|
|
Олег Семечкин: Российские потребители в выборе телефона руководствуются личными предпочтениями в дизайнеО развитии отечественного рынка сотовых телефонов, предпочтениях различных групп покупателей и мобильной связи в целом в интервью CNews.ru рассказал Олег Семечкин, президент группы компаний DIXIS. CNews.ru: На ваш взгляд, какие основные группы пользователей мобильных телефонов можно выделить сейчас на российском рынке? Насколько эта сегментация клиентской базы будет коррелировать с ситуацией на западном рынке? Олег Семечкин: На сегодняшний момент стоит выделить три основные группы пользователей сотовых телефонов. Первая группа это пользователи начального уровня, «entry level», которые впервые приобретают мобильные телефоны, в основном, не для постоянного общения, а для связи в «экстренных» случаях, как правило, с родными и близкими. Эти пользователи покупают самые дешевые трубки из нижнего ценового сегмента, класса «low end». Ко второй группе относятся любители новинок сотовых телефонов, которых можно назвать «технократами». Они ждут появления в аппарате CNews.ru: Есть еще телефоны с драгоценными камнями… Олег Семечкин: Эти модели относятся к другой категории, их производители сами не делают. Наиболее известна фирма Vertu, созданная на базе технологической площадки концерна Nokia (там разрабатывают «начинку») и дизайнерской фирмы, которая работает непосредственно как с ценными, так и обычными металлами, обычным стальным корпусом. Эти телефоны выпускаются лимитированными сериями и не рассчитаны на массового потребителя. В этом отношении данный рынок больше похоже на рынок дорогих часов и аксессуаров. Официально в России производством и продажей таких эксклюзивных телефонов никто не занимается, хотя, например, наши партнеры в Саратове выпустили корпус из трех цветов золота, который стоил около 3,5 тысячи долларов. Несмотря на высокую цену, к этому телефону был проявлен явный интерес, как только его выставили на продажу. Часто подобные акции проводят в рекламных целях, и существует много компаний, ювелирных фирм, которые готовы оформить серийный телефон бриллиантами, золотом или другими драгоценными материалами. Но это совершенно другой рынок, скорее, относящийся к ювелирному, чем к рынку сотовых телефонов. В третью, после «технократов», категорию пользователей можно отнести поклонников самых модных и «продвинутых» моделей. Эти потребители ориентируются на дизайнерские решения класса high end, они любят очень часто их менять, и с появлением новых моделей в этом классе стремятся их приобрести. По нашим расчетам, смена телефонов в Москве у этой категории пользователей происходит с периодичностью от трех до шести месяцев. В регионах также есть «продвинутые» потребители класса high end, которые меняют телефоны не менее часто, чем москвичи, но таких людей там меньше. Всех их объединяет то, что они стремятся к тому, чтобы телефон был модным аксессуаром… CNews.ru: И при этом у них многие функции так и остаются невостребованными? Олег Семечкин: Они наверняка и не пользуются всеми этими «штучками», которые просто «зашиты» по умолчанию в эти телефоны, так как последние относятся к верхней ценовой категории. «Модники» не такие продвинутые в техническом плане, как «технократы», для них самая важная функция телефона это обычная голосовая связь, однако сам телефон при этом должен быть красивым, дизайнерским и не массовым. Производители трубок меняют свои продуктовые линейки каждые 78 месяцев, и все для того, чтобы попробовать продать более свежую модель тому же клиенту, который однажды уже выбрал их аппарат. Здесь прослеживается аналогия с автомобильным бизнесом каждые 34 года (в Японии чаще), потребителя «подталкивают» к покупке фактически такой же машины, но с CNews.ru: По вашим оценкам, какой параметр мобильного телефона в российском восприятии сейчас приоритетнее дизайн и известность модели или функционал? Олег Семечкин: Как я уже говорил, мы условно делим пользователей на «технократов» и «гуманитариев». Для первых важны новизна и функциональность, для вторых внешний вид, дизайн. В различных странах существуют разные особенности потребителей по предпочтениям. Например, если говорить о цвете, то в России популярны телефоны В целом российские потребители при выборе телефона руководствуются, в первую очередь, личными предпочтениями в дизайне. Я не беру в расчет группу «low end», хотя и у них существует ограниченный выбор среди моделей нижнего ценового диапазона от разных производителей. Телефоны в одном ценовом сегменте функционально примерно одинаковы, а вот их дизайн отличается. CNews.ru: Играет ли хоть Олег Семечкин: С нашей точки зрения, на сегодняшний день при приобретении телефона вопрос вредности электромагнитного излучения возникает лишь примерно в 1% случаев, не более того. Опасения по поводу собственного здоровья начались с момента появления стандарта NMT, который использовал мощность излучения порядка 8 Вт, и это действительно много. Количество базовых станций было ограниченно, поэтому для обеспечения связи требовались мощные аппараты. Позже появился стандарт АМPS, в котором использовалось также довольно мощное излучение (около 2 Вт на каждую базовую станцию). Самих базовых станций насчитывалось не по несколько тысяч в городе, как сейчас, а всего несколько десятков. Поэтому телефоны работали на полную мощность, они даже нагревались возле уха абонента. Именно тогда потребитель и заинтересовался вопросом безопасности. Года три назад СОНЕТ в своей рекламе пытался играть на этом продвигаемый им стандарт CDMA является рекордсменом по минимуму мощности излучения менее 0,1 Вт. Что касается стандарта GSM, то максимально разрешенная мощность излучения с базовых станций и, соответственно, с телефонов, ограничена двумя ваттами. Однако производители сейчас выпускают телефоны с мощностью излучения меньше 2 Вт, поскольку необходимость в мощных трубках отпала в связи с практически полным покрытием сотовой связи. Сам телефон работает «на максимум» очень непродолжительное время в основном, когда он CNews.ru: По вашим прогнозам, сохранится ли в будущем году тенденция к падению цен на «продвинутые» трубки? На какого рода продукцию в этом случае будут ориентироваться покупатели традиционно дорогих моделей «не для всех»? Олег Семечкин: Цена на телефоны падает с увеличением объемов производства чем больше однотипных моделей выпускается, тем ниже цена. Основные затраты в себестоимости аппарата приходятся на его разработку, поэтому с учетом того, что стоимость комплектующих сотового телефона не превышает стоимости обычных домашних радиотрубок, мы можем оценить нижнюю границу цены на аппарат. Так, если радиотрубка с базой стоит сейчас в среднем около 50 долларов, то цена на сотовый телефон в рознице теоретически может упасть до уровня 4550 долларов. Однако в ближайшее время этого не произойдет, так как производители должны получить отдачу с довольно ощутимых капиталовложений на разработку моделей телефонов. Кроме того, не прекращается доработка программного обеспечения, за счет чего также повышается стоимость телефона; никто не отменял и лицензионные выплаты по различным протоколам, «софтам» и пр., которые идут не в карман производителя, а разработчикам. Поэтому цена телефонов, например, нижней ценовой категории «low end», в настоящее время держится в районе 80100 долларов с небольшими колебаниями. Что касается высокотехнологичных, «продвинутых» телефонов, то цена на них будет падать, так как они выпускаются все большими сериями, и сегодняшняя цена в 500700 долларов будет снижаться. «Железо» телефонов всех ценовых категорий стоит примерно одинаково, в них практически нет ничего нового, за исключением, может быть, более быстрого процессора или еще CNews.ru: Мы говорим об оптовых ценах от производителей, а что происходит в рознице? Олег Семечкин: Мы говорим об абстрактных ценах. Наценка в рознице составляет от 7 до 15% от оптовых цен. Вообще, на ценообразование влияют различные факторы. Например, если модель устаревает и она еще не продана, а на ее смену пришли новые модели от того же производителя в этой же ценовой категории, то часто продают и в убыток, чтобы «ликвидировать склад». Телефон является высоко оборачиваемым товаром, и раз в CNews.ru: Существует ли Олег Семечкин: Производитель позиционирует аппарат по принадлежности к CNews.ru: По вашей статистике, продукция каких западных вендоров наиболее близка российскому покупателю? Олег Семечкин: Тройка лидеров у нас это Nokia, Motorola и Siemens. В «пятерку» также попадает Samsung, а по поводу пятого номера трудно сказать CNews.ru: Такой расклад возник с учетом «серого» рынка или без него? Олег Семечкин: «Серый» рынок в России сейчас небольшой и его доля имеет тенденцию к уменьшению, поэтому мы его особенно не учитываем. Он примерно одинаков у всех производителей и не оказывает существенного влияния на расстановку сил. CNews.ru: Как вы считаете, почему в России не получили распространение одноразовые мобильники? Олег Семечкин: Цена одноразового мобильного телефона складывается из нескольких составляющих. CNews.ru: Как вы оцениваете долю «контрактов на выговор» среди покупателей салонов DIXIS? (Когда новая Олег Семечкин: Такая ситуация возникала в случаях продажи Мы предложили новую схему выплаты вознаграждения. С 1 января практически все операторы ввели систему выплаты, в которой учитывается не только количество проданных контрактов, но и активность абонентов. Другими словами, дилер полностью получает вознаграждение от оператора только в том случае, если абонент пользуется этим телефоном и вносит платежи за сотовую связь. Например, 50% от комиссионного вознаграждения оператор выплачивает сразу, а остальную половину только через определенное количество месяцев. Эта схема должна помочь избавится от субдилеров, которые, по сути, занимались мошенничеством, обманывали дилера. Кроме того, сами дилеры не будут продавать контракты «с минусом» в надежде на получение мгновенного вознаграждения. Таким образом, дилер лишится финансовой заинтересованности в дотировании этих контрактов. На сегодняшний день в нашей сети, которая позиционируется как сеть не для бедных, доля контрактов «на выброс» составляет 24%. Для нас эта цифра не критична, чего нельзя сказать о дилерах, ориентирующихся на более массовый сектор. CNews.ru: Насколько обоснованы, на ваш взгляд, прогнозы относительно возможности вытеснения обычных мобильных телефонах смартфонами? Интересен ли вообще последний вид устройств российскому пользователю? Олег Семечкин: Предполагается, что в будущем любой телефон будет насыщаться все большим количеством функций, которые на сегодняшний день присущи смартфонам, встроенными фотокамерами, MP3-плеерами и пр. Постепенно будет стираться грань между смартфонами и обычными телефонами, в том числе и по физическим размерам. В конечном счете, клиент, приобретя телефон, не будет задумываться над тем, смартфон ли он купил или нет, так как любой телефон будет обладать всеми функциями, которыми бы хотел воспользоваться потребитель. Все это относится к определенным ценовым категориям телефонов, и CNews.ru: Какие технологии, на ваш взгляд, будут пользоваться наибольшей популярностью на российском рынке мобильных телефонов в ближайшие годы? Олег Семечкин: Я предполагаю, что к концу этого года с CNews.ru: Речь идет о технологии EDGE? Олег Семечкин: Да, она должна приблизить скорость к 150160 кбит/с, но еще не получила распространение, в частности, операторы пока не установили оборудование, поддерживающее EDGE. Более того, еще точно неизвестно, есть ли смысл его устанавливать, потому что пока неясно, будут ли пользоваться спросом новые услуги на базе этой новой технологии. Возможно, с появлением сетей третьего поколения, в технологии EDGE просто отпадет надобность. Я думаю, что операторы также будут продвигать другие технологии на базе своих сетей, например, услуги позиционирования, которые востребованы в некоторых странах. CNews.ru: А каковы перспективы технологий на базе стандарта CDMA, предшествующих сетям 3G? Насколько хорошо продаются телефоны, позволяющие работать в недавно открывшихся сетях «Скайлинк» в Петербурге и Москве? Олег Семечкин: У нас есть дилерский контракт со «Скайлинком», но так как в данном случае изначально есть некоторые ограничения, в частности, в этих телефонах нет CNews.ru: Вероятно, пока этому препятствуют проблемы с роумингом и небольшой зоной покрытия? Олег Семечкин: Я предполагаю, что, в конечном счете, все операторы NMT будут скуплены «Скайлинком» или структурами, стоящими за ним. Поэтому, по крайней мере, российский роуминг они вполне смогут обеспечить. Возможно, в ближайшем будущем появятся аппараты, способные работать и в других сетях по роумингу, в том числе и в GSM. Но это произойдет лишь в том случае, если операторы смогут заказывать значимое для производителя количество телефонов порядка сотен тысяч. В этом случае «под них» разработают аппарат, который сможет работать практически везде. CNews.ru: Спасибо. |