Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
ОСМП
Одна из самых молодых платежных систем на рынке, активно набирающая обороты.
Объединенная система моментальных платежей (ОСМП) работает на рынке электронных платежей России с 2004 года и является одной из самых молодых ЭПС в нашей стране. По своей бизнес-модели система максимально близка к платежным шлюзам, ближайшими конкурентами ОСМП являются CyberPlat и e-port. Вместе с тем компания также разрабатывает и поставляет необходимое оборудование, а также осуществляет техническую поддержку и инкассацию.Набор сервисов ОСМП достаточно традиционен для этой группы игроков: оплата услуг мобильной связи, интернет-провайдеров, коммерческого телевидения и IP-телефонии.
Кроме того, в системе реализована возможность пополнения счетов других внешних платежных систем, а также существует возможность оплаты услуг ЖКХ. Кроме того, в данным момент ОСМП ведет переговоры с некоторыми банками по организации сервиса погашения потребительских кредитов.
Юридический статус и принципы работы
Как уже упоминалось, бизнес-модель ОСМП наиболее близка к платежному шлюзу. Соответственно, юридическая схема работы достаточно традиционна для такого типа электронных платежных систем. Общий принцип работы таков: агент вносит на счет системы денежную сумму (гарантийный взнос), ограничивающую объем принимаемых им платежей и являющуюся обеспечением принятых платежей. Указанная сумма направляется операторам связи для покрытия будущих платежей.
Принципиальная схема работы системы ОСМП
Источник: данные компании
По итогам каждых суток система осуществляет расчет совершенных транзакций и зачет сумм принятых агентом платежей из суммы гарантийного взноса, а по итогам каждого месяца происходит расчет совершенных транзакций и суммы вознаграждения агента. При этом вознаграждение может переводиться на счет агента по итогам месяца, или зачитывается в счет гарантийного взноса. Среди основных банков-партнеров ОСМП «Русинвестклуб», «Внешторгбанк» и «Альфа-банк». К крупнейшим бизнес-партнерам компании относятся также: «Вымпелком», МТС, «Скай Линк», «МегаФон», «Татнефть», сети «Точка оплаты», «Цифроград» и «Беталинк».
Статистика
По итогам 2005 года ОСМП показала самый высокий рост оборота среди всех рассмотренных в настоящем обзоре систем. Так, выручка системы в отчетном периоде увеличилась почти на 500% – $83 млн. по итогам 2004 года до $498 млн. по итогам 2005 года. Компания активно развивает дилерскую сеть – в отчетном периоде на нее пришлось почти 97% оборота компании. Вместе с тем, за последний год активизировалась в интернете – доля платежей, принимаемых через интернет-магазины в обороте ОСМП составила по итогам 2005 года 3% против 1% по итогам 2004 года.
Динамика оборота компании ОСМП, $ млн.
Источник: данные компании, CNews Analytics
По количеству точек приема платежей, ОСМП входит в тройку лидеров среди платежных шлюзов, наряду с CyberPlat и e-port, демонстрируя значительный прирост данного показателя ежегодно. Так, по итогам 2005 года количество точек приема платежей ОСМП увеличилось на 229% по сравнению с 2004 годом и достигло почти 14,5 тыс. При этом, уже по состоянию на июнь 2006 года, указанный показатель составил около 30 тыс.
Динамика количества точек приема платежей ОСМП
Источник: данные компании, CNews Analytics
ОСМП активно развивает дилерскую программу, стимулируя своих партнеров различными ценными призами и бонусами по итогам оценки работы того или иного дилера по жесткой системе критериев. Все дилеры ОСМП делятся на 5 категорий по объему приема платежей. По итогам 2005 года максимальная доля приходилось на I категорию – крупнейшую – объем приема платежей свыше 60% дилеров, принимающих участие в партнерской программе, превышает 9 млн. руб.
Структура участников дилерской программы ОСМП по категориям по итогам 2005 года
Источник: данные компании
Региональная структура точек приема платежей ОСМП имеет ярко выраженный акцент на присутствие в центральном федеральном округе. На этот регион приходится свыше 60% всех точек приема платежей компании. На втором месте приволжский федеральный округ, в котором расположены чуть более 11% точек приема платежей, и венчает тройку лидеров южный федеральный округ – здесь ОСМП обладает 2770 пунктами оплаты (9,2%). Впрочем, во всех остальных федеральных округах России ОСМП имеет схожее с южным присутствие.
Региональная структура точек приема платежей ОСМП по федеральным округам России, июнь 2006 года
Источник: CNews Analytics
Структура оборота ОСМП по видам платежей практически идентична аналогичной у ключевых конкурентов. Наибольшая доля выручки компании приходится на оплату услуг мобильной связи (98% по итогам 2005 года), оплата услуг коммерческого телевидения составила в отчетном периоде около 0,7% , на остальные виды платежей приходится, соответственно, еще меньшая доля выручки.
Структура оборота компании ОСМП по видам платежей, $ млн.
Источник: данные компании, CNews Analytics
Как отмечают, представители компании, уникальной характеристикой ОСМП является линейная масштабируемость системы: при увеличении числа субдилеров в каждой ветке (у каждого дистрибьютора) количество точек по приему платежей практически не ограничено. В системе предусмотрена возможность создания веток в режиме реального времени на любом из администрируемых дилером уровне его торговой сети. При этом, по заявлениям разработчиков, функциональная производительность увеличивается пропорционально увеличению мощности системы. За счет этого, в частности, увеличение количества точек в одной ветке не приводит к снижению производительности точек ни в этой же ветке, ни в параллельной. По утверждениям представителей ОСМП, текущая мощность системы позволяет более чем вдвое увеличить объем обслуживаемых приложений без потерь в скорости обслуживания транзакций. На текущий момент система позволяет проводить 100 платежей в секунду без установки дополнительного оборудования.
Безопасность
Информационная безопасность в системе обеспечивается достаточно традиционными средствами. Для защиты данных используется обмен данными через защищенные соединения по протоколу https с применением технологии VPN. Транзакции подписываются и шифруются с помощью криптографических алгоритмов PGP и RSA. Все авторизационные данные в системе хранятся в виде отпечатков MD5. Кроме того, возможна авторизация клиентов с использованием электронных ключей e-token и smart-карт.
Алексей Бузин / CNews Analytics
|