|
|
Ближайшее будущее мобильных телефонов: прототипы и технологические стратегииСодержание: «Поколение next»: внешний вид мобильного телефона О характеристиках, которыми должен и, скорее всего, будет обладать мобильный телефон следующего поколения, позволяют судить заявления ведущих производителей и развитие покупательского спроса. Наш материал посвящен обзору прототипов мобильных телефонов ближайшего будущего и технологическим стратегиям лидеров рынка. «Поколение next»: внешний вид мобильного телефона Для мобильного телефона ближайшего будущего станет актуальным наличие достаточно большого дисплея 176×220 или 240×320 пикселей. Последний должен быть цветным и отображать большое число цветов (от 65 тыс.). И у него должна быть активная матрица не мешающая воспринимать изображение при ярком солнечном свете. Большой популярностью пользуются телефоны-«раскладушки». Их продажи за последний год неуклонно росли во всем мире, и особенно в странах Азии. Это позволяет ожидать увеличения объема производства трубок со сдвигаемой панелью уже в 2004 г. Вероятно, ряд поставщиков последует по пути LG, представившей первый вариант телефона с разворачиваемой внешней панелью. Прототип новой волны «раскладушек с поворотом»? Пока что «умные» телефоны нового поколения не могут похвастаться миниатюрными габаритами и малым весом большинство из них весит более 100 г, как ушедшие в прошлое модели 90-х. Однако пользователи все же хотели бы видеть всю современную «начинку» в уменьшенной «оболочке» и стоит предположить, что производители учтут в новых моделях такое пожелание своих потребителей. «Начинка» поумнеет и перестанет жечь руки? Современная трубка должна иметь не только приличный объем памяти (от 5 Мб), но также и возможность ее расширения за счет сменных карт. Главным образом это необходимо в развлекательных целях для скачивания из сети мультимедийных приложений и игр. Пользователю, как показывает статика продаж, пришлась по вкусу симпатичная, но практически бесполезная характеристика полифония. В скором времени полифоническим звонком будет оснащено, по-видимому, подавляющее большинство вновь появляющихся на рынке моделей. Однако стандартом здесь может стать уже не 32, а 64- инструментальная полифония. И такой широкий жест непременно найдет свое отражение в настроениях покупателей. Поскольку более активное использование телефона предполагает быстрое «угасание» батареи (и его быстрый нагрев), необходимо обеспечить большую жизнеспособность элементов питания. В телефонах, планируемых к запуску на рынок со 2 полугодия 2004 г., время работы в режиме ожидания и разговора будет увеличено до 210 и 8 часов, соответственно. Однако, принципиально новых элементов питания (готовых к выводу на рынок) пока не создано, и телефоны продолжат согревать наши руки во время своей интенсивной работы. Неотъемлемым элементом современного телефона в 2003 г. стала фотокамера. Мировые продажи фотомобильников выросли в прошлом году в 5 раз. Сейчас увеличивается функциональность самой камеры и ее возможности. Конечно, пользователь хочет работать с полноценной камерой, позволяющей делать снимки, приближенные по качеству хотя бы к тем, что получаются при помощи цифровых «мыльниц». Это предполагает, как минимум, наличие возможностей по фокусировке, возможностей изменения режимов съемки и разрешение от 1,3 мегапикселей. В некоторых трубках, запланированных к выпуску в конце 2004 года, производители, в качестве альтернативного решения, предполагают сделать по две цифровые камеры. Одна внешняя и одна внутренняя, которую можно использовать при проведении видеоконференций. И хотя такое решение не снимает основной проблемы (потребность в фокусировке), но является интересным решением для удовлетворения покупателей. По прогнозам ABI, к 2009 г. фотокамеры будут встроены в 70% телефонов. Функциональность от хорошего к лучшему Коммуникации Главное требование к телефону сохраняется неизменным возможность доступа к информации (трафику) в любое время из любой точки. По мере развития рынка высоких технологий увеличивается количество средств, обеспечивающих более качественную реализацию этой возможности. Современный телефон должен поддерживать связь с компьютером и интернетом, а также возможность отправки сообщений текстовых (SMS), мультимедийных (MMS) и голосовых (PoC). Соответственно, телефоны, которые появятся на рынке в 2004 году, будут поддерживать технологии Wi-Fi, 3G, Bluetooth и Push-to-Talk. Развлечения «Джентльменский набор» функций трубки-2004 ориентирован на любителей музыки, игр и фотографии: MP3-плеер, воспроизведение видео, фотокамера, поддержка Java, «продвинутые» (интерактивные 3D) игры встроенные, и возможность загружать новые игры из сети. «Универсальные коммуникаторы» превзойдут ПК Новинкой 2004 г. станут аппараты, в которых реализован процесс конвергенции вычислительных и коммуникационных технологий. Прототип нового класса средств связи «универсальных коммуникаторов» был представлен компаниями Eastman Kodak Company и Intel. Новая модель сочетает процессор Intel PCA (на основе технологий Intel Xscale) и дисплей Kodak NuVue (на базе OLED-технологии). Устройство ориентировано на одновременную передачу голосовых и прочих данных во время сеанса связи. Прототип «универсального коммуникатора» обладает возможностями связи по стандартам 802.11 и GSM/GPRS. По оценкам Intel, к 2010 г. на рынке сотовой связи появится около 2,5 млрд. карманных коммуникационных устройств, обладающих более мощными вычислительными возможностями, чем самые современные сегодняшние ПК. В 2004 году мобильные телефоны продолжат «умнеть». Но при этом что не может не радовать потребителя, они будут постепенно дешеветь. Эта тенденция заметна уже сейчас, и особенно ярко на рынках Европы и США, где производители уже не один год стимулируют интерес к своим новинкам за счет дотаций. Технологические стратегии-2004 Push to talk (PoC) Сервис Push-to-Talk («нажми и говори») активно продвигается на рынке ведущими производителями мобильных телефонов Nokia, Motorola, Siemens и SonyEricsson. Эта технология отправки голосовых сообщений фактически позволяет использовать телефон, как портативную радиостанцию «уоки-токи» (гибрид мобильного телефона и рации Walkie-Talkie). Нажатием одной кнопки (отсюда происходит название Push-to-Talk, PTT) можно отправить короткое голосовое сообщение одному или сразу нескольким абонентам (по списку участников чата так называемому buddy list). Связь при этом односторонняя, то есть в отличие от обычного телефонного разговора, абонент не может прервать речь другого. Также имеется функция записи речи и переадресации ее другим абонентам. Другая спецификация Push to talk over Cellular (PoC) реализована на основе технологии IP Multimedia System (IMS), разработанной и принятой в качестве стандарта 3GPP. Преимущество применяемой технологии в том, что голосовые SMS обходятся дешевле обычных звонков загрузка сотовой сети при их использовании ниже. По мнению производителей, функция Push-To-Talk ориентирована на компании малого и среднего бизнеса, а также на широкий круг частных пользователей. Предполагается, что в перспективе РTT может существенно потеснить (или вовсе вытеснить) систему SMS. Минус 3G Технология 3G утратила свой многообещающий ореол и сейчас не кажется перспективной практически никому из участников рынка. По данным ежегодного опроса ARC Group, проводимого по заказу Ассоциации 3GSM, только 8% специалистов в области сотовой связи возлагают серьезные надежды на 3G. Всего 35% опрошенных из разных регионов рассчитывает на то, что местные операторы запустят сети UMTS или EDGE. При этом подавляющее большинство уверено, что услугами 3G будет пользоваться менее 5% клиентов операторов. Мини-жесткие диски Прототип жесткого диска для мобильных устройств (телефонов и КПК) размером с почтовую марку (диаметр 2,16 см) уже разработан рядом японских компаний (см. специальную главу Обозрения). Емкость таких дисков составит примерно 2-3 ГБ, а плотность записи не будет отличаться от обычных жестких дисков. Ожидается, что образчики для производителей мобильных телефонов появятся летом 2004 года. Три и более в одном Ведущие производители на телеком-рынке разрабатывают прототипы телефонов, поддерживающих одновременно несколько стандартов мобильной связи, а так же способные работать через сеть широкополосного доступа. Например, «гибрид» DoCoMo поддерживает одновременно 3G и WLAN. Такие устройства ориентированы на корпоративных клиентов: за пределами офиса они могу использоваться, как обычные 3G-аппараты, а в помещении будут обеспечивать высокоскоростной доступ к серверам компаний через Wi-Fi. Коммерческий вариант устройства появится на рынке во 2 полугодии 2004 года. С другой стороны Motorola и Samsung во втором полугодии выводят на рынок телефоны, которые могут работать одновременно в сетях GSM и CDMA. Как ожидается, такие телефоны будут востребованы теми пользователями, которые часть посещают страны с различными стандартами сотовой связи, в первую очередь страны Нового и Старого света. Функциональный «гибрид» Примером такого «гибрида» служит устройство с функциями мобильного телефона и цифрового телевизора, разработанное в рамках проекта Cismundus. Такой аппарат, по виду напоминающий планшетный ПК, позволяет принимать сигналы сетей наземного цифрового телевидения, цифрового радиовещания и осуществлять мобильную связь с того же терминала. В устройстве реализована возможность автоматического переключения на режим приема того же канала цифрового ТВ по сетям сотовой связи (с использованием GPRS), если эфирный сигнал цифрового ТВ пропадет. Интерактивные 3D-игры Предполагается, что перемещение интерактивных 3D-игр в мобильные телефоны привлечет дополнительный интерес к этому рынку (см. подробнее главу этого Обозрения). Разработка «продвинутых» игр и 3D-приложений для мобильных устройств реализуется на платформе Mascot Capsule Micro3D Edition, последняя версия которой поддерживает стандарты OpenGL ES и M3G, а также полноценное использование аппаратного ускорения 3D графики. Мария Попова / CNews.ru Сергей Барышников: Уже к концу года на рынке останется не более 2-3 независимых интернет-салонов, торгующих «мобильниками»О перспективах интернет-магазинов по продаже мобильных телефонов и аксессуаров, а также о развитии этого направления бизнеса в целом в интервью CNews.ru рассказал Сергей Барышников, генеральный директор компании Mobbiko.Ru . CNews.ru: В последнее время фокус продаж мобильных телефонов смещается из столиц в регионы. Какие регионы в настоящее время потребляют больше всего «мобильников»? Как вы оцениваете перспективы развития регионального бизнеса на кратко- и среднесрочную перспективу? Сергей Барышников: В ближайшем будущем доля продаж в регионах в общем объеме продаж будет возрастать у всех дилеров рынка мобильных телефонов. Что касается Mobbiko.Ru, в настоящее время около 60% продаж компании приходится на регионы, 40% на Москву. Ожидается, что к концу года это соотношение изменится до 80 к 20 в пользу регионов. Основной рост продаж нашей компании за пределами столицы будет обеспечиваться за счет Урала и Дальнего Востока. |