|
|
Обозрение
Рынок ноутбуков 2008Обозрение подготовлено
При поддержке
Наиболее быстрорастущим сегментом отечественного компьютерного рынка продолжает оставаться рынок ноутбуков. При этом на конец 2007 года около 55% поставок контролировали Acer и Asus, увеличив по сравнению с предыдущим годом свою консолидированную долю более чем на 10%. Другие иностранные вендоры также ускоряются. А что же "наши"? Остаются ли еще у отечественных производителей ноутбуков шансы на "место под солнцем" сегодня и завтра?
На протяжении последних лет в тройке лидеров отечественного рынка ноутбуков уже бескомпромиссно господствуют азиатские производители. Эти компании проводят как агрессивную ценовую, так и активную рекламную политику. Впрочем, и в первой пятерке страсти накаляются — в течение всего 2007 года ее состав претерпевал изменения. Правда, разные аналитические агентства фиксировали их по-разному.
"Истинное положение дел на рынке понять непросто: цифры, которые подаются в агентства, являются явно завышенными в несколько раз, но проверить их достаточно тяжело, — говорит Эдуард Воронецкий, генеральный директор компании "К-Системс/IRBIS". — Если принимать на веру опубликованные данные, то в 2005 году ноутбук был у каждого 154-го жителя нашей страны, а в 2007 — уже у каждого 46-го. Если следовать логике и прогнозам аналитических агентств, то в 2010 ноутбук будет у каждого 13-го россиянина — вне зависимости от возраста, места жительства и материального положения".
Во всем мире компьютерный рынок растет, прежде всего, за счет недорогих ноутбуков потребительского класса. Ведь ноутбук сегодня — это, прежде всего, индивидуальное средство сбора и обработки информации и инструмент для связи. Он должен быть доступным — правило, на котором пытаются играть сегодняшние лидеры. Например, Intel планировал уже к лету текущего года предложить россиянам сверхдешевый аппарат Netbook под маркой 2go PC, способный работать без зарядки три часа. Собирать его будет компания CTL, а адресована новинка, в первую очередь, образовательным учреждениям. 2go PC — это процессор Intel Celeron M, 40 гигабайтный жесткий диск, 512 Мб памяти, полный комплект стандартных портов плюс устройство для чтения карт памяти. Информация отображается на девятидюймовом дисплее с разрешением 800 на 480 пикселей. Приблизительная стоимость детища Intel составит порядка 400 долл.
Причем, это далеко не самый дешевый вариант. Его основным конкурентом можно считать Eee PC от Asus с твердотельной памятью. В ближайшие годы на российский рынок поступит аналогичная продукция и от других производителей. Цена устройств будет стремительно падать за счет внедрения инноваций.
Российские производители такими достижениями пока похвастаться не могут. Объясняется это многими факторами, в том числе и существенными издержками производства в России, более благоприятным таможенным режимом со стороны РФ в отношении иностранных вендоров, а также большим запасом финансовой прочности иностранных игроков.
С другой стороны, по словам Эдуарда Воронецкого, у российских производителей есть также и преимущества перед иностранными игроками. Например, большая гибкость — отечественные компании могут значительно быстрее реагировать на тенденции рынка, предлагая товар раньше конкурентов, имеют отлаженную сервисную инфраструктуру, могут производить небольшие серии продукции, разработанные под конкретного заказчика и выпускать эксклюзивные модели в единичных экземплярах.
Кто из иностранцев конкурирует с "нашими" на российском рынке и какую политику они выбирают? В первую очередь, конечно, лидеры — Acer, Asus и Toshiba. Прошло менее 5 лет, но, кажется, уже очень далек тот момент, когда в тройку ведущих поставщиков входило два отечественных игрока (один из них — IRu — уже вообще ушел с рынка, другой — Rover — по данным западных аналитиков, выпал из первой пятерки).
Набирают обороты и Fujitsu Siemens, сосредоточившаяся на совершенствовании сервиса, увеличении присутствия в регионах, а также развитии каналов поставок. И Dell, также сделавшая в прошедшем году немалый акцент на развертывание сервисной сети и на улучшении качества обслуживания потребителей (пока преимущественно корпоративных).
MSI в России в 2007 году занималась активным развитием дилерского канала, повышением узнаваемости ноутбуков под своим брендом, а также проведением маркетинговых акций при активной поддержке партнеров. Samsung в 2007 году мог похвастаться впечатляющим ростом продаж ноутбуков — свыше 130%.
Несмотря на славу напористой и прорывной компании, доля Apple на российском рынке пока более чем скромная — не выше 1%. Хотя если обратиться к относительным показателям, то все вполне оптимистично — продажи мобильных компьютеров Apple в прошлом году выросли практически на 80%.
Пул же отечественных компаний на российских ноутбучных бизнес-просторах в 2007 г. был представлен куда менее впечатляющей когортой. Rover Computers в последнее время регулярно сдает позиции, продавая свою продукцию в основном корпоративным клиентам. Что же касается частного потребителя, то легендарный Roverbook теперь можно приобрести только в ограниченном списке федеральных сетей. Вместе с тем, говорить, что Rover Computers ждет неминуемый уход с рынка, было бы преждевременно. С одной стороны, владельцы компании пытаются повышать ее капитализацию (например, не так давно приобрели за 4 млн долл. контрактного производителя — завод "Арсенал"). С другой стороны, активно ищут инвесторов и занимаются новыми разработками. В частности, совсем недавно "широкой технической общественности" был представлен самый мощный ноутбук на российском рынке — претендующий на харизматичность Roverbook Hummer D790 с рекомендованной стоимостью без малого 100 тыс. руб. Данный аппарат имеет четырехъядерный процессор Intel, три жестких диска, две видеосистемы Nvidia, привод Blu-ray. Кроме того, в нем реализована возможность установки оперативной памяти до 4 Гб.
Другим путем идет компания "Аквариус", которая в прошлом году прекратила активное продвижение своей продукции в розничной сети и сосредоточилась на поставках мобильных компьютеров собственного производства в большинство регионов России в составе программно-аппаратных решений, сделанных "под ключ" и получивших название "Мобильные классы "Аквариус". По данному им наименованию нетрудно догадаться, что предназначены они для системы образования.
"Хоронить" локальных сборщиков ноутбуков пока, наверное, рановато. В то время как одни уходят с рынка, на смену им предполагают выйти другие. Так, например, крупнейший в России сборщик настольных компьютеров Depo Computers намерен заняться также и ноутбуками. В рознице мобильные системы Depo появятся осенью 2008 года. К 2010 году компания планирует "получить" 15% российского рынка. Напомним, что Depo Computers, принадлежащая системному интегратору IBS, уже шесть лет собирает "персоналки".
Ноутбучное направление развивает и компания "К-Системс/IRBIS". Уже во втором квартале этого года на российский рынок должны поступить ноутбуки под маркой IRBIS. Предполагается, что компания будет выпускать лэптопы бизнес-серии, ультрапортативные аппараты, ноутбуки класса "замена ПК", мультимедийные центры и Tablet PC. Сейчас ноутбуки производятся на заводе в городе Видное, там же, где и ПК, но уже летом производство будет осуществляться на специально для этих целей построенном заводе в городе Мытищи. Его мощность — более 250 тыс. ноутбуков в год. Как сообщил Эдуард Воронецкий, в ближайшие год-два компания способна войти в топ-5 российского рынка ноутбуков. При этом гендиректор "К-Системс/IRBIS" сделал оговорку, что в остальном расстановка сил в этот же временной период в первой пятерке вряд ли изменится — "править" будут китайские и японские компании.
В то же время необходимо помнить, что выступает причинами неудач отечественных игроков на рынке мобильных ПК. Первая из них — увеличение продаж ноутбуков по отношению к стационарным ПК. Развитие данной тенденции послужило сигналом для начала экспансии азиатских производителей. В итоге мы стали свидетелями ухода с рынка достаточно сильного, как казалось, IRu, который не вынес азиатского демпинга. Плюс к этому, некоторые специалисты рынка считают, что не способствует развитию производства ноутбуков на отечественных предприятиях отсутствие поддержки государства, дешевой рабочей силы, а также технологических преимуществ тайваньских и прочих зарубежных вендоров.
Однако есть и оптимистические посылы. Как заявил Эдуард Воронецкий, "российский рынок ноутбуков, несмотря на темпы его роста мал, а при небольшом объеме рынка конкуренция очень высока, однако мы сможем конкурировать, если сам рынок удвоится, увеличится универсальность компонентов для ноутбуков, а пошлина на компоненты будет отменена, как на готовый компьютер". Что ж, будем надеяться, что государство заметит отечественных производителей мобильных ПК, и ситуация со временем изменится в пользу российских компаний.
Сергей Семенов
CNews: За последние 3 года расстановка игроков на российском рынке мобильных систем изменилась довольно существенно. Насколько устойчивой вам видится ситуация, сложившаяся здесь сегодня?
Федор Волков: Она может точно так же измениться за последующие два-три года, так как рынок мобильных технологий динамично развивается во всем мире. Поставки ноутбуков того или иного транснационального производителя сильно зависят от положения их дистрибуторов. Если у дистрибуторов нет никаких проблем, товар поставляется, если возникают какие-то проблемы — количество продаваемых ноутбуков той или иной марки заметно сокращается.