|
|
Уровень ИТ-оснащенности российских медицинских учреждений все еще остается невысоким. Информатизацию отечественного здравоохранения сдерживает как недостаток финансирования, так и отсутствие у руководства понимания тех возможностей, которые предлагают высокие технологий для оптимизации и повышения качества работы ЛПУ.
Результаты опроса, проведенного CNews Analytics в феврале 2009 г., обозначили по большей части слабый интерес руководителей лечебно-профилактических учреждений к вопросам информатизации. Высокие технологии для подавляющего большинства неведомственных и некоммерческих клиник остаются своего рода экзотизмом. В отрасли пока не сформировалось четкого представления о тех преимуществах, которые могут привнести высокие технологии – как в процесс взаимодействия с пациентом, так и в собственно лечебный процесс. Даже мировой опыт, например, высвобождения значительного количества времени врача, которое тратится сегодня на «писанину», или сокращения очередей в регистратуре - за счет перехода на электронный документооборот, похоже, пока не осознан в полной мере отечественной отраслью.
Впрочем, психологический барьер приобщения к высоким технологиям свойственен врачам во всем мире, просто многие страны прошли этот этап раньше. Так, в 2007 г., по данным опросов, были готовы использовать интернет-технологии в повседневной практике лишь 30% эскулапов Западной Европы. Часто для того, чтобы действительно внедрить ИТ в работу медиков, требуется материальное стимулирование. Например, в Нидерландах врачи получают дополнительные деньги за то, участвуют в телемедицинских проектах. В российских реалиях, впрочем, подобная стимуляция пока мало реальна.
Выводы исследования CNews Analytics, которое ставило целью оценить актуальный уровень информатизации медицинских учреждений г. Москвы, тем печальнее, что в нем принимали участие такие крупные столичные центры, как Городская клиническая больница № 15 им. О.М. Филатова, Городская клиническая больница № 29 им. Н.Э. Баумана, Городская клиническая больница им. С.П. Боткина, Научный центр Сердечно - сосудистой хирургии им. Бакулева и др. Всего в опросе приняли активное участие более 30 городских клиник (включая как государственные, так и ведомственные, и коммерческие лечебные учреждения).
Структура респондентов-ЛПУ, принявших участие в исследовании CNews Analytics
Источник: CNews Analytics, 2009
Более половины (56%) респондентов оценивают уровень информатизации своих лечебных учреждений как средний. 37% считают его высоким, и лишь 7% - низким. Высокая самооценка, очевидно, свойственна в первую очередь коммерческим и ведомственным клиникам, а также крупным государственным медицинским центрам. В то время как большая часть «рядовых» ЛПУ связывает пока информатизацию с построением локальных компьютерных сетей, «передовики» (например, клиники МПС, Центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, Медицинская академия им. И.М. Сеченова, Медицинский центр Управления делами Президента и др.) развивают проекты телемедицины, внедряют электронные медицинские карты, начинают использовать RFID-метки.
Оценка уровня информатизации ЛПУ их руководителями
Источник: CNews Analytics, 2009
Вопрос о наличии специальной статьи расходов на ИТ в бюджете лечебного учреждения вызвал затруднение у 50% респондентов. 40% подтвердили наличие такой статьи, а 10% сказали, что в бюджете ЛПУ она отсутствует. Средние затраты на информационные технологии - внедрение, поддержку, модернизацию – составляют примерно 9,8% от общего бюджета клиники. Эти средства по большей части выделяются на закупку расходных материалов, приобретение офисного ПО, а также оплату средств коммуникации (интернет).
Наличие статьи расходов на ИТ в бюджете ЛПУ
Источник: CNews Analytics, 2009
При этом менее чем в половине опрошенных медицинских учреждений (46%) существует специальный отдел (или хотя бы сотрудник), отвечающий за информационные технологии. Около 27% ЛПУ (в основном это государственные поликлиники и больницы) объяснили, что обслуживание и поддержка ИС отданы на аутсорсинг сторонней организации, рекомендованной департаментом здравоохранения. Еще в 27% лечебных учреждений вообще отсутствует структура, курирующая именно информационные технологии.
Около 34% респондентов отметили, что затраты на информационные технологии в их медицинских учреждениях за последние 3 года увеличились. 30% считают, что они остались прежними. У 3% этот показатель, напротив, уменьшился. 33% опрашиваемых вообще затруднились с ответом на этот вопрос.
Изменение затрат на ИТ в ЛПУ за последние 3 года
Источник: CNews Analytics, 2009
Наибольший интерес в рамках проведения исследования представляют данные о том, какие именно участки деятельности автоматизированы в российских ЛПУ. Практически все респонденты указали, что используют специализированное программное обеспечение для ведения бухгалтерского и кадрового учета (97%). Также необходим и поэтому почти повсеместно используется софт для взаимодействия с ОМС и страховыми компаниями (90%). Подавляющее большинство используют также ИТ для сбора и обработки статистической информации (87%). Значительное число медицинских учреждений (73%) отметили, что применяют специализированное ПО на участке лабораторной диагностики. Информационно-справочные системы поддержки врача внедрены в каждой четвертой из опрошенных клиник Москвы. Электронная медицинская карта внедрена или внедряется в настоящее время лишь в 15% ЛПУ.
Уровень автоматизации различных участков деятельности ЛПУ
Источник: CNews Analytics, 2009
Варианты ответов на вопрос, автоматизация каких служб необходима ЛПУ в первую очередь, варьировались от «Нам ничего не надо, лечить мы сможем и в полевых условиях» и «Нам все равно - что будут внедрять, то и будут» до «С радостью ждем, когда нас включат в программу внедрения системы персонифицированного учета пациентов с использованием электронной медицинской карты» и «Хотелось бы автоматизировать все, но денег не дают». Около 63% участников исследования выступают за скорейшее внедрение в ЛПУ системы персонифицированного учета пациентов с использованием электронной медицинской карты. Примерно 27% хотели бы приобрести информационно-справочные системы поддержки врача. В тоже время, около 13% респондентов ответили, что не нуждаются ни в какой информатизации.
Потребность в автоматизации различных участков деятельности ЛПУ
Источник: CNews Analytics, 2009
В категориях процессного подхода, ключевой, так скажем, «бизнес-процесс» межучреждения – лечебно-диагностический. Соответственно, его автоматизация обязательно должна быть включена в глобальную стратегию информатизации ЛПУ (если таковая вообще будет в его рамках формироваться). Пока же в разрезе комплексной информатизации мыслят только самые «продвинутые», в том числе и финансово, структуры. Остальные часто ограничивают использование даже внедренных МИС (медицинских информационных систем) все теми же бухгалтерскими отчетами и сбором статистики. Хотя изначально системы такого рода предполагают и автоматизацию работы врача, завотделения, медсестер, главврача.
Что такое переход на электронный документооборот в рамках пусть даже крупной столичной клиники? Это трудоемкий и мало понятный рядовому персоналу процесс, сопряженный на некоторое время с дублированием одних и тех же действий – когда документы ведутся параллельно и в бумажном, и в электронном виде. На практике (например, как это выглядит в приемном отделении 1-ой градской больницы г. Москва) врач заполняет форму в бумажном виде, передает пациенту, тот относит ее в регистратуру и ждет, пока сотрудник перепечатает данные, заведя соответствующую форму в компьютере. Мягко говоря, не слишком удобно.
Попытки автоматизировать те или иные участки деятельности без выработки единой и долгосрочной стратегии приводят к формированию в российских клиниках уже знакомого по другим отраслям «зоопарка» систем. С одной стороны, учреждения ставят специализированные МИС, с другой – традиционные системы, покрывающие финансовую и административно-хозяйственную деятельность (как правило, продукты «1С», «Парус», «Галактика», хотя есть и прецеденты с MBS-Navision, Axapta и SAP). Рано или поздно появляется проблема интеграции, решать которую в условиях проблемного финансирования и все еще не сформированных ИТ-стратегий на будущее – достаточно сложно.
При выборе поставщиков информационных систем медицинские учреждения обращают основное внимание на стоимость решения или услуги (37%). Не менее важен для них и опыт реализации данным поставщиком аналогичных ИТ-проектов в здравоохранении (27%). Дальновидно учитывается также фактор стоимости ИТ-поддержки (27%), простота и оперативность внедрения, легкость интеграции в уже существующую ИТ-инфраструктуру (по 20%), удобство эксплуатации (7%). Кроме того, 20% респондентов заявили, что не имеют возможности самостоятельного поиска поставщиков и внедряют системы, рекомендованные департаментом здравоохранения города.
Критерии выбора поставщиков ИТ-решений со стороны ЛПУ
Источник: CNews Analytics, 2009
В заключение участникам исследования было предложено спрогнозировать, каким образом финансовый кризис скажется на оснащении российских лечебных учреждений высокотехнологичным оборудованием и современным ПО. Половина респондентов затруднилась ответить на этот вопрос, 23% считают, что поставки ИТ-продуктов значительно уменьшатся. Впрочем, 17% надеются, что их объемы останутся прежними, а 7% оптимистов рассчитывают, что они даже увеличатся.
Влияние финансового кризиса на поставки аппаратного и программного обеспечения в ЛПУ
Источник: CNews Analytics, 2009
Пока информатизация в российской медицине – процесс не равномерный, соответственно, и задачи здесь решаются параллельно очень разные. Одни медучреждения ищут интеграционные средства с тем, чтобы преодолеть разнородность сформированной ИТ-инфраструктуры. Другие присматриваются к CRM. Третьи вообще начинают собственную разработку медицинской ИС. Четвертые же пока ограничиваются базовой компьютеризацией. В любом случае, так или иначе, ЛПУ сталкиваются с необходимостью иметь хотя бы ориентировочную, «наколенную» ИТ-стратегию и пусть скромный, но собственный ИТ-отдел.
Сотрудничество с мировым медицинским сообществом, участие в совместных исследовательских или телемедицинских проектах неизбежно подталкивает к тому, чтобы начинать перенимать передовой опыт. В этом смысле, как когда-то говорили об отечественных банках или ритейлерах, у наших есть своего рода фора – можно сразу пойти «правильным» путем, избежав тех ошибок, с которыми уже столкнулись иностранные коллеги. И сразу же иметь в виду «правильный» вывод: информатизация сама по себе не сможет улучшить плохо организованную деятельность. Но при этом она может и должна стать способом повышения ее эффективности. А также – прозрачности, с тем чтобы снизить коррупционность или возможности манипулирования, часто свойственные этой достаточно закрытой до недавнего времени отрасли.