|
|
Обозрение
Рынок ноутбуков 2008Обозрение подготовлено
При поддержке
Ноутбук давно уже не дорогая игрушка для избранных, а обычный рабочий инструмент, причем доступный — по крайней мере, для большинства потребителей во многих странах мира. Вместе с ростом массовости этих устройств, растут и их продажи.
Среди основных причин так и продолжающегося роста рынка ноутбуков — все более доступные цены на устройства (вполне приличный аппарат сейчас можно приобрести менее чем за 1000 долл.), а также массированные рекламные кампании. Впрочем, ни цены, ни реклама сами по себе не возымели бы такого действия, если бы не наложились на всеобщее стремление к мобильности. Возможность пользоваться компьютером в полном объеме даже там, где нет электрической розетки, является главным драйвером этого рынка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на протяжении всего 2007 года именно потребительский сегмент выступил основным фактором роста поставок ноутбуков. В целом показатель, по данным разных аналитических исследований, составил от 50 до 70%. Рост в регионе EMEA оценивается более чем в 30%.
Значительными были изменения, затронувшие рынок в прошлом году. В частности, ускоренными темпами продолжила набирать обороты тенденция вытеснения ноутбуками настольных ПК, причем уже не только на уровне частных пользователей, но и в масштабах целых компаний. Появился новый класс субноутбуков, отличающихся демократичными ценами, небольшим весом, но и меньшим функционалом. Продолжилось развитие «тонких клиентов», лишенных подвижных частей и выступающих в роли агента для связи с удаленными серверами, на которых хранятся данные.
Мировые поставки ноутбуков (3 кв. 2007)
Компания | 3 кв. 2007 | 3 кв. 2006 | Рост | Доля рынка в 3 кв. 2007 |
HP | 3.62M | 6.22M | 72% | 21.4% |
Dell | 3.57M | 4.01M | 12% | 13.8% |
Acer | 2.41M | 3.72M | 54% | 12.8% |
Acer (включая Gateway и Packard Bell) | 3.30M | 4.70M | 42% | 16.2% |
Toshiba | 2.20M | 2.65M | 21% | 9.1% |
Lenovo | 1.67M | 2.57M | 54% | 8.9% |
Sony | 0.84M | 1.63M | 94% | 5.6% |
Fujitsu-Siemens | 1.14M | 1.37M | 20% | 4.7% |
Apple | 0.99M | 1.35M | 36% | 4.6% |
Asus | 0.70M | 1.21M | 73% | 4.2% |
Другие | 3.28M | 4.30M | 31% | 14.9% |
Всего | 20.41M | 29.03M | 42% | 100% |
Источник: DisplaySearch, 2007
На мировом рынке четко обозначилась пятерка лидеров по поставкам — HP, Dell, Acer, Lenovo и Toshiba. Доли рынка у этих компаний, хотя и неодинаковые в разных странах, все равно дают представление о наращивании преимущества этих брендов над остальными производителями за счет более успешной маркетинговой политики и снижения издержек.
Главная интрига 2007 года — противоборство ведущих игроков. Условно этот турнир можно разделить на две лиги. В первой сошлись HP и Dell (суммарной доля мирового рынка этих компаний — более 30%). HP сумела вырвать первую позицию у Dell, опередив этого вендора по итогам третьего квартала 2007 года. По данным IDC, HP продала 13 094 тыс. ноутбуков, заняв 19,6% рынка, Dell заметно отстал, продав 10 180 тыс. (15,2% рынка).
Во втором дивизионе с не меньшей энергией схлестнулись Acer и Lenovo (более 15% мирового рынка на двоих). Lenovo лидировала в течении всего года. Однако Acer, купившая две американские компании — Packard Bell и Gateway, сумела все же вырвать победу по итогам года. Особую яркость этому противостоянию придает тот факт, что Lenovo стала позиционировать себя как китайская компания, полностью отказавшись от бренда IBM, а Acer — как компания с мятежного острова Тайвань. Наиболее жесткая схватка наверняка разгорится в текущем году — на фоне грядущей Олимпиады в Пекине, одним из спонсоров которой выступает Lenovo. Возможно, это даст ей возможность вернуть пошатнувшиеся позиции, в том числе и на родине, где ее доля упала с 49 до 42%.
Активно борется за место под солнцем и Toshiba, которая замыкает пятерку лидеров. В 2007 года она неплохо росла и на ее долю пришлось более 4% рынка, хотя отставание Toshiba от лидеров все равно увеличилось.
Статистика — наука конкретная, однако необходимо иметь в виду, что, оперируя общими данными, получаешь общий же результат. Да, HP удерживает первое место в мире, но этого она смогла достичь во многом благодаря рынку Северной Америки, где ее лидерство неоспоримо — компания контролирует 25% местного рынка. В то время как в регионе EMEA лидирует Acer с 20% только европейского рынка, на 2% опережая HP.
Доля остальных вендоров не превышает 50%. И сегодня перед ними встает вопрос стратегии дальнейшего развития. Ведь совершенно очевидно, что угнаться за лидерами они не смогут, а потому им необходимо искать какие-то свои ниши. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем в данном секторе появится некая специализация, позволяющая предлагать оборудование узким группам потребителей. В противном случае число вендоров уменьшится.
В частности, слухи о возможном уходе Samsung с рынка ноутбуков были официально подтверждены. Как говорится в официальном заявлении компании, Samsung ставит перед собой задачу в течение трех лет утроить продажи ноутбуков и захватить 5,7% рынка, доведя объемы продаж до 11 млн портативных компьютеров в год (сейчас компания контролирует 1,7% рынка). В случае если этого достичь не удастся, то производство лэптопов будет свернуто. Многие аналитики полагают, что причиной сложившегося положения стала попытка Samsung соперничать с Sony в сегменте дорогих ноутбуков. Попытка оказалась неудачной, и компании пришлось откатиться назад — в сегмент недорогих ноутбуков — и, по сути, начинать завоевание рынка заново.
В свою очередь, именно недорогие компьютеры стали сегодня предметом вожделения компаний калибром поменьше. В частности концерн Asustek, более известный как производитель компьютерных комплектующих, еще в 2005 году стал развивать ноутбучное направление. Asus сделала ставку на низкие цены и фактически развязала ценовую войну в сегменте. Результат не заставил себя ждать — компания демонстрировала уверенный рост продаж. В 2007 году Asus поставила в Европу около 3 млн компьютеров. А в России Asus занял уже без малого четверть рынка. В то же время в premium-сегменте успехи Asus скромнее. Модель Lamborghini, несмотря на запоминающееся название и броский дизайн, пока не слишком популярна.
Динамика рыночных долей Топ 5 поставщиков ноутбуков в мире
Источник: Gartner, 2007
Успех любого производителя, в том числе и на рынке ноутбуков, заключается в решении классической задачи — угадать потребности покупателя. Например, если речь идет о недорогих ноутбуках стоимостью 800-1200 долл., которые охотно приобретают не только в России, но и Европе, то здесь главное — соотношение цены и качества. Пользователь, чтобы получить мобильность, готов смириться с определенными неудобствами вроде медленного процессора или небольшого объема памяти.
К более продвинутым аппаратам — стоимостью 1400-1800 долл. — требования со стороны потребителя уже другие. Здесь на первый план выходят вопросы производительности и функционала — для обладателей таких устройств важно быстродействие и наличие как можно большего числа функций при, в общем-то, не самой высокой цене. Марка же устройства в данном случае, как правило, не имеет решающего значения. В отличие от дорогих аппаратов, чья стоимость зашкаливает за 2000 долл. Здесь принципиальным фактором при выборе лэптопа является как раз бренд, с которым одновременно связывают высокую производительность, функционал и дизайн.
Существует немало суждений, что в конечном итоге подвигает пользователя на покупку той или иной модели ноутбука, помимо собственно производительности и объема памяти. Если обобщить мнения, то получится, что, прежде всего, внимание обращается на вес, размеры, ресурс работы от батарей, удобство клавиатуры и тачпада. И уже после этого человек смотрит на наличие других возможностей вроде разъемов для подключения периферийных устройств, питания, ИК-порта, оптических приводов, гнезда для наушников и т.д.
На самом деле наличие той или иной функциональности сильно разнится в зависимости от страны. Например, потребители в России, других странах бывшего СССР чаще всего не слишком привередливы. Среди основных требований — наличие WiFi и Bluetooth, а также возможности подключать к ноутбуку дополнительные устройства.
На рынках Западной Европы и США потребители, помимо стандартных опций, большое внимание уделяют безопасности и дополнительному ресурсу батарей. Поэтому защищенные ноутбуки, снабженные устройствам для считывания отпечатков пальцев и т.п., а также оснащенные батареями повышенной емкости, лучше продаются именно там. Мало того, на западных рынках внимание придается также качеству и дизайну упаковки, наличию в комплекте поставки дополнительных устройств, дизайнерскому решению самого аппарата.
В то же время, при оценке функциональных предпочтений покупателей следует иметь в виду еще одну тонкость. Некоторые модели класса «замена настольного ПК» слабо приспособлены для работы вне электросети. Они снабжены большим набором функций, большим и ярким экраном. Разумеется, ресурса их батарей хватает на совсем непродолжительное время. В этом случае лэптоп из мобильного утройства превращается в настоящий настольный ПК, с той лишь разницей, что немного экономит пространство. Кстати, нередко подобное обстоятельство является причиной разочарования покупателей. В то же время рынок «переносных ПК» растет существенными темпами, хорошим спросом такие ноутбуки пользуются в корпоративном секторе. По прогнозам аналитиков, в 2009 году уже 30% всех выпущенных лэптопов будут принадлежать к классу условномобильных систем. Основные же продажи сегодня приходятся и наверняка будут оставаться за моделями с диагональю экрана до 15 дюймов, среди которых наиболее динамично растет сегмент «тонких и легких» аппаратов с диагональю до 12 дюймов — по оценкам экспертов, уже в ближайшем будущем их рыночная доля достигнет 20%.
Говоря о тенденциях рынка, большинство специалистов уверено, что ситуация в ноутбучном сегменте в 2008 и 2009 годах будет повторять в целом те же тренды, каковые наблюдались в 2007 году. В частности предполагается, что в 2008 году 50% дохода ведущих производителей придется на ноутбуки, 40% на десктопы и 10% — на другое оборудование. К концу 2008 — началу 2009 года в штучном исчислении лэптопов будет продаваться больше, чем десктопов. При этом рост составит по разным оценкам от 15 до 30%.
Когда в 2006 году продажи ноутбуков в США всего лишь на 0,1% превысили объемы реализации десктопов, многие журналисты и аналитики за океаном поспешили похоронить стационарные компьютеры. Однако списывать в утиль десктопы все же еще рано. Даже, несмотря на появление класса ноутбуков «замена настольного ПК», их производительность отстает от десктопов. Поэтому там, где требуются, прежде всего, ресурсы системы, а не функции, скажем для современных игр или для работы с большими массивами «тяжелой» информации, десктопы пока вне конкуренции.
Кроме того, все более массовое распространение получает Windows Vista со своими огромными мультимедийными возможностями. Это потребует от ноутбуков еще более серьезного повышения производительности, что, в свою очередь, приведет к поиску решений для повышения мобильности этих устройств. Один из путей — распространение технологий Green IT — экологически чистых технологий, позволяющих снижать энергопотребление от сети, а заодно и нагрузку на окружающую среду. Однако полностью решить проблему автономности электропитания в ближайшее время едва ли удастся. Производители будут находиться между Сциллой снижения энергопотребления и Харибдой увеличения емкости батарей. Сейчас длительность автономной работы среднего ноутбука составляет 2-3 часа, однако емкость батареи, как известно, со временем уменьшается. Непонятно, где через год или два можно будет купить для него новый элемент питания. Таким образом, еще вполне себе современный ноутбук окажется навсегда прикованным к сети, а батарея в нем будет играть скорее роль ИБП.
Еще одна скверная тенденция — уже скоро пользователь вряд ли сможет модернизировать свой аппарат. Иными словами, если сегодня в лэптоп можно добавить памяти, установить драйверы для дополнительных устройств или новую операционную систему, то в будущем этот «сервис» может стать недоступным. Уже сейчас некоторые компании выпускают драйверы для своих компьютеров только под предустановленную систему, как правило, это все та же Windows Vista. Причем поддержка других операционных систем, скажем, Windows XP, производиться не будет.
Переход при производстве ноутбуков с одноядерных процессоров на двуядерные и многоядерные — один из существенных трендов последних нескольких лет, который в ближайшем будущем, видимо, только усилится. Предполагается возможность развития новой платформы для ноутбуков Santa Rosa, представленной Intel, что, вероятно, приведет к серьезному обновлению модельных рядов многих производителей. В то же время можно ожидать увеличения доли ноутбуков на платформе AMD. Практически все мировые производители портативных ПК уже имеют в своей продуктовой линейке компьютеры на этих чипах. Если ранее по уровню инноваций AMD была в роли догоняющей компании, то теперь она практически сравнялась с Intel, представив сразу несколько вариаций двуядерных процессоров. Цены же на ноутбуки, собранные на платформе AMD, пока остаются ниже, чем на аналогичную продукцию, основанную на чипах Intel, притом, что параметры их уже примерно одинаковы.
Дмитрий Симонов