|
|
Обозрение подготовлено |
При поддержке |
|
|
Ранкинг крупнейших игроков российского рынка ЭПС
В ходе проведенного исследования, эксперты CNews Analytics, собрали данные по оборотам и их структуре основных игроков российского рынка электронных платежных систем. Предоставить запрошенные данные согласились около 70% респондентов. Вместе с тем, лишь около 50% из них обнародовали информацию по оборотам.
В ходе проведенного исследования, были разосланы анкеты 13 основным игрокам российского рынка электронных платежей. Это компании (в алфавитном порядке) «Киберплат», «КредитПилот», ОСМП, «Рапида», «Элекснет», «Яндекс.Деньги», Assist, Chronopay, e-port, Fethard, MoneyMail, RUpay и WebMoney Transfer. Заполнить анкеты и предоставить запрошенные данные согласились 69% респондентов. Исключение составили следующие ЭПС: «КредитПилот», «Рапида», «Яндекс.Деньги», Fethard и RUpay. Соответственно, официальных данных по обороту данных платежных систем нет. Причем «КредитПилот» согласился заполнить анкету, отказавшись предоставить лишь абсолютные значения выручки за отчетные периоды. Аналогичная ситуация с RUpay – данные по структуре выручки и технологиям безопасности были получены, в то время как абсолютное значение оборота является коммерческой тайной.
Впрочем, одна из «промолчавших» систем – Fethard – официально на своем сайте заявляет о годовом обороте в $100 млн. Некоторые игроки рынка и аналитики сомневаются в реалистичности подобных показателей, в то время как другие говорят о даже больших суммах. Система Fethard – одна из самых закрытых на рынке и получить какой-либо официальный комментарий не удалось.
Сделать грамотные оценки оборотом игроков рынка достаточно сложно возможным в силу того, что большинство систем, работающих на рынке, имеют принципиально разную бизнес-модель. Кроме того, за указанный период, все системы развивались абсолютно по-разному. Поэтому применение «в лоб» среднегодовых показателей роста определенных ЭПС к месячным оборотам, например, годовой и двухгодовой давности «Яндекс.Деньги» и «Рапида», которые официально известны, приведет лишь к очень грубым оценкам, вероятно, слишком сильно отличающимся от реальных либо в меньшую, либо в большую сторону.
Тем не менее, для понимания качественной картины некоторые оценки все же сделать можно. Для «Рапиды» это сложнее – слишком давно были объявлена последние достоверные данные по обороту компании – по итогам августа 2003 года – тогда выручка системы за месяц составила около $2 млн. Бизнес «Рапиды» за указанный период развивался достаточно неравномерно, поэтому любая оценка, основанная на среднегодовых показателях роста в целом по рынку для схожих систем («Рапида» не сообщает даже относительных цифр динамики оборота), будет слишком грубой.
Примечательно, что такая большая структура как «Яндекс.Деньги», также не раскрывает своих оборотов. Тем не менее, выручку «Яндекс.Деньги» по итогам 2005 года можно оценить. По данным самой компании, данный показатель по итогам августа 2005 года составил 300 млн. руб. При учете ряда критериев, можно оценить среднемесячную выручку «Яндекс.Деньги» на уровне около $10,45 млн. Таким образом, по итогам 2005 года выручка «Яндекс.Деньги» составила, по оценкам CNews Analytics, около $125 млн.
Ключевые показатели основных игроков российского рынка электронных платежных систем (системы отранжированы по алфавиту)
№ |
Система |
Год основания |
Тип |
Оборот |
Рост, % |
2004 год |
2005 год |
1 |
Киберплат |
1997 |
Платежный шлюз/карточная система/интернет-банк |
459 |
1120 |
144 |
2 |
КредитПилот |
1999 |
Платежный шлюз |
н/д |
н/д |
н/д |
3 |
Рапида |
2001 |
Платежный шлюз |
~2/мес.
(сент. 2003г.) |
н/д |
н/д |
4 |
ОСМП |
2004 |
Платежный шлюз |
83 |
498 |
500 |
5 |
Платежные системы |
2005 |
Платежный шлюз |
- |
28,5 |
н/д |
6 |
Элекснет |
2000 |
Система по приему платежей |
190,9 |
346,6 |
82 |
7 |
Яндекс.Деньги |
2002 |
Система цифровой наличности |
н/д |
125* |
н/д |
8 |
Assist |
1998 |
Платежный шлюз/карточная система |
25 |
40 |
60 |
9 |
ChronoPay |
2003 |
Карточная система |
- |
7** |
н/д |
10 |
e-port |
1999 |
Платежный шлюз |
325,2 |
740,5 |
128 |
11 |
Fethard |
2001 |
Платежный шлюз |
н/д |
100 |
н/д |
12 |
MoneyMail |
2005 |
Платежный шлюз |
н/д |
н/д |
н/д |
13 |
RUpay |
2002 |
Платежный шлюз |
н/д |
н/д |
н/д |
14 |
WebMoney |
1998 |
Система цифровой наличности |
338,9 |
647,9 |
91 |
* оценка CNews Analytics ** оборот только в России (в мире – $45 млн.) Источник: CNews Analytics
Совокупный оборот 10 из 14 рассмотренных систем по итогам 2005 года составил $3,5 млрд., что почти на 148% больше аналогичного показателя 2004 года. Среднегодовой прирост выручки указанных систем по итогам 2005 года составил 178%. При этом максимальную положительную динамику продемонстрировала компания ОСМП, оборот которой по итогам 2005 года вырос на 500%.
Примечательно, что из указанных $3,5 млрд. чуть более $3,3 млрд. или свыше 94% приходится на выручку 5 электронных платежных систем – «Киберплат», ОСМП, e-port, WebMoney и «Элекснет». Причем из указанных игроков, первые три имеют относительно близкую бизнес-модель, WebMoney же выбивается из этого списка и в этом смысле значительно опережает ближайших конкурентов в своем сегменте, например систему «Яндекс.Деньги». «Элекснет» также имеет отличную от других модель: бизнес компании преимущественно построен на эксплуатации масштабной сети терминалов самообслуживания.
Очевидно, что максимальные обороты демонстрируют системы, бизнес-модель которых оптимизирована под прием платежей в пользу операторов мобильной связи. Огромное количество потенциальных потребителей делают это сегмент очень емким и достаточно легко доступным. Интернет-бизнес значительно сложнее. Кроме того, платежеспособная аудитория Рунета еще недостаточно созрела для осуществления действительно массовых платежей в интернете. Так, по итогам 2005 года некоторые эксперты оценивают объем российского рынка B2C на уровне $800 млн., что почти в 10 раз меньше, чем оборот одного интернет-магазина Amazon.com и в 100 раз меньше B2C-рынка США. Для сравнения оборот 20 крупнейших российских интернет-магазинов по итогам 2005 года едва превысил $300 млн.
Тем не менее, как B2C, так и B2C сегменты активно развиваются в России, причем показатели роста достигают 50% в год. Достаточно активно развивается и сегмент C2C. Высокая положительная динамика и у российского рынка банковских карт. В результате в Рунете появляется все больше электронных платежных систем. Основные из них рассмотрены в данном обзоре, однако по оценкам некоторых экспертов можно насчитать около 20-30 так или иначе действующих российских электронных платежных систем. Так, в 2005 году появилась платежная система «Система», оборот которой уже по итогам отчетного периода составил $28,5 млн. О высоком потенциале российского рынка говорит еще и тот факт, что все больше иностранных игроков обращает на него внимание. В прошлом году на российский рынок вышла и голландская карточная платежная система Chronopay, которая рассматривает Россию как один из приоритетных регионов для своей деятельности.
Алексей Бузин / CNews Analytics
|
|