|
|
Рынок российских медицинских информационных систем переживает период бурного развития. Начало реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" вызвало всплеск интереса к внедрению ИТ в отечественных ЛПУ и, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, сегодняшнего уровня финансирования по-прежнему недостаточно для проведения масштабной реорганизации отрасли, разработчики МИС находятся в боевой готовности.
В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.
В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.
В процессе проведения исследования было принято решение разделить все множество предлагаемых на рынке медицинских информационных систем на несколько категорий в соответствии с предоставляемыми ими функциональными возможностями.
Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics
Категория решений | Описание решений, входящих в категорию |
Общая медицинская информация | Технологии хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов |
Порталы медицинских учреждений | Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений |
Обмен медицинскими данными | Решения по созданию систем обмена медицинской информацией между отделениями/учреждениями/регионами, по созданию регистров |
Хранение изображений | Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений |
Управление процессом медпомощи | Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п. |
Управление законченными случаями | Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п. |
Совместная работа персонала | Медицинские информационные системы, включающие модули для основного персонала: электронная медицинская карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п. |
АХО | Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п. |
Аналитика | Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п. |
Поддержка принятия решений | Системы поддержки принятия решений |
Управление взаимодействием с пациентом | Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями |
Управление ресурсами | Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала |
Мониторинг заболеваний | Системы мониторинга заболеваемости населения |
Мобильные решения | Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств |
Инфраструктурные решения | Решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации, централизованное распространение прикладного ПО |
Лабораторные информационные системы (ЛИС) | Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории |
Источник: CNews Analytics, 2009
Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.
22% опрошенных компаний занимаются разработкой узкоспециализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации определенных направлений деятельности, например, созданием лабораторных информационных систем (ЛИС), систем мониторинга заболеваемости населения, решений, применяемых в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., а также систем анализа данных и поддержки принятия решений. Около 42% респондентов указали, что их компании автоматизируют медицинские учреждения лишь в нескольких, чаще всего смежных, областях.
Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских учреждений, 8,8% имеют специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств.
Структура предложения разработчиков МИС
Источник: CNews Analytics, 2009
Широкий спектр МИС, не только охватывающих практически все направления деятельности лечебных учреждений, но и позволяющих автоматизировать систему здравоохранения на уровне муниципального образования или региона, предлагают 36% компаний. Более трети компаний, принявших участие в исследовании, указали, что готовы предложить ЛПУ системы поддержки принятия решений (40,0%), однако в большинстве случаев такие системы или заточены под нужды конкретного лечебного учреждения, или выполняют, скорее, задачи сбора данных и подготовки аналитики.
Наиболее широко представлены на российском рынке МИС, по данным CNews Analytics, решения по созданию систем обмена медицинской информацией между отделениями/учреждениями/регионами (77,6% разработчиков), а также решения, автоматизирующие процесс сбора медстатистики, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости (76,8%). Несмотря на то, что к категории "Аналитика" в процессе исследования были отнесены и системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п., именно такие решения представлены очень слабо. Очевидно, это обусловлено специфическими потребностями рынка – российские ЛПУ пока заинтересованы исключительно в получении аналитических данных, необходимых для сдачи отчетности в контролирующие органы, а не направленных на оценку ситуации в самой клинике.
Представленность различных типов решений на российском рынке МИС
Источник: CNews Analytics, 2009
Около 2/3 разработчиков предлагают спектр решений, автоматизирующих основную деятельность медицинского учреждения – оказание медицинской помощи. Это системы, включающие модули регистратуры, учета оказанной помощи, подготовки данных отчетности и т.п. (73,6%). 70,4% предлагают системы, включающие модули для основного персонала: электронную медицинскую карту, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п. У 64,8% предусмотрены системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями; у 59,2% - системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала. Как правило, все указанные категории решений объединены в рамках одной МИС.
Достаточно широко распространены узкоспециализированные системы, автоматизирующие деятельность лаборатории (42,4%) и системы хранения и обработки фото- и видеоданных, изображений (42,4%). В некоторых случаях они являются частью комплексной медицинской информационной системы, но часто предлагаются и как самостоятельные решения, интегрируемые с МИС лечебного учреждения.
Лабораторная информационная система имеет свою аббревиатуру – ЛИС. Речь идет об автоматизации как специализированных коммерческих лабораторий, так и лабораторий при клиниках, диагностических центрах, стационарах. Софт этого класса позволяет передавать результаты тестирования с анализаторов в компьютеры, регистрировать их в единой базе и формировать бланк заключений. Удобно, если полученные данные можно экспортировать в различных форматах.
Задача ЛИС сводится к повышению эффективности работы, сокращению ручных операций и числа ошибок, а также к обеспечению более жесткого контроля качества. Для функционирования системы необходимо компьютерное и специальное оборудование (устройства взаимодействия с анализаторами, автоматические считыватели бланков-направлений и штрих-кодов и т.д.).
Заметный рост спроса на подобные системы со стороны рынка отмечается с 2004-2005 гг. и в значительной мере связан с подъемом коммерческих сетевых лабораторий. Специализированных поставщиков именно ЛИС в России пока не так много, и вряд ли их количество будет в ближайшее время серьезно расти. Учитывая же необходимость 100%-ной интеграции этих систем с МИС, а также наличие опыта разработки подобных решений у поставщиков комплексных систем, есть риск, что со временем они вообще смогут вытеснить с рынка сугубо "лабораторных" игроков.