|
|
Вопросам информатизации сферы здравоохранения в Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не уделяется должного внимания. Несмотря на то, что руководителями отрасли на самом высоком уровне признается необходимость повышения качества медицинского обслуживания, и ведущая роль ИТ в этом процессе является очевидной, информатизация ЛПУ пока носит разрозненный характер.
Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем не равномерно и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.
Некоторое усиление внимания Минздравсоцразвития РФ к вопросам информатизации было отмечено в 2008 году, когда в министерстве вместо существовавшего ранее в рамках департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы информационно-аналитического отдела был создан департамент информатизации. Одной из причин роста интереса к этому направлению явилась необходимость сбора данных в рамках предоставления отчетности в соответствии с указом президента России от 28 июня 2007 года № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Статистика негативных последствий отсутствия актуальной, оперативной медицинской информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными пока не располагает никто, включая профильные ведомства. Однако некоторые исследования в этой области все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза 1 .
Екатерина Какорина, заместитель директора департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ, со ссылкой на исследование Ralf Corporation привела данные о том, что использование современной информационно-технической инфраструктуры в здравоохранении в мире могло бы ежегодно экономить до 165 млрд долл за счет снижения длительности пребывания больного в стационаре, своевременного проведения анализов и сокращения административных расходов.
Информационные технологии могут с успехом применяться в различных областях современной медицины. Например, в сфере обеспечения безопасности пациентов современные автоматизированные системы способны усилить контроль качества и безопасности лекарственных средств и медицинских услуг, снизить вероятность врачебных ошибок, предоставить скорой помощи средства оперативной связи и доступа к жизненно важной информации о пациенте. Современные технологические решения в состоянии обеспечить свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от места проживания пациента, значительно повысить доступность высокотехнологичных медицинских услуг, медицинской экспертизы.
Кроме того, без ИКТ практически невозможно решить задачу обеспечения доступа населения к достоверной медицинской информации. Речь идет о публикации административных регламентов оказания госуслуг в сфере здравоохранения; создании информационных центров и "горячих линий" для населения; медицинских информационных ресурсов в интернете, в том числе для целевых групп населения; сертификации частных медицинских информационных ресурсов в интернете; информировании населения о качестве медицинских услуг, оказываемых частными организациями; публикации информации о центрах донорских материалов.
Информационные технологии могут найти себе применение и в области предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. Это достижимо посредством мониторинга, анализа и прогнозирования эпидемиологической ситуации в стране; создания межведомственных систем обеспечения ветеринарного, фитосанитарного, радиологического, экологического и иных видов контроля; разработки программ по работе с населением и работодателями, направленных на профилактику заболеваний.
Незаменимы ИТ и с точки зрения повышения квалификации медицинского персонала. Это возможно с помощью внедрения программ дистанционного обучения и переподготовки медицинских кадров; разработки курсов по информатике для студентов медицинских вузов; разработки программ стимулирования использования ИКТ в медицинских учреждениях; обеспечения доступа медицинских работников к профессиональным медицинским ресурсам, включая электронные справочники лекарственных средств, заболеваний и т.д.; внедрения программ национального кадрового мониторинга.
Наконец, повышению эффективности здравоохранения будут способствовать внедрение безбумажного документооборота; разработка и внедрение типовых автоматизированных информационных систем для государственных лечебно-профилактических и других медицинских учреждений; создание единой информационной системы органов государственной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального обеспечения населения.
О проблемах автоматизации российского здравоохранения на протяжении уже нескольких лет говорится со всех трибун. Среди основных направлений, заслуживающих здесь особого внимания, – ведение историй болезни пациентов в бумажном виде, низкий уровень автоматизации документооборота в целом, отсутствие возможности обмена первичными данными, а также отсутствие стандартов на хранение и обмен первичными данными. Специалисты отмечают, что существующие в ЛПУ ИТ-приложения несовместимы либо ограниченно совместимы, персонал и пациенты имеют неполный доступ к медицинским информационным ресурсам (к первичным данным, реестрам, справочникам), зачастую они недостаточно подготовлены к использованию ИТ, и, что самое главное, у работников здравоохранения и руководителей медицинских учреждений отсутствуют стимулы к использованию информационных технологий.
Представители ведомств, отвечающих за вопросы здравоохранения и социального развития, отмечают ограниченный доступ, а то и вовсе отсутствие первичных данных о заболеваниях и санитарно-эпидемиологической ситуации, а также требований и первичных данных о качестве оказания медицинских услуг и поставляемого медицинского оборудования и лекарственных средств. Они свидетельствуют об ограниченности межведомственного информационного взаимодействия; низком уровне автоматизации территориальных органов государственной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального обеспечения; лоскутности автоматизации уполномоченных федеральных органов государственной власти; отсутствии доступа населения к регламентам оказания медицинских услуг.
Одной из серьезнейших проблем сегодня является низкий уровень оснащенности ЛПУ компьютерным оборудованием. В настоящее время из 100 человек, работающих в здравоохранении, только 3-4 имеют доступ к ПК. Несколько более благоприятные условия сложились в Москве и Санкт-Петербурге, где из 100 занятых в медицине человек компьютером пользуются 8-10 сотрудников медучреждений.
Неблагоприятным для внедрения ИТ в отрасли остается кадровый состав ЛПУ. Молодежь неохотно идет в медицину, причем во многом в силу того, что, помимо лечения пациентов, значительную часть своего рабочего времени врачи вынуждены тратить на оформление документации и составление отчетности вручную. В итоге, в настоящий момент порядка 30% врачей и 25% медсестер – это специалисты пенсионного возраста, 58% врачей и 63% медсестер – специалисты в возрасте от 30 до 60 лет и только 12% медперсонала моложе 30 лет.
По данным Минздравсоцразвития РФ, 30% медработников не повышали свою квалификацию более пяти лет, а коэффициент совместительства в российских медицинских учреждениях, отражающий нехватку медперсонала, составляет от 1,4 до 1,6. В тоже время число врачей, умеющих пользоваться компьютером, постоянно растет – если в 2002 году их доля была на уровне 60%, то в 2006 году она увеличилась до 80%. При этом 35% врачей используют интернет как источник профессиональной информации.
Что касается профиля используемых компьютерных систем, то, как отметил Михаил Эльянов, президент АРМИТ, около 50-55% составляют системы для бухгалтерии, кадров, сбора и обработки статистики, 22-24% решают задачи ОМС, доля же собственно медицинских систем не превышает 16-17%. Эти данные были собраны в Москве. Судя по всему, на периферии ситуация еще хуже. Таким образом, о компьютеризации именно медицины в большинстве случаев говорить не приходится. Скорее, речь идет о компьютеризации административных служб.
Высокопоставленные представители регулятора отрасли уже не первый год говорят о создании единого информационного пространства здравоохранения. Для этого необходимо разработать электронные паспорта медицинских учреждений, медицинского персонала, медицинской техники и лекарственных средств, поставщиков медицинского оборудования и лекарственных средств. Необходимо создать единые классификаторы заболеваний и симптомов, медицинской техники и лекарственных средств, процедур, результатов лабораторных исследований, донорских материалов. Кроме того, необходимо сформировать вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, унифицировать форматы обмена данными, разработать необходимое программное обеспечение.
Единое информационное пространство здравоохранения РФ
Источник: Минздравсоцразвития РФ, выступление Какориной Е.П. на конференции "ИТ в медицине", 18-19.10.2007
Создание единого информационного пространства здравоохранения позволит наладить процессы учета, лицензирования и сертификации в области медицины, а также процесс сбора и обработки статистических данных; контролировать взаиморасчеты между ЛПУ и страховыми компаниями, а также финансирование в области социального обеспечения граждан; ввести электронный документооборот и упорядочить с его помощью обмен информацией между ведомствами. Работники системы здравоохранения получат возможность выписывать направления на лабораторные обследования в online-режиме, результаты которых будут возвращаться также в электронном виде; предоставлять необходимые выписки пациентам в электронном виде; выписывать электронные рецепты и оперативно выявлять имеющиеся противопоказания; проводить дистанционные консультации и консилиумы.
Широкое распространение должны получить пластиковые карты, электронные браслеты в стационарах, электронные истории болезни. Появится возможность внедрения типовых интегрированных приложений для медицинских учреждений и браузеров для доступа пациентов.
Одна из первостепенных задач – создание автоматизированных систем хранения и доступа к графической информации (рентген, томограмма, ЭКГ и т.д.) и информации о наличии донорского материала, а также предоставление услуг по интерпретации результатов обследований и организации электронной очереди на донорский материал. Однако, несмотря на то, что в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже утверждены, концепция его построения недостаточно проработана и не реализуется, а нормативно–правовая база практически отсутствует.
1 Здесь и далее приведены данные из выступления Какориной Е.П., заместителя директора Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ, на конференции "ИТ в медицине", 18-19.10.2007.