|
|
Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. ИТ сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения, однако процесс их внедрения в сферу медицины по России далеко не равномерен. Некоторые регионы уже довольно далеко продвинулись на пути информатизации и получают вполне осязаемые результаты. В то же время, большинство российских территорий находятся, скорее, в начале этого сложного процесса.
На смену эпохе бумажных носителей информации и самописных программ для ЛПУ приходит время крупных информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью. С началом реализации национального проекта "Здоровье" и ряда региональных программ комплексной информатизации муниципальных учреждений процесс информатизации здравоохранения значительно ускорился, а число масштабных проектов в этой сфере заметно увеличилось. Тем не менее, уровень проникновения информационных технологий в медицину по-прежнему остается одним из самых низких.
Говоря о региональной информатизации здравоохранения, крайне важно оценить состояние текущих крупных региональных проектов, ресурсный потенциал, необходимый для их реализации, состояние телекоммуникаций. При этом необходимо иметь в виду, что сегодня акцент постепенно смещается с решения задач по информатизации административных управленческих структур на реализацию проектов информатизации медицинской деятельности. То есть приоритеты начали меняться в сторону таких направлений, как автоматизация рабочего места врача, создание единой электронной медицинской карты, распространение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений, применение и широкое распространение новейших медицинских технологий, развитие телемедицины. Наиболее актуальными на современном этапе вопросами информатизации регионального здравоохранения эксперты называют задачи радикального повышения качества управления системой; безопасность данных пациентов; сервисы для населения; интеллектуальные системы принятия решений; а также сбор и анализ целевых показателей управления здравоохранением и здоровьем нации.
Одним из пилотных регионов проведения комплексной информатизации Минздравсоцразвития России на конкурсной основе определило Астраханскую область. В настоящее время здесь ведется проект по построению единой комплексной системы информатизации здравоохранения (ЕМИС) в рамках программы комплексного развития здравоохранения региона. ЕМИС разрабатывается как компонент общей информационно-технологической инфраструктуры региона и создает единое информационное пространство для всех лечебных учреждений региона и субъектов медицинского документооборота.
Информационное преобразование здравоохранения в Астраханской области проходит в несколько этапов. Этап первичной информатизации (2007-2008 гг.) подразумевает создание нормативной базы, организацию закрытой региональной медицинской сети, создание типовых информационных систем в пилотных ЛПУ, центров обработки данных на уровне органов управления здравоохранением, предварительное проектирование информационных систем всех ЛПУ, интеграцию с основными субъектами информационного обмена здравоохранения (ФОМС, СМК). В 2009 году ожидается запуск распределенных информационных систем, обеспеченных высокоскоростными каналами связи; их полная интеграция с субъектами информационного обмена (ФСС, ПФР, ЗАГС, МСЭК, БСМЭ); создание централизованных информационных систем (документооборота, медицинских регистров, бухгалтерии, кадров). В дальнейшем планируется создание и развитие распределенных информационных систем всех ЛПУ на основе типовых информационных решений, реализация электронной истории болезни на пластиковой карте, построение системы долгосрочного планирования и прогнозирования, интеграция всего перечисленного в единое информационное пространство Астраханской области и Российской Федерации. Создаваемая практически с нуля медицинская ИТ-система региона будет обладать новыми свойствами и возможностями, значительно способствующими снижению социальной напряженности и повышению уровня удовлетворенности населения здравоохранением. Среди ее основных достоинств: четкое распределение, контроль и прогнозирование использования финансовых, материальных, трудовых и информационных ресурсов; организация персонифицированного учета оказанной медицинской помощи; предоставление населению доступа к необходимой справочной информации, государственным сервисам. Кроме того, система обеспечивает доступ к медицинской информации о пациенте из любого ЛПУ; использует широкий спектр систем поддержки принятия решений; осуществляет контроль на всех уровнях; позволяет оптимизировать бюджетные расходы, повышает эффективность управления финансовыми потоками.
В качестве еще одного яркого примера "продвинутого" с точки зрения информатизации медицины "региона" можно привести город Хабаровск. До недавнего времени освоение современных медицинских информационных систем в муниципальном здравоохранении Хабаровска происходило довольно медленно. Перед администрацией стояли общие для всех муниципальных образований проблемы: почти полное отсутствие материально-технической базы для внедрения ИС в муниципальных учреждениях здравоохранения, низкая компьютерная грамотность рядового медицинского персонала, значительная доля врачей пенсионного возраста в амбулаторно-поликлинической службе, отсутствие надежных высокоскоростных каналов связи между ЛПУ, информационными центрами и органами управления. Однако не так давно в городе была принята и сегодня активно реализуется программа "Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008-2012 годы)" с бюджетом 104,2 млн руб. Данная программа рассчитана на пять лет и основана на едином комплексном подходе к внедрению ИТ в муниципальное здравоохранение . Практически сразу после начала внедрения появились и первые результаты – в ЛПУ стали исчезать очереди; врачи и другие специалисты получили ощутимую экономию времени, в том числе благодаря возможности оперативного доступа к самым свежим справочникам и классификаторам; контроль над документацией стал значительно более строгим, в том числе за счет внедрения электронной медицинской карты; расширилась база для статистического анализа и т.д.
Следующий "передовой" регион – Томская область. В настоящее время почти во всех медицинских учреждениях, включая ведомственные, здесь внедрена информационная система комплексного учета и статистики (ИСКУС), обеспечивающая наиболее актуальные информационные потребности здравоохранения. На текущий момент установлено уже порядка 500 рабочих мест в 72 учреждениях. Система позволяет собирать необходимую информацию в едином формате. Основными направлениями дальнейшего развития ИСКУС являются, во-первых, организация работы комплекса в режиме on-line. Сейчас все учреждения работают автономно. Планируется сделать корпоративную сеть медицинских учреждений и портал с соответствующими правами доступа для каждого врача, каждой организации и каждого пациента. Во-вторых, разработка технологии работы с территориально распределенными базами данных в режиме оффлайн. И, в-третьих, функциональное развитие системы по информационному наполнению "Электронного паспорта пациента". Еще одной особенностью организации информационных медицинских технологий в Томской области является ориентация не на московские федеральные центры, а на обеспечение связи между районами области и специалистами областного центра, для чего, в частности, был организован крупный телемедицинский центр.
Серьезное внимание информатизации медицины уделяют в Вологодской области. Так, создание и внедрение в рамках программы "Комплексная информатизация системы здравоохранения Вологодской области" региональной информационно-аналитической медицинской системы (РИАМС) позволило создать единое областное информационное пространство систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Объединение ЛПУ Вологодской области в распределенную корпоративную вычислительную систему с использованием ресурсов мультисервисной сети способствовало повышению достоверности информации, позволило работать с данными в режиме реального времени. Помимо этого, в дальнейшем планируется наращивать функциональные возможности РИАМС по передаче голосовых и видеоданных без изменения технологической основы сети, также предполагается организация и развитие в будущем телемедицинских центров.
Первостепенное значение применению новейших ИТ в сфере медицины придают в Московской области. Системный подход к информатизации всей структуры здравоохранения, построение единого информационного пространства, реализация принципов электронного правительства предусмотрены концепцией информационно-коммуникационных технологий в системе охраны здоровья Московской области. Кроме того, реализация данной концепции позволит объединить объекты различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности. Проект характеризует организационная независимость, многообразие существующих технологических схем ведения баз данных и программно-аппаратных платформ.
Областная целевая программа "Электронное Подмосковье на период 2006-2009 гг." предполагает использование новейших ИТ и создание единой информационной системы. Начинает работу интегрированный интернет-портал, внедрена единая система навигации по интернет-ресурсам, планируется создание инфраструктуры общественного доступа к информации на базе ЛПУ и других организаций, ведение системы учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения, внедрение системы публикаций и распространения данных о результативности деятельности системы. В результате планируется обеспечить движение информационных потоков от ЛПУ до органов управления всех уровней, создать систему поддержки принятия решений и контроля их исполнения, повысить качество лечебно-диагностической и профилактической помощи населению.
Применению современных ИТ в медицине отводится ключевая роль еще в одном "регионе-доноре" – в Татарстане создан ряд многоуровневых программных комплексов, опирающихся на единые базы данных о пациентах и оказанной им помощи и совместимые структуры файлов информационного обмена. Так, факты госпитализации используются в задачах мониторинга дополнительной диспансеризации отдельных категорий населения.
И, наконец, заметных успехов в деле информатизации медицины добились в Пензенской области. Взяться "за дело" тут решили с внедрения автоматизированных комплексов, обеспечивающих работу в системе ОМС (учет оказанных медицинских услуг населению, счетов на оплату оказанных услуг территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области и страховыми медицинскими организациями, проверка полисов). Затем было принято решение автоматизировать обслуживание на всех участках с помощью внедрения комплексной информационной системы информатизации ЛПУ, функционирующей на единой информационной платформе и позволяющей обеспечить ведение электронного медицинского документооборота, а также электронной истории болезни. Внедрение информационной системы позволило обеспечить каждого медицинского работника необходимыми информационными ресурсами, усовершенствовать систему управления ЛПУ, усовершенствовать контроль работы подразделений, правильность организации процессов лечения. Новая ИС позволила уменьшить затраты времени на ведение первичной медицинской документации, составление отчетов и ведение журналов, обеспечить мгновенный доступ к архивным историям болезни, амбулаторным картам, повысить качество медицинской документации, снизить количество ошибок при выполнении назначений. В ближайшее время планируется внедрение комплексной медицинской информационной системы во все лечебные учреждения Пензенской области, а позже – объединение ЛПУ всех уровней в единую информационную среду.
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов – весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло руководство ЛПУ (отсутствие контроля работы подразделений, недостаток оперативной, аналитической информации) и работу контролирующих органов.
В настоящий момент в России достигнут существенный прогресс в обеспечении медицины электронными сервисами. В то же время предстоит еще долгий путь в направлении комплексной информатизации регионального здравоохранения. Характерными особенностями развития информатизации здравоохранения в большинстве регионов на современном этапе являются, во-первых, направленность на решение локальных учетно-расчетных задач и ведение документации, обеспечение делопроизводства. Во-вторых, не развиты аналитические схемы поддержки принятия решений и контроля использования ресурсов. В-третьих, отсутствие электронного документооборота и слабо развитый парк современного компьютерного оборудования. В-четвертых, несовершенное программное обеспечение, отсутствие лицензионного ПО, отсутствие защиты информации. В-пятых, проблема привлечения квалифицированных специалистов и низкий уровень компьютерной грамотности.
Очевидно, что необходимо создание интегрированных информационных ресурсов системы регионального здравоохранения, единых решений по обеспечению систем безопасности и защите персональных данных, организации межведомственного взаимодействия с использованием медицинской информации. Развитие корпоративных порталов и повсеместное внедрение в ЛПУ интернета также способствует возрастанию роли информационно-коммуникационных технологий в системе российского здравоохранения, как на уровне всей страны, так и в масштабах отдельно взятого региона.