Алексей Наволокин: Будущие лидеры серверного рынка - разработчики комплексных информационных проектов
Компания Intel упоминается едва ли не в каждом абзаце нашего обзора. В силу положения корпорации на рынке состояние ее бизнеса может служить своеобразным барометром положения дел всей компьютерной отрасли. В интервью CNews.ru глава представительства Intel в России и странах СНГ Алексей Наволокин рассказал о финансовых результатах компании во втором квартале текущего года, а также о своем видении ситуации на рынке и перспективах ее развития.
Корр.: Только что стало известно о финансовых результатах Intel за второй квартал. Насколько я знаю, общие результаты ухудшились.
Алексей Наволокин: Результаты были объявлены буквального сегодня ночью. Факты таковы. Общий объем дохода за второй квартал составил 6,3 млрд. долл. Чистая прибыль - 854 млн., что на 76% меньше, чем во втором квартале прошлого года. На самом деле, те результаты, которые Intel объявила сегодня превзошли ожидания аналитиков Wall Street. Прогнозы были хуже.
Тем не менее, несмотря на то, что с одной стороны ситуация на IT-рынке в Америке и Европе нестабильная, есть Азия и рынки развивающихся стран, где наблюдается значительный рост. Кроме того, во втором квартале доля рынка Intel не упала, а зафиксировалась на ранее достигнутом уровне. Рост продаж в штуках в целом увеличился на 6%. Продажи процессоров для мобильных систем увеличились на 10% по сравнению со вторым кварталом прошлого года и в количественном и в денежном выражении. Выросли продажи чипсетов. И несмотря на то, что снизились объемы продаж материнских плат, flash-памяти, сетевого оборудования, норма прибыли по-прежнему остается очень большой - 48%. В целом мы позитивно расцениваем результаты второго квартала.
Корр.: Каковы планы компании на третий квартал? Какие меры будут приниматься для увеличения продаж?
А.Н.: Согласно нашим ожиданиям, доля Intel на рынке в третьем квартале будет расти (речь идет о нашем процессорном бизнесе). Для достижения этой цели компания планирует сделать несколько важных шагов. Прежде всего, будут достаточно сильно снижены цены, на все наши продуктовые линейки. Помимо этого, положительно на финансовых результатах третьего квартала скажется переход основных продаж с Pentium 3 на Pentium 4. До конца года будут представлены модели 2,2 МГц на основе этого нового процессора.
Следующий шаг к увеличению уровня продаж - ускорение срока выпуска чипсета Brookdale (845), который поддерживает доступную память SDRAM, что будет способствовать переходу пользователей на процессор Pentium 4. Кроме того, этот процессор будет активно поддержан выпуском Windows XP.
Естественно, что мы смотрим за своими расходами и пытаемся их снижать. По корпорации расходная часть составила 2,1 млрд. долларов, что на 3% меньше, чем в первом квартале.
Корр.: Основная статья снижения издержек сокращение персонала?
А.Н.: В начале года Intel действительно объявил о сокращении штата на 5 тыс. человек. Это решение коснулось нашего завода в Южной Африке, если мне не изменяет память, и на этом мы ограничились. Дальнейшее сокращение расходов происходило исключительно за счет снижения операционной части: снижение издержек в производстве, сокращение трат на путешествия и так далее. Мы сфокусировались на своих маркетинговых программах, разработках и производстве. Расходы в этих областях не сокращаются. Как и планировалось, на программу по производству будет потрачено 7,5 млрд. долларов и эта сумма не изменяется. Никаких изменений нет и в размере производственных мощностей и наращивании объема продукции.
Корр.: Говоря о положительной динамике вы упомянули развивающиеся страны. Какова ситуация в России?
А.Н.: В России результаты очень хорошие. Данные продаж Intel свидетельствуют о том, что российский рынок продолжает свое бурное развитие. Рост продаж Intel во втором квартале текущего года в России составил 53% по отношению ко второму кварталу 2000 г. Данный показатель превышает результаты первого квартала, когда был зафиксирован рост продаж на 45%, что выше темпов роста всего компьютерного рынка России (прогноз IDC по первому кварталу - рост рынка ПК на 36%). Доля Pentium 4 в общем объеме наших продаж процессоров составила около 10%.
Рост сбыта фиксируется по всем продуктовым линейкам фирмы. Продажи материнских плат увеличились в два раза по сравнению со вторым кварталом прошлого года. Сетевого оборудования продано на 35% больше. Наибольший рост был зафиксирован в продажах серверных платформ - в три раза больше, чем во втором квартале 2000г. Такой скачок обусловлен прежде всего тем, что наши партнеры выиграли много тендеров в больших проектах и это положительно сказалось на отгрузках.
В рейтинге продаж оборудования Intel Россия занимает 4-е место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки с общей долей в 10%, по объему продаж уступая лишь Германии, Франции и Великобритании. По темпам роста мы номер один. Рост бизнеса в России требует увеличения штата компании. Мы думаем, что бизнес будет развиваться также хорошо и поэтому планируем расширять штат. В течение двух ближайших кварталов будем набирать людей чтобы поддержать тот объем продаж, который существует сегодня.
Корр.: Каковы характерные особенности российского компьютерного рынка по сравнению с другими странами региона ЕМЕА?
А. Н.: Многие страны Восточной Европы, находясь на грани вступления в ЕС, уже достаточно хорошо освоили такие важные бизнес-процессы как логистика и финансовые механизмы работы. Что касается России, то тут по-прежнему многое зависит и будет зависеть от государства. А именно, насколько хорошо будет работать таможенный механизм. Вы знаете, что в начале года было много изменений в таможенных правилах. Я бы не сказал, что они все негативные. Большинство новшеств действительно связано с тем, что многое надо менять в работе таможенной системы. Производителям необходимо время чтобы адаптироваться и во многом это влияет на серверный бизнес в нашей стране. В России до сих пор требуются определенные усилия лишь для того, чтобы просто ввезти серверные платформы в страну. Весь бизнес на этом сегменте в нашей стране еще во многом зависит от схемы доставки товара. В то время как в большинстве странах ЕМЕА такой проблемы не существует. Ну если мы, конечно, не берем страны Южной Африки и некоторые государства Ближнего Востока.
Что же касается самих продаж, то мы работаем в хорошем цивилизованном рынке, где сбыт осуществляют не только традиционные поставщики, но и системные интеграторы или value-added sellers, которые специализируются на комплексных информационных решениях. Давно уже прошло время, когда можно было продавать серверы без обслуживания, без поддержки, без сервиса. Сейчас большие корпорации, закупая оборудование, смотрят на весь спектр услуг, а не только на цену самого продукта и здесь мы движемся в правильном направлении. Отечественные компании на рынке серверов уже вполне способны составить конкуренцию мультинациональным корпорациям, которые сильны во всем мире.
Корр.: Среди основных тенденций на рынке серверов Ваши коллеги в первую очередь выделяют увеличение специализации серверных решений при относительной унификации элементной базы самих серверов. Как, по-вашему мнению, будут развиваться эти процессы?
А.Н.: Что касается унификации элементной базы, то мне кажется, что эта тенденция будет нарастать еще больше. Действительно, сейчас серверные системы разных поставщиков имеют приблизительно одинаковые спецификации. Данный процесс, как мне кажется, будет плавно переходить в иную плоскость, когда гораздо большее значение будет придаваться системной интеграции и законченным серверным решениям. Сам готовый продукт важен по своей производительности, но как правило, он близок к такому же продукту конкурентов. Важно не только насколько надежен сервер, насколько он защищен, насколько возможна его масштабируемость, сколько наличие качественного обслуживания и сервиса. Наметился переход компаний именно в сферу услуг, сервиса. И именно на этом можно будет в ближайшем будущем зарабатывать больше, нежели на самом "железе".
Хотя с другой стороны, серверные продукты имеют достаточно большую маржу, поэтому и компании среднего звена заинтересованы помимо продаж настольных систем предоставлять клиентам серверные платформы. Но опять же, рано или поздно поставщики доходят до определенного уровня, на котором уже необходимо предлагать комплексное решение, а не только один сервер. Речь идет и о сетевой части, всей инфраструктуре, построении проекта. В таких вещах большинство не очень сильны. Те, кто будут сильны, те кто займут нишу предоставления услуг и сервисов, те будут выигрывать в том числе и в серверном направлении.
Корр.: Другой важной тенденцией является попытка компаний (прежде всего Intel) играть не только на массовом рынке "легких" серверов, но и в сегменте "тяжелых" систем. Какова стратегия компании в этом направлении?
А.Н.: Я думаю развитие 64-разрядной архитектуры серверов будет очень интересным. Понятно, что здесь большую часть рынка имеют UNIX-системы. Это сложилось исторически и до определенного момента такая ситуация сохранится. В то же время, Intel усиливает свои позиции с новым продуктом Itanium и достаточно серьезно вкладывает в это направление. Сегодня вы видите, что все мультинациональные компании переводят или уже перевели свои линейки на Itanium. Можно вспомнить недавнее объявление от Compaq, о передаче нам технологий Alpha, в результате чего к 2004 году компания полностью перейдет на наши процессоры. И то же самое делает НР, системы Itanium в свое линейке имеет IBM. Я думаю, что в конечном итоге, конечно же, будут проигрывать конкуренты, а именно SUN, потому что рынок будет фокусироваться вокруг нашего продукта.
С другой стороны в серверах важной частью, и Intel это понимает, являются приложения. Само "железо" ничего не имеет под собой если на нем не будут работать операционные системы, если не будут работать прикладные приложения для нужд предприятий. Сейчас на Itanium действуют 4 операционные системы, будет выпуск приложений, но пока этого не достаточно, чтобы серьезно завоевать рынок. Для этого потребуется время и значительные усилия.
Корр.: И все же, каковы, по-вашему мнению, перспективы современных процессорных разработок других производителей. Представители IBM говорят о том, что к 2004 году останутся только две архитектуры, соответственно, Power и IA.
А.Н.: Я думаю, что действительно на рынке будут выживать сильнейшие. Потому что им легче предлагать новые технологии, у них есть ресурсы, чтобы вкладывать в разработки, исследования. Это большое количество людей и средств, которые надо постоянно использовать не только для совершенствования самого продукта, но и для его дальнейшей адоптации на рынке, для оптимальной работы с приложениями. IBM и Intel? Я думаю, что возможны и такие варианты. Понятно, что так как я работаю в компании Intel, я больше верю в Intel и ее стратегические направления. Процессорная часть - это одна из ключевых направляющих нашей корпорации и те проекты, которые ведутся нами совместно с IBM по разработке новых схем литографии и выпуска процессоров по новой технологии, также очень важны. В лабораторных условиях мы уже сейчас можем делать процессоры с тактовой частотой в 10 ГГц. Получаемое расстояние между минимальными элементами кристалла достигнуто на уровне 0,01 микрона, в то время как сегодня этот показатель равен 0,13 микрона.
Что касается Intel, то у нас действует программа до 2010 года только по процессорной части и она полностью выполнятся. Сейчас действительно ведутся исследования, которые лягут в основу продукта 2010 года. Консолидация будет усиливаться, но во многом ситуация будет зависеть и от того, как другие компании будут готовы воспринять эти новые технологии и адоптировать их. В Intel эта работа ведется. Есть специальные программы с компаниями Oracle, Microsoft, SAP. Безусловно, что те компании, которые сейчас делают долгосрочные инвестиции будут продолжать развиваться и получать прибыль.
Корр.: Спасибо.
В обзоре используются материалы Gartner Group, IDC, C&Q, Illuminata.