2005-2006 гг. рост более 60% и не намерена сбавлять темпы. Компания — как во всем мире, так и в России — ориентируется на увеличение продаж настольных и мобильных устройств профессиональным и полупрофессиональным пользователям. Соответственно, стратегия сегодня направлена на развитие продуктовой линейки и активное строительство розничного бизнеса.

В итоге постепенно из узко нишевых продуктов, ориентированных на небольшую, но очень преданную группу поклонников, ПК (и настольные, и мобильные) под брендом Apple меняют статус. Сегодня это скорее устройства из класса "премиум". Т.е. ориентированы на тех, кто могут и хотят себе позволить "думать иначе". По-прежнему достаточно дорогие "яблочные" системы становятся своего рода имиджеобразующим элементом для владельца. Теперь это не столько "богемный" продукт для творческого "бунтаря", сколько привилегия потребителей с высоким доходом — топ-менеджеров из самых разных секторов рынка, включая банкиров, главных редакторов, фондовых аналитиков и т.д. По сути сегодня Apple формирует, плавно и грамотно, дополнительное сообщество приверженцев своего бренда. Именно эта категория платежеспособных и лояльных пользователей позволит компании существенно расширить свои рыночные позиции — и, соответственно, доходы.

Дмитрий Симонов, Сергей Иванов

Елена Сидорова
iPro

Елена Сидорова:

Основная сложность в продвижении Apple в России — большое количество мифов и иллюзий

Об особенностях политики Apple на российском рынке в интервью CNews рассказала Елена Сидорова, генеральный директор компании iPro.

CNews: Можно ли говорить о какой-либо специфике восприятия (и, соответственно, спроса) ноутбуков Apple в России? Насколько вообще лоялен, на ваш взгляд, отечественный потребитель мобильных систем к продукции под брендом Apple?

Елена Сидорова: Как я уже упомянула, у Apple особый потребитель, который, как это видно из официальных данных по продажам, остается лояльным к бренду. Относительно специфики восприятия, стоит отметить, что мы работаем с premium-сегментом. Продукт Apple достаточно дорогой, при этом он предназначен для творческих людей, в особенности для тех, кто профессионально работает с аудио и видео. Мы ставили своего рода эксперименты, проверяя уровень качества и отказоустойчивости нашего оборудования именно в профессиональной работе. И наша техника показала лучшие результаты именно в том, что касается отказоустойчивости и времени автономной работы.

Полный текст интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS