19.09.2001, среда
| |
Наталья Касперская: Имидж разработчика исключительно антивирусных программ нам не интересен
Когда речь заходит о реальной конкуренции между российскими и зарубежными разработчиками средств информационной защиты, эксперты, как правило, выбирают отечественные антивирусные решения. Продукты наших "борцов с компьютерными вредителями" действительно получают все более высокую оценку. И пока они еще не так заметны хотя в мировом масштабе, они безоговорочно доминируют на просторах России. Своим видением основных тенденций в данном сегменте рынка информбезопасности в интервью CNews.ru поделилась Наталья Касперская, генеральный директор компании "Лаборатория Касперского".
Корр.: Антивирусы - это то, с чего начиналась информационная безопасность. Как проходила эволюция данных систем за последние пять лет?
Наталья Касперская: Не совсем так. Антивирусы были далеко не первым направлением в области защиты информации. Гораздо раньше были созданы, например, системы контроля за доступом, защиты от взлома. Антивирусные программы в виде законченных коммерческих проектов впервые появились лишь немногим более 10 лет назад. В течение последних пяти лет, действительно, заметно бурное развитие данной области защиты информации. Связано это, в основном, с тем, что качественно изменились сами вредоносные программы. Практически исчезли распространенные в 80-е - начале 90-х годов DOS-вирусы, а их место прочно заняли новые виды - интернет-черви, макро-вирусы, скрипт-вирусы, Windows-вирусы, позже - Linux-вирусы. И это абсолютно логично: создатели вирусов обращают свое внимание, прежде всего, на популярные операционные системы и приложения, ведь только так они могут достичь своей главной цели - вызвать вирусную эпидемию.
Что касается антивирусных компаний, в частности "Лаборатории Касперского", то эти тенденции для нас очевидны. Мы постоянно следим за появлением новых угроз информационной безопасности и оперативно разрабатываем эффективные методы борьбы с ними. Ни для кого не секрет, что у традиционных антивирусных технологий есть серьезный недостаток: классические антивирусные программы - это "программы-следствия". Они следуют за тем, что делают создатели вирусов: между фактом обнаружения нового вредоносного кода и производством обновления антивирусной базы всегда остается временной промежуток, в течение которого пользователь практически беззащитен перед реальной опасностью. В современных условиях эта задержка сократилась в некоторых случаях до 10-15 минут. И все же этого вполне достаточно, чтобы нанести организации, подвергшейся вирусной атаке, серьезный ущерб. Выход здесь очевиден: анализировать возможные пути развития компьютерных вирусов и разрабатывать соответствующие технологий защиты. Иными словами, защищать пользователей даже от будущих компьютерных угроз. Мы это поняли давно, и именно поэтому данное направление является приоритетным в работе "Лаборатории Касперского".
Существует еще одна важная тенденция в антивирусной индустрии - ее слияние с другими областями защиты информации. Сегодня чистый антивирус уже никому не нужен, даже домашним пользователям. Современные антивирусные комплексы активно интегрируются в системы контентной фильтрации, программы централизованного сетевого управления, межсетевые экраны, криптографию. Только так можно гарантировать максимальный уровень защиты. Мы учитываем это и активно развиваем сотрудничество с нашими коллегами из области защиты данных, а также разрабатываем собственные системы, отличные от антивирусов. Например, почти 3 года назад "Лаборатория Касперского" представила программу управления антивирусной защитой сетей - "Сетевой Центр Управления". Это система для централизованной установки, настройки, обновления и управления Антивирусом Касперского на всех узлах корпоративной сети - рабочих станциях, файловых серверах, почтовых шлюзах. Без этой программы эффективное использование антивирусной защиты в рамках крупной организации просто невозможно. Можете себе представить, каково системному инженеру обойти тысячу компьютеров, чтобы, к примеру, загрузить обновления антивирусной базы? Благодаря "Сетевому Центру Управления" это можно сделать за считанные минуты непосредственно с консоли администратора.
Корр.: В чем уникальность решений "Лаборатории Касперского" в сравнении с продуктами конкурентов?
Н.К.: Знаете лозунг Олимпийских игр: "Citius, Altius, Fortius"?. Ну а если серьезно, смотрите сами: мы предлагаем лучшую защиту, надежность которой подтверждена сертификатами и победами в сравнительных тестах., как правило, мы быстрее всех реагируем на появление новых вирусов, в считанные часы предоставляя обновление антивирусной базы и информационные алерты. Пользователи Антивируса Касперского получают круглосуточную техническую поддержку, а наши решения обеспечивают комплексную защиту как сетей, так и домашних компьютеров.
Корр.: Многие участники рынка ИБ отмечают высокий уровень ваших разработок, но при этом упоминают об объективных сложностях борьбы с глобальными вендорами. Какова маркетинговая стратегия "Лаборатории Касперского" в этих условиях?
Н.К.: Персональное внимание к каждому нашему клиенту. Мы стараемся обеспечить оптимальную защиту от вредоносных программ для всех категорий пользователей. Свой Антивирус Касперского найдут начинающие и опытные домашние пользователи, представители среднего и малого бизнеса, крупные корпорации.
Исследования рынка позволили нам создать 5 основных продуктов для каждой из целевых аудиторий. Это - Антивирус Касперского / Lite - для начинающих пользователей. Его главная особенность - исключительная простота использования. Она позволяет человеку работать по схеме "поставил и забыл".
Затем, Антивирус Касперского / Personal и Антивирус Касперского / Personal Pro - также решения для домашних пользователей, но более опытных. Если версия "Lite" распространяется только по специальным маркетинговым программам, в составе ОЕМ-комплектов и через каналы интернета, то "Personal" и "Personal Pro" можно встретить на прилавках практически любого магазина, предлагающего программное обеспечение.
Следующая категория пользователей - организации малых и средних масштабов. Для них мы разработали Антивирус Касперского / Business Optimal. Продукты, входящие в поставку этого комплекта обеспечивают надежный контроль над всеми потенциальными источниками проникновения компьютерных вирусов: они используются на рабочих станциях, файловых серверах и почтовых системах. Важная особенность версии "Business Optimal" - это возможность выбора и оплаты заказчиком только тех компонентов пакета, которые ему действительно нужны.
Наконец, специально для крупных корпораций мы создали Kaspersky Corporate Suite. Его главная задача - обеспечение полномасштабной структуры компьютерной безопасности для систем корпоративного масштаба. Главное преимущество данного пакета - создание независимой от платформенного обеспечения, централизованно управляемой структуры защиты от вирусов и хакерских атак для корпоративных сетей любой топологической сложности, с возможным подключением удаленных участков сети, расположенных на любом конце земного шара. В поставку Kaspersky Corporate Suite может входить набор дополнительных услуг, основной целью которых является построение законченной, комплексной системы безопасности. Мы предлагаем услуги по обследованию и анализу корпоративной сети на предмет определения возможных точек стороннего проникновения, доработке ПО под специализированные запросы заказчика, тестированию сетей. Также, "Лаборатория Касперского" оказывает услуги по инсталляции и настройке системы компьютерной безопасности, обучению пользователей, расширенной технической поддержке и выездам специалистов. В результате, заказчик получает законченное решение, максимально соответствующее системным требованиям и специфике ведения бизнеса.
Корр.: Насколько жесткая конкурентная борьба разворачивается на рынке антивирусов сегодня?
Н.К.: Всего существует около 40 поставщиков антивирусных программ. На мировом рынке активно присутствуют около восьми. Мы стремимся играть с ними на равных, но пока наша доля на мировом рынке - около 1%. Правда, наблюдается положительная динамика - мы увеличиваем свои обороты быстрее, чем это делают наши конкуренты. К 2005 году мы сможем поднять свою долю до 5%. Это наша цель, и мы уверены, что она будет достигнута. Наглядный пример конкурентоспособности нашей модели бизнеса и превосходства технологий - успех "Лаборатории Касперского" на российском рынке. Когда в 1994 г. мы только выходили со своими коммерческими продуктами, то здесь доминировала компания "ДиалогНаука", доля которой доходила до 90%. А теперь? Благодаря надежности наших продуктов, ориентации на реальные потребности пользователей и рыночной гибкости сейчас мы имеем уже более 60% рынка, в то время как доля "ДиалогНауки" снизилась до 15-20%.
Из зарубежных разработчиков антивирусного ПО в России реальные позиции имеет лишь Symantec с 15-20% рынка. Но и Symantec трудно соревноваться с нами на равных. Как в технологическом, так и в сервисном плане наши решения гораздо более привлекательны для потребителей. Простой пример: технология перехвата и нейтрализации скрипт-вирусов типа "LoveLetter", подобная разработанной нами в мае 2000 г., была внедрена в продукты Symantec более года спустя - в августе 2001. Другой аргумент, после которого у корпоративного пользователя исчезают всяческие сомнения в плане выбора поставщика антивирусного ПО - круглосуточная техническая поддержка по телефону и электронной почте на русском языке. Это уникальная услуга, которой нет ни у одного из наших конкурентов в России.
Корр.: Можно ли выделить какие-то отрасли, потребление ваших продуктов в которых сейчас более всего увеличилось?
Н.К.: Не могу сказать, что существует отраслевая специфика. Не важно, из какой отрасли пришел клиент, ведь компьютеры сейчас есть в любой отрасли, а следовательно, нуждаются в антивирусной защите. Дифференцирование клиентов происходит по признаку наличия или отсутствия компьютера. Если у клиента есть компьютер - это наш клиент. Мы работаем с банковским сектором, с нефтегазовым комплексом, с промышленными предприятиями, правительственными организациями. Заключены договоры с системными интеграторами , которые внедряют наши решения.
Я вообще не стала бы рассматривать продажи по отраслевому признаку. Да, сейчас идет некоторая активизация в банковском секторе, но это связано с предыдущим значительным спадом. Что касается остальных, то рост идет везде. Я думаю здесь задействовано несколько факторов: компании начинают осознавать необходимость использования средств информационной защиты, в частности, антивирусной. Второе - появились средства, которые компании готовы тратить на эти цели, что стало возможным благодаря общему росту экономики. И третье - меры по борьбе с пиратством дают свои результаты. Компании начинают закупать лицензионное ПО. Если ранее закупали одну лицензию на 50 тыс. рабочих станций, то сейчас такие случаи - редкое исключение.
Корр.: Можно сказать, что "Лаборатория Касперского" ориентируется исключительно на корпоративный сектор и рынок частных пользователей вас не интересует?
Н.К.: Нет. Это не так. У нас есть достаточно большие обороты по рознице. Рост есть, но не такой активный, как, скажем, в сегменте малого и среднего бизнеса.
Корр.: Каковы долгосрочные планы "Лаборатории Касперского" в области разработки средств защиты информации?
Н.К.: Главное для компании - диверсификация деятельности и качественное расширение спектра предлагаемых продуктов. Все знают нас как антивирусную компанию, но "Лаборатория Касперского" уже больше, чем просто производитель антивирусного ПО. Поэтому мы постепенно отходим от имиджа разработчика антивирусных программ и представляем компанию как производителя систем информационной безопасности. Уже сейчас в нашем арсенале есть комплексы защиты, не являющиеся антивирусами. Прежде всего, это ревизоры изменений (Kaspersky Inspector и Kaspersky WEB Inspector), обеспечивающие контроль за содержимым компьютеров. Этой весной мы официально объявили о планах разработки ПО для других сфер компьютерной безопасности. Первенцами в этом направлении станут межсетевые экраны и система контентной фильтрации, которые ориентировочно выйдут в середине 2002 г.
Корр.: Спасибо.
Читайте также:
"Антивирус Касперского" не пропустит зараженные письма через почтовый сервер
Вернуться на главную страницу обзора
|