|
|
Возведение в 2006 году проблематики повышения здоровья нации в ранг национального проекта стало чрезвычайно своевременным событием. У российской медицины все-таки появилась надежда на исправление ситуации. До этого момента состояние отечественной системы здравоохранения не вызывало оптимизма ни у чиновников, ни у медиков, ни у рядовых граждан.
По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2006 году уровень расходов на здравоохранение составил 3,2% ВВП. К 2010 году его планируется довести до 4%. Так или иначе, но пока состояние отечественной системы здравоохранения не вызывает оптимизма ни у государственных чиновников, ни у специалистов в области медицины, ни уж тем более у рядовых граждан.
Приведем лишь некоторую информацию, предоставленную Всемирной организацией здравоохранения. Так, коэффициент смертности граждан РФ (15,21) почти в 3 раза выше, чем граждан Израиля (5,55) и в 2 раза выше, чем граждан Швейцарии (8,22).
Общий коэффициент смертности на 1000 чел. населения
Источник: База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ
По оценкам ВОЗ, продолжительность жизни граждан России составляет 65,5 лет, что является самым низким показателем среди стран, представленных в выборке. Лидер по этому показателю – Италия, где продолжительность жизни составляет 81 год. Ближе всех к России (и по территориальному признаку, и по продолжительности жизни) – Украина (67,5 лет) и Беларусь (68,5 лет).
Оценка ожидаемой продолжительности жизни (оценка ВОЗ)
Источник: База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ
Статистика ВОЗ убедительно показывает, что продолжительность жизни и, в особенности, уровень смертности населения определяются отнюдь не числом больничных коек и количеством врачей на душу населения, а тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы учреждений здравоохранения. В частности, лидирующие по числу больничных коек на 100 тыс. человек населения Беларусь (1117,83), Россия (965,85) и Украина (872,97) имеют самый высокий уровень смертности и самый низкий уровень продолжительности жизни населения.
Число больничных коек на 100 тыс. чел. населения
Источник: База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ
Одновременно Великобритания, число врачей в которой на 100 тыс. человек населения минимально, по уровню продолжительности жизни и уровню смертности находится в весьма благополучном положении.
Число врачей на 100 тыс. чел. населения
Источник: База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ
По уровню затрат на здравоохранение Россия в предлагаемой выборке занимает последнее место (5,2%), уступая даже Украине (7%) и Беларуси (6,6%). И более чем в 2 раза по сравнению с нашей страной тратят на государственную медицину правительства Швейцарии (11,4%), Франции (11,2%), Германии (10,7%).
Общие затраты на здравоохранение, %ВВП (оценка ВОЗ)
Источник: База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ
В настоящее время развитые страны расходуют на внедрение ИТ в здравоохранение порядка 2-3% от совокупных расходов на здравоохранение, в то время как в финансовой сфере этот показатель равен 12-15%. Осознание необходимости информатизации медицины приводит к постоянному росту этих расходов. Мировые инвестиции в ИТ в здравоохранении в 2006 году превысили 100 млрд долл. По прогнозам Европейской комиссии, к 2010 году на информатизацию медицины будет выделяться до 5% бюджетов европейских стран, выделяемых на здравоохранение1 .
Возведение в 2006 году повышения здоровья нации в ранг национального проекта явилось не только долгожданным, но и чрезвычайно своевременным событием. Наконец-то у российской медицины появилась надежда на реальное исправление ситуации. В 2007 году первый этап национального проекта «Здоровье» завершился , и было принято решение о дальнейшем его развитии.
На реализацию проекта в 2008 году были запланированы расходы в размере 145,8 млрд руб. Из них на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью предусмотрено направить 59,3 млрд.руб, что, по мнению чиновников, позволит повысить уровень удовлетворенности этим видом обслуживания до 45% (напомним, что на этапе начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» уровень удовлетворенности спроса на высокотехнологичную медицинскую помощь не превышал 20%).
Около 21,6 млрд.руб в 2008 году направлено на строительство 11 федеральных центров высоких медицинских технологий, 7 млрд.руб – на развитие высоких медицинских технологий в 44 федеральных медицинских учреждениях и оснащение их высокотехнологичным медицинским оборудованием, 8,1 млрд.руб перечислено на строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонтологии (перинатальных центров), 8 из которых будет заложено, а 2 – возведено в 2008 году.
В 2008 году выделено 0,2 млрд.руб на компьютеризацию и внедрение обучающих программ, предусматривающих использование интернет-технологий, для детей-инвалидов. Планируется поставить 900 комплектов необходимого оборудования и программного обеспечения, подключить к сети интернет и обеспечить трафик для 151 профильного учреждения.
В июле 2008 года в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ появился департамент информатизации, так долго ожидаемый всеми специалистами по ИТ в медицине. Его возглавил генеральный конструктор крупнейших информационных систем государственного масштаба ГАС «Выборы» и ГАС «Управление» Олег Симаков. А уже в октябре 2008 года Минздравсоцразвития рассказало общественности, что собирается развернуть крупную федеральную ИТ-инфраструктуру для сбора и учета медицинских данных граждан. Система предназначена для сбора, систематизации и быстрого обмена данными о пациентах государственных лечебных учреждений. По планам Минздрава, в 2011 г. к системе будет подключено 13163 таких учреждений, в том числе 2,4 тыс поликлиник и 5,3 тыс стационаров. Обработка данных будет организована в одном федеральном и 86 региональных ЦОДах. Связь между учреждениями будет осуществляться через отраслевой защищенный интранет.
Впервые задачи информатизации отечественной медицины нашли свое отражение в разработанной Минздравсоцразвития РФ "Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года". В соответствии с этой концепцией, в период с 2012 до 2020 года планируется осуществить переход к комплексной информатизации здравоохранения как отрасли.
В течение 2008 и начале 2009 отмечалось существенное усиление внимания руководителей страны к вопросам внедрения ИКТ во всех отраслях, в частности, в здравоохранении. Если в июле 2008 года на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Петрозаводске речь шла о развитии «различного рода дистанционных технологий прежде всего в образовании и медицине», в частности медицинских телеконсультаций, то в феврале 2009 года в Кремле на заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества президент РФ уже более жестко и конкретно указал на недопустимо низкий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в России. "В здравоохранении – мы тоже говорили уже неоднократно, и определённые попытки были сделаны – надо перейти к ведению истории болезни в электронном виде, унифицировать социальные карты и другие формы учёта," – сказал Дмитрий Медведев.
По предложению советника президента Леонида Реймана было создано 8 рабочих групп, отвечающих за вопросы информатизации различных отраслей. Третью межведомственную рабочую группу по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения возглавила министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова.
1 Данные из выступления Какориной Е.П., заместителя директора департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ, на конференции «ИТ в медицине», 18-19.10.2007.