|
|
Вадим Зеленин: В этом году мы будем готовы к выходу на фондовый рынокО направлениях развития и точках роста отечественного рынка сотовых телефонов в интервью CNews.ru рассказал Вадим Зеленин, доктор экономических наук, генеральный директор компании «Техмаркет». CNews.ru: Какие ключевые тенденции определяли развитие рынка сотовых телефонов в России в 2003 году? Вадим Зеленин: В прошлом году четко наметилась тенденция к динамичному развитию регионального рынка. В регионах, в отличие от Москвы, не насыщен еще рынок первых телефонов. При существующей средней доходности нашего салона в некоторых регионах $26 тыс. можно говорить о том, что это еще не предел. Поэтому вполне логично, что наши основные усилия направлены на региональное развитие. Если оценивать факторы, способствующие повышению спроса на услуги мобильной связи в регионах, то я бы выделил несколько: Развитие московского рынка будет осуществляться за счет предоставления дополнительных услуг, расширения ассортимента более дорогих моделей, спектра аксессуаров. Московские покупатели в 2004 году и в дальнейшем будет приобретать новый телефон на замену старому. И, как правило, такие покупатели ориентированы на покупку более дорогой, престижной модели. CNews.ru: Можно ли говорить о каких-либо отличиях отечественного рынка от рынков европейских стран? Вадим Зеленин: Да, можно. На сегодняшний день мы отстаем от Европы (впрочем, так было всегда) с точки зрения новинок мобильных телефонов. Все-таки многое зависит от потребительского рынка. Если у нас средний класс только-только зарождается, то в Европе он давно сформировался, и там заметно выше темпы продаж «продвинутых» телефонов с хорошими потребительскими характеристиками. В частности, в Европе очень хорошо продаются смартфоны, а мы еще до этого не доросли, отстаем года на три. CNews.ru: А какие отличия с точки зрения насыщения рынка? Вадим Зеленин: Самое большое насыщение рынка, самая высокая глубина проникновения сотовой связи в скандинавских странах. Это связано с относительно маленькой плотностью населения для каждого потребителя дешевле и удобней купить сотовый телефон, чем пользоваться проводным, который требует прокладки кабеля и других трудоемких операций. В России очень плохо развита проводная инфраструктура, поэтому наша страна будет повторять тенденции развития сотовой телефонии в скандинавских странах. CNews.ru: В 2003 году было объявлено о запуске в Москве сети SkyLink, что привело к появлению нового сегмента на рынке сотовых телефонов стандарта CDMA 2000. Какое место стандарт CDMA занимает в стратегии компании «Техмаркет»? Вадим Зеленин: Стандарт CDMA 2000 это стандарт с большой пропускной способностью, которая достигается за счет новых систем уплотнения информации. Он находился на вооружении спецслужб США, которые лет пять назад «расшифровали» его и выпустили в коммерческую эксплуатацию. В настоящее время сотовые сети, построенные на основе стандарта CDMA 2000, имеют очень хорошую динамику развития в Америке и Азии. В России этот стандарт продвигает холдинг «Скайлинк», но пока он не имеет широкого распространения, продажи контрактов и телефонов небольшие. Среди причин такого положения ограниченные возможности роуминга, недостаточная зона покрытия и пр. Кроме того, стандарт CDMA 2000, в основном, предназначен для передачи данных (хотя и обеспечивает очень хорошее качество передачи голоса), а этой услугой пользуется в России, в основном, зарождающийся средний класс очень тонкая, прослойка общества, которая не обеспечивает больших объемов продаж. Мы, как торговая компания, продаем то, что пользуется большим спросом на рынке, а доля продаж в этом секторе в настоящее время меньше 1%. Хотя, конечно, в перспективе, при становлении среднего класса потребность в этой услуге будет возрастать, и стандарт CDMA, будет развиваться все больше и больше. Здесь можно провести параллель с компьютерами если в начале 1990-х годов наша страна еще не была готова к масштабной компьютеризации, то сейчас мы вряд ли найдем интеллигентную семью, которая не имеет дома компьютера. CNews.ru: Как в целом вы оцениваете перспективы развития рынка 3G в России? Почему Вадим Зеленин: В Западной Европе и США сети третьего поколения имеют лучшие перспективы, чем у нас, именно потому, что там средний класс занимает львиную долю всего населения, а в России это тончайший слой, и рынок услуг мобильной передачи данных пока достаточно узок . Поэтому CNews.ru: Какие модели телефонов были самыми популярными в сети «Техмаркет» по итогам 2003 года в различных ценовых сегментах? Вадим Зеленин: В сегменте до 150 долларов у нас наибольшей популярностью пользовалась Motorola T190 в прошлом году мы продали около 55 тысяч таких телефонов. Далее следуют Siemens A50 (около 47 тысяч штук) и Siemens С55 (34 тысяч). В ценовом диапазоне от 150 до 250 долларов хорошие продажи обеспечили телефоны фирмы Samsung Samsung SGH-A800 (продано 15 тысяч штук) и Samsung SGH-С100 (10 тысяч). Третье место занял Siemens M55 этих телефонов было продано около 9 тысяч. Лидерами продаж в диапазоне свыше 250 долларов были Siemens S55 (14 тысяч штук), Samsung SGH-S500 (4 тыс.) и Nokia 6610 (около 3,5 тыс.). CNews.ru: В 2003 году появились первые модели сотовых телефонов, разработанные российскими компаниями. Известно, что на рынке, например, ноутбуков отечественные компании имеют весьма прочные позиции. Есть ли шансы у российских компаний закрепиться в роли поставщиков на рынке сотовых телефонов? Вадим Зеленин: Действительно, российские компании имеют интерес к выпуску сотовых трубок. Например, известно, что Rover Computers собирается выпускать смартфоны, однако нет уверенности, что они будут производиться в России, а не где-нибудь на Тайване. Тайваньские фирмы предлагали нам организовать выпуск телефонов под брендом «Техмаркета» любых телефонов, начиная от самых дешевых и заканчивая смартфонами стоимостью порядка 900 долларов. Но дело в том, что ни одна российская компания не в силах выдержать конкуренции с такими производителями, как Motorola, Siemens, Samsung, Nokia, ни по качеству, ни по темпам сменяемости модельного ряда. Поэтому, на мой взгляд, отечественные компании могут закрепиться в сегменте очень дешевых моделей на рынке, который западным производителям не очень интересен (для них выпускать телефоны нижнего ценового сегмента довольно накладно и невыгодно). При этом российским производителям, как мне кажется, имеет смысл выпускать телефоны под собственным брендом, производя их в том же Тайване, где очень дешевая рабочая сила и очень хорошие технологии. Практически все компании-производители пользуются комплектующими, сделанными в странах Юго-Восточной Азии, там действительно можно собирать очень дешевые телефоны под любой торговой маркой. Этот вопрос требует отдельной проработки, чем мы сейчас и занимаемся. CNews.ru: Получается, что у нас в России основная трудность это отсутствие технологий? Вадим Зеленин: До прихода в сотовый бизнес, я всю свою «прошлую» жизнь занимался разработкой спецвычислителей. И сотовые телефоны, на самом деле, это тоже практически спецвычислители. Мы всегда были впереди планеты всей в области идеологии обработки информации, но всегда отставали в технологиях. У нас была очень плохая полупроводниковая элементная база, очень плохое качество подложек (сказывалась плохая очистка материалов). Поэтому нам сейчас трудно рассчитывать на то, что мы в одночасье сможем перестроить всю технологическую цепочку, начиная от производства подложек, обеспечения чистоты материалов для этого нужны не только большие капитальные вложения, но и совершенно другая культура производства. Именно культура производства, а не культура, скажем, продвижения научной мысли, где мы всегда были на очень хорошем счету. Таким образом, вопрос, связанный с технологиями, не простой, и это вопрос не сегодняшнего дня. Если у нас будет нормальная государственная политика, способствующая привлечению инвестиций, то, я думаю, к нам потечет иностранный капитал в России действительно дешевая рабочая сила и много умных и талантливых людей. В любом случае нужно начинать с элементной базы, с развития микроэлектроники. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы быстрого роста спроса в России на смартфоны? Можно ли говорить о том, что уже в обозримой перспективе эти устройства займут главенствующее место в структуре продаж? Вадим Зеленин: Смартфоны это те же самые телефоны с потенциалом персональных компьютеров, но они нужны прежде всего для среднего класса, который в России немногочисленен. Поэтому в течение, может быть, полугода этот рынок может насытиться. Будет расти средний класс будет расти и рынок смартфонов в том числе. Однако еще раз подчеркну, что российский рынок смартфонов пока сильно ограничен. CNews.ru: По итогам 2003 года почти все крупные торговые сети, занимающиеся продажей сотовых телефонов, объявили финансовые показатели своей деятельности. Какого оборота удалось достигнуть вашей компании? Вадим Зеленин: Компания «Техмаркет» входит в тройку лидеров по продажам сотовых телефонов и аксессуаров, поэтому и обороты такие же (такого же порядка, во всяком случае), как и у других игроков в этой группе, 200-250 млн. долларов в год. Годовой оборот компании зависит от того, есть ли у нее оборотные средства. Сейчас на российском фондовом рынке происходит тоже, своего рода, небольшая революция если раньше он, в основном, был представлен «голубыми фишками» (в основном, богатыми нефтяными и газовыми компаниями), то сейчас пошла вторая волна компаний. Что касается ритейлеров, к которым мы себя причисляем, то это, наверное, третья волна. Так что не сегодня-завтра компании начнут выходить на фондовый рынок. Повысится их капитализация, появятся оборотные средства, и компании начнут развиваться, увеличивать свой оборотный капитал. Наша компания развивается за счет собственных средств. Сейчас мы рассматриваем возможность привлечения дополнительных инвестиций. А для этого надо делать компании открытыми, надо выходить на фондовые рынки, делать финансовую отчетность в соответствии с МСФО (международный стандарт финансовой отчетности). CNews.ru: Какова стратегия развития компании «Техмаркет» на 2004 год? Вадим Зеленин: Я уже говорил, что московский рынок близок к насыщению, поэтому все наши помыслы направлены на то, чтобы развиваться в регионах. Хотя это нелегкий бизнес с точки зрения управляемости. В пользу работы в регионах много «за» и много «против», поэтому нужно подходить к этому вопросу аккуратно, тщательно анализировать ситуацию. Например, наша компания присутствует на сегодня в 12-ти регионах, которые различаются по своей доходности, по рентабельности. Есть очень богатые регионы Тюмень, Пермь; есть средние регионы Челябинск, Казань, Екатеринбург, и есть бедные регионы. Нашу региональную политику отличает детальная проработка вопроса инвестиционной привлекательности выбираемых регионов. Приоритетными для компании являются Сибирский и Уральский регионы, Поволжье и Юг России. Наша маркетинговая группа проводит широкомасштабные исследования привлекательности того или иного региона, потенциалов его развития. Среди основных показателей: численность населения, прожиточный минимум, динамика роста дохода на душу населения, развития промышленности и торговли. На основании этих исследований, выбираются регионы и туда направляются представители компании, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте, уточнить данные, полученные маркетинговой группой. Они проводят переговоры с местной администрацией, компаниями, работающими на рынке сотовой связи, изучают их эффективность, оценивают развитие местных и центральных операторов в регионе, глубину проникновения сотовой связи. Только после получения этих отчетов принимается окончательное решение. Достаточно большой опыт работы нашего регионального департамента, опыт, накопленный всей компанией, отработанные технологии, отлаженное взаимодействие со всеми партнерами позволили нам сократить время, затрачиваемое на открытие салона в новом городе, с 4 до 1,5 месяцев. Если характеристики выбранного города дают возможность сделать благоприятный прогноз, то в таких городах открываются несколько офисов одновременно. В настоящее время мы анализируем все наши успехи и недостатки, и, естественно, будем продолжать развитие в регионах. В конце этого года мы хотим сравнять по обороту нашу московскую розничную торговлю и региональную. По результатам за 2003 год примерно 43% оборота нам дала московская розница, 50% принес опт, и 7% региональная розница. Сегодня перед компанией поставлена совершенно другая задача: 50% оборота должна приносить московская розница, 30% региональная розница, и 20% опт. Если нам удастся добиться этого, значит, мы на правильном пути, и к началу 2005 года нам удастся уравнять продажи в столице и регионах. CNews.ru: Вы будете использовать в регионах франчайзинговые схемы бизнеса или Вадим Зеленин: Во всех городах мы работаем под своей собственной торговой маркой, со своими офисами продаж (открываем там прямые представительства). По франчайзинговой схеме работают только 4 салона. CNews.ru: Вы упоминали также о планах компании о выходе на первичный рынок ценных бумаг… Вадим Зеленин: Да, такие планы существуют. Мы сейчас вводим новую систему учетной политики, в этом плане у нас совершенно новая идеология. Мы всегда были компанией, развивающейся за счет интенсивного, а не экстенсивного роста Для нас важно не просто увеличение числа салонов, а повышение рентабельности уже работающих салонов и открытие новых салонов, исключительно успешных. Другими словами, мы стараемся повышать профессионализм персонала, культуру продавцов, развиваем маркетинг, в том числе и стратегический маркетинг. В частности, в настоящее время мы внедряем новую платформу автоматизации и учета (раньше компания работала на основе «1С:Предприятия»), что позволит нам более оперативно управлять компанией, повысить производительность труда, рентабельность нашей компании в целом. В конечном итоге мы стремимся повысить капитализацию компании и облегчить выход на фондовый рынок. Для этого, прежде всего, нам следует стать прозрачной компанией. Потребуется проведение международного аудита, к чему мы сегодня пока не готовы (пока мы проводим аудит российский, но этого недостаточно для выхода на фондовый рынок). Так что в этом году мы будем готовы к выходу на российский фондовый рынок. CNews.ru: Спасибо. |