|
|
В столице, помимо ИТ-проектов городского масштаба, существует немало примеров локального решения проблемы информатизации медицинских учреждений. В первую очередь комплексная автоматизация затронула ведомственные и коммерческие клиники, которые становятся своего рода ориентиром для госучреждений. И там, и там основной проблемой информатизации сегодня является сопротивление персонала.
По данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий, около 3/4 участников специализированной выставки MedSoft – это московские компании. Несмотря на то, что число региональных компаний на выставке постепенно увеличивается, их доля на протяжении последних лет остается практически неизменной. Такое соотношение сил позволяет предположить, что современные ИТ-решения в области здравоохранения востребованы столичными клиниками больше, чем медицинскими учреждениями в регионах России.
Внедрение информационных технологий в московских ЛПУ началось после принятия в 1991 году закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, средства обязательного медицинского страхования (ОМС) стали одним из основных источников финансирования государственных медицинских учреждений. В ЛПУ силами ОМС были установлены компьютеры и специализированное программное обеспечение, позволяющее вести учет услуг, формировать отчеты и на их основе получать оплату за свою работу. Тем не менее, крупные проекты комплексной автоматизации собственно медицинской деятельности лечебных учреждений реализовывались лишь в единичных случаях.
Усиление внимания к информатизации медицинских учреждений российской столицы произошло с принятием городской целевой программы (ГЦП) "Электронная Москва (2008-2010 гг.)", в которой этому вопросу посвящен целый раздел. Наиболее важными направлениями внедрения ИКТ в области здравоохранения признаны внедрение "Электронного паспорта здоровья москвича"; создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором (в идеале - мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы; обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг; обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации; создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту и др. Большое внимание в программе уделяется и вопросу внедрения телемедицинских технологий.
Одной из основных проблем отечественной медицины является разобщенность данных о состоянии здоровья граждан. Врачи одной поликлиники не могут оперативно получить данные обследования пациента, имеющиеся в другом лечебном учреждении. По этой причине частенько бывает проще назначить повторные анализы или провести повторное обследование, чем воспользоваться уже имеющимися в другом месте результатами. В ситуации, когда человека приходится срочно госпитализировать на скорой помощи, отсутствие единого банка данных о состоянии здоровья может иметь самые катастрофические последствия, особенно в случае наличия у пациента существенных противопоказаний.
Изменить ситуацию к лучшему может создание системы "Единая электронная медицинская карта москвича", которая должна будет объединить медицинские информационные системы, используемые в отдельных ЛПУ, в единое информационное пространство городской системы здравоохранения. В этой системе в электронном виде будет храниться информация о состоянии здоровья каждого москвича. В случае необходимости врач сможет оперативно получить необходимые данные, иметь доступ к результатам любых анализов и исследований, сделанных в других лечебных учреждениях.
По данным Департамента здравоохранения Москвы, работы по внедрению Единой электронной медицинской карты москвича будут проводиться в несколько этапов. Во-первых, будет создано единое информационное пространство здравоохранения Москвы. Во-вторых, будут разработаны технические условия взаимодействия всех медицинских информационных систем и создан центральный компонент системы. После этого начнется модернизация медицинских информационных систем, имеющихся в ЛПУ города. На заключительном этапе все медицинские учреждения и структуры, заинтересованные в получении такого рода информации (например, скорая помощь, МЧС и т.п.), получат доступ к центральному узлу. Одновременно будут осуществляться прокладка сетей, поставки ПК в медучреждения, разработка необходимого программного обеспечения, выпуск регламентов и обучение персонала. К декабрю 2009 г. система должна заработать во всех родильных домах и детских медицинских учреждениях, а в 2010 г. – во взрослых больницах и поликлиниках Москвы.
Кроме проектов городского масштаба, в столице существует немало примеров локального решения проблемы информатизации медицинских учреждений. В большинстве случаев комплексная автоматизация затронула ведомственные и коммерческие клиники. Таким образом, они стали своеобразным ориентиром для государственных учреждений и, в особенности, для их руководителей, до сих пор сомневающихся в целесообразности информатизации.
В апреле 2005 года при участии правительства Москвы и АФК "Система" в столице была открыта детская поликлиника
Медси II 1 . Поликлиника рассчитана на 500 посещений в день, в ней работает 90 врачей и специалистов по 25 направлениям, к обслуживанию прикреплены 15000 человек. Работы по информатизации деятельности поликлиники начались в январе 2005 г. Одновременно проводился набор персонала, и одним из важнейших требований к соискателям была компьютерная грамотность.
Уже к марту 2005 г. было закуплено 40 компьютеров и 2 сервера; создана локальная вычислительная сеть; оборудован компьютерный класс для организации обучения сотрудников поликлиники, организовано обучение 30 сотрудников поликлиники; на всю компьютерную технику проинсталлировано специализированное программное обеспечение для создания электронных медицинских карт пациентов; закуплено программное обеспечение для автоматизации финансовой службы поликлиники и создан сайт ЛПУ.
Оснащение рабочих мест специалистов поликлиники
Источник: презентация А.Лобанова на II Международном
форуме директоров "Современный медицинский центр", 13.05.2008 г.
В течение последующих 3 лет в поликлинике продолжалось внедрение ИТ-проекта. Была автоматизирована работа всех лечебно-диагностических отделений, службы оказания медицинской помощи на дому, отделения неотложной медицинской помощи, службы координаторов выездов медицинских бригад, создана развернутая система отчетности. В ближайших планах руководства организация удаленного доступа к медицинской базе с ноутбуков поликлиники врачей, работающих в режиме выезда к пациенту на дом; организация телемедицинских консультаций специалистами поликлиники для пациентов на дому; сопряжение всего диагностического и лабораторного оборудования с установленным программным обеспечением; создание call-центра.
Среди пациентов поликлиники около 50% являются клиентами различных страховых компаний, а остальные оплачивают обслуживание самостоятельно. Поэтому одной из важнейших задач автоматизации было повышение управляемости финансовых потоков. Ни для кого не секрет, что пресловутый "почерк врача" частенько создает большие проблемы при чтении записей в медицинской карте. Внедрение электронной записи данных о пациенте решить и эту проблему. Кроме того, информатизация позволила в режиме реального времени получать данные о выполнении всех основных этапов лечебной деятельности учреждения (проведение осмотров, консультаций, назначение и выполнение анализов, исследований, операций и т.д.), данные о движении материальных ценностей и финансовых ресурсах. В результате комплексного внедрения ИТ-проекта руководству поликлиники были обеспечены принципиально новые возможности для оперативного контроля и управления лечебно-диагностической и административно-хозяйственной деятельностью организации. Одним из самых ощутимых показателей информатизации является сокращение время приема пациента на 20%
По мнению генерального директора поликлиник "Медси" Андрея Лобанова, основной проблемой информатизации медицинских учреждений является сопротивление персонала – любая попытка заставить отказаться от привычных методов работы и пересесть за компьютер вызывает отторжение. Особенно остро эта проблема стоит при автоматизации старых клиник с устоявшимся составом врачей и медицинских сестер, например, таких как существующая с 1996 года поликлиника Медси I. На момент начала внедрения информационных систем средний возраст сотрудников Медси I составлял 51 год, а самому старшему врачу было 72 года. Тем не менее, все они успешно прошли обучение и освоили новые технологии. Следует отметить, что при наличии у персонала начальных навыков компьютерной грамотности процесс обучения работе со специализированными системами занимает 1 месяц, в то время как обучение "с нуля" продолжается около 2 месяцев.
На момент начала информатизации Медси I медицинские карты, талоны и другая документация в поликлинике оформлялись вручную; было автоматизировано, но не использовалось в режиме онлайн 30% рабочих мест; 75% сотрудников были совершенно не подготовлены к работе с компьютером; имеющееся программное обеспечение было разнородно и не сопряжено между собой, а из закупленных 100 лицензий ПО установлено только 30.
Стоимость реализации ИТ-проекта составила около 3,3 млн руб, из них около 2/3 было потрачено на закупку оборудования. Стоимость одного рабочего места, с учетом всех затрат, равна 25384 руб.
Затраты на реализацию проекта по информатизации Медси I
№ | Название этапа | Стоимость (руб.) |
1 | Оснащение рабочих мест сотрудников поликлиники компьютерной техникой | 2 150 000 |
2 | Закупка лицензий ПО "Медиалог" | 340 250 |
3 | Доработка ЭМК и системы отчетности | 283 042 |
4 | Сопряжение лабораторного оборудования с АИС | 375 000 |
5. | Автоматизация выездной службы | 127 750 |
Итого | 3 276 042 |
Источник: презентация А.Лобанова на II Международном
форуме директоров "Современный медицинский центр", 13.05.2008 г.
Завершение работ по автоматизации привело к повышению качества управления медицинской, административной и финансовой деятельностью поликлиники за счет комплексного внедрения электронной медицинской карты и электронного талона (95%); обеспечению оперативного контроля за показателями работы поликлиники, экспертизы качества оказания медицинской помощи; исключению ручного труда и повышению достоверности информации о показателях лечебно-диагностической работы и финансовой деятельности. Были созданы предпосылки для повышения доходности предприятия за счет сокращения времени оформления медицинской документации (15-18% в терапии); сокращения сроков предоставления счетов и реестров услуг в страховые компании (на 3 дня); оптимизации (сокращения в 2 раза количества терапевтических медсестер) штата среднего медицинского персонала поликлиники.
Что касается экономического эффекта от внедрения ИТ, то в 2006 году выручка поликлиники Медси I составляла около 13 млн долл., а в 2007 – уже 20 млн долл., из них 3 млн долл. можно отнести за счет роста цен, а 4 млн долл. – за счет повышения эффективности работы. Например, в 2006 г. до внедрения ИТ поликлиника обслуживала около 700 чел в день, а на сегодняшний день через нее проходит 2200-2400 чел. в день. По мнению Андрея Лобанова, еще большего экономического эффекта можно достигнуть, если полностью перейти на электронную форму ведения документов, в том числе финансовой и налоговой отчетности.
1 Материал подготовлен на основании данных, представленных Генеральным директором ЗАО "Медси" А.Лобановым 13.05.2008 г. на конференции "Современный медицинский центр"