|
|
На вопросы CNews ответил Михаил Эльянов, президент АРМИТ, к.т.н.
CNews: Организуемая Ассоциацией развития медицинских информационных технологий выставка MedSoft с каждым годом привлекает все больше участников. Как изменился состав участников выставки за последние годы? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что в России начался процесс информатизации медицинских учреждений или страна до сих пор находится в ожидании начала этого процесса?
Михаил Эльянов: Состав участников MedSoft 2009 изменился, в первую очередь, количественно. За пять лет существования выставки число участников увеличилось приблизительно с 35 до 68 в прошлом году. В 2009 году мы ожидаем около 65-70 участников, несмотря на все кризисные явления. На данный момент практически никто из потенциальных участников не отказался от участия в выставке, хотя, безусловно, в разговорах мы чувствуем, что у многих существуют финансовые затруднения.
Если говорить о качественном составе участников MedSoft, то я не могу сказать, что он существенно изменился. Как и ранее, в подавляющем большинстве (около 60%) это представители малого бизнеса. Около 3/4 участников – это московские компании, а остальные - представители регионов. Можно отметить, что доля региональных компаний на выставке постепенно увеличивается, но не очень существенно.
Что касается начала информатизации медицины, то она стартовала достаточно давно. Сейчас многие лечебные учреждения оснащены компьютерами. Другой вопрос - для каких задач они используются? И вот здесь ситуация, мягко говоря, безрадостная. Как мы констатировали несколько лет назад, абсолютное большинство установленного программного обеспечения - это системы для статистики, бухгалтерии, кадров и.т.д., то есть то, что нельзя назвать собственно медицинскими системами.
Со временем ситуация ничуть не улучшается, а скорее ухудшается. По данным мониторинга, который мы проводили в 2008 году в одном из округов Москвы, около 35% имеющихся компьютеров либо не используются вообще, либо используются просто как пишущие машинки. При этом общее число компьютеров увеличилось за 4 года примерно на 70%, а доля систем, которые используются для решения медицинских задач, - всего на 10-12%. Это говорит о том, что медицинские учреждения насытились системами, автоматизирующими бухгалтерию, кадры, взаиморасчеты с ОМС, и вновь поступающие по линии Департамента здравоохранения Москвы, по линии ОМС компьютеры просто идут на замену устаревшей вычислительной техники, либо благополучно складируются. В лучшем случае на них распечатываются какие-нибудь таблички на двери.
С другой стороны, в каталоге «Медицинские информационные технологии», который АРМИТ ежегодно обновляет, стремительно растет раздел, посвященный системам комплексной компьютеризации медицинских учреждений. Другой вопрос, растет ли теми же темпами число реальных инсталляций, или мы просто наблюдаем увеличение числа разработчиков?
Мы очень рады, что MedSoft по-прежнему вызывает интерес, потому что многие выставки через некоторое время практически прекращают свое существование. Их мощнейшим конкурентом является интернет. Зачем ездить в другие города, когда можно, не сходя с рабочего места, получить всю необходимую информацию в сети?
CNews: Существует ли статистика посещаемости MedSoft? Кто приходит «пощупать» представленные на выставке системы?
Михаил Эльянов: Да, мы ведем очень жесткую регистрацию, и я должен сказать, что каждый год общее число посетителей увеличивается примерно на 40-50%. В 2008 году за 2-3 дня выставки через нее прошло порядка 1000 человек. Для такого узкоспециализированного мероприятия это очень хорошие результаты. Структура посетителей примерно такова: 35% - разработчики, профессионалы и.т.д., 65% - представители медицинских организаций, то есть пользователи. Это соотношение сохраняется на протяжении нескольких лет. В этом году мы ожидаем на MedSoft 2009 порядка 1300-1500 человек.
CNews: На протяжении нескольких лет активно обсуждался вопрос о необходимости создания подразделения в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, отвечающего за вопросы информатизации отрасли. В июле 2008 года был создан Департамент информатизации, который возглавил главный конструктор ГАС «Управление». Чего вы ждете от создания этого департамента? Какие задачи, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?
Михаил Эльянов: Самая большая проблема, которая на сегодняшний день существует, на мой взгляд, - даже не недостаток денег, а отсутствие правил игры в сфере информатизации медицины. Это, в первую очередь, неопределенность статуса электронного документа. В такой ситуации заниматься всерьез комплексной информатизацией невыгодно, потому что все равно придется вести документооборот и в бумажном, и в электронном виде.
Следующий вопрос – это привязка закона о персональных данных к медицинской специфике. Абсолютное большинство медицинских организаций понятия не имеют, как они будут себя вести, когда от них начнут требовать соблюдения этого закона.
Нерешенными остаются вопросы стандартизации. На сегодняшний день имеется единственный реально работающий стандарт - это стандарт электронной истории болезни. Некоторые компании в описании своих продуктов уже указывают, что они разработаны в соответствии с этим стандартом, то есть аудитория его признала. Еще несколько стандартов готовится ЦНИИ ОИЗ, а пока мы живем с единственным стандартом, и это создает огромные проблемы. Фактически отсутствуют правила взаимодействия между системами, что создает сложности их интеграции и информационной совместимости. Не существует службы ведения единых справочников и классификаторов.
Это те вопросы, которые требуют самого пристального внимания и немедленного решения. Со своей стороны, АРМИТ уже начинает заниматься сертификацией программных средств. Одновременно в ассоциации возобновила свою деятельность рабочая группа по стандартизации. Нам хотелось бы, чтобы инициативы АРМИТ получили поддержку со стороны Минздравсоцразвития и сертификат, выдаваемый ассоциацией, был признан министерством.
Важнейшей задачей Департамента информатизации, на мой взгляд, является организация обучения в области высоких технологий руководящего звена здравоохранения, медицинских организаций, чиновников и.т.д. До сих пор абсолютное большинство из них отказывается от компьютеризации в силу абсолютного невежества в вопросах IT. Распоряжение о необходимости такого обучения должно поступить «сверху», а сам процесс ИТ-подготовки может быть организован как самими медицинскими учреждениями, так и коммерческими структурами. Такая подготовка не должна ограничиваться одним-двумя занятиями. Кроме того, руководителям медицинских учреждений не надо рассказывать об устройстве компьютерной техники, но им необходимо объяснять, зачем нужна информатизация, какие преимущества получит лечебное учреждение от ее использования.
Медицинские учреждения должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями только на основании первичных данных, полученных в электронном виде. Когда такая схема работы станет обязательной, возникнет реальная потребность в информатизации. К сожалению, сейчас статистика, предоставляемая ЛПУ, существует сама по себе и частенько оторвана от реально существующей в ЛПУ ситуации.
Немаловажной задачей является установка в ЛПУ лицензионного программного обеспечения. Наша ассоциация начала активную кампанию в этом направлении. Мы стараемся объяснять руководителям медицинских организаций и ИТ-служб, что они несут персональную административную и даже уголовную ответственность за использование нелицензионного ПО.
CNews: На сайте Минздравсоцразвития РФ проводилось обсуждение Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Какая роль в данной концепции отведена информационным технологиям? Принимала ли участие АРМИТ в обсуждении этой концепции?
Михаил Эльянов: Сейчас на сайте выложена компьютерная презентация этой концепции. Она состоит из более чем 50 слайдов, из них на 4 или 5 упоминается информатизация, и 1 слайд полностью посвящен этой теме. Я думаю, это существенное достижение.
Что касается обсуждения концепции, то мы посылали свои предложения, но в какой мере они были учтены, сложно сказать. Здравоохранение – очень специфическая область, и я думаю, что без консультаций со специалистами, имеющими реальный опыт (в том числе и негативный) по информатизации здравоохранения не обойтись. Тем более в ситуации финансового кризиса, как никогда требующей оптимизации бюджетных расходов..
CNews: На выставке ИнфоКом 2008 представителями Мининформсвязи РФ высказывалась идея о необходимости компьютеризации и подключения к сети интернет всех ЛПУ в рамках ПНП «Здоровье» по аналогии с тем, как это было сделано с российскими школами. Насколько эффективными, на ваш взгляд, могут оказаться такие меры? Получила ли дальнейшее развития эта инициатива?
Михаил Эльянов: Да, разговор об этом был в конце 2007 года, и речь шла, в основном, о подключении ЛПУ к интернету. На данный момент у меня нет данных о начале работ в этом направлении. В Москве многие ЛПУ уже подключены к сети интернет, а оценить ситуацию по стране в целом затрудняюсь.
Я думаю, что главный вопрос не в том, как это реализовать технически, а в том, зачем медучреждениям иметь выход в интернет. Должно существовать информационное пространство здравоохранения: специализированные системы информационной поддержки врача, медицинские сайты, справочники и т.п.
CNews: Насколько эффективной, на ваш взгляд, может оказаться разработка типового решения информатизации здравоохранения региона и последующее ее внедрение во всех регионах Российской Федерации?
Михаил Эльянов: Насколько мне известно, тендер на право разработки такого типового решения уже состоялся, определены 3 региона, в которых оно будет опробоваться. То, что рекомендуются типовые решения – безусловно, очень важно и необходимо. Другой вопрос, что прежде чем устраивать тендеры, надо четко и грамотно сформулировать правила игры, и в том числе – с учетом перспектив развития. В противном случае мы можем получить, допустим, и хорошую, но несовместимую с другим программным обеспечением систему.
CNews: Существует ли в настоящий момент регион, опыт которого вам кажется наиболее интересным?
Михаил Эльянов: Традиционно громко заявляют о себе Астраханская, Кемеровская, Пензенская, Самарская, Челябинская области, Пермский край, Удмуртия. Но сопоставлять эти данные очень сложно - сегодня нам говорят, что этот регион – лидер, а завтра информация о нем перестает поступать. Судя по всему, речь идет о пилотных проектах, но если они прошли успешно, то почему бы не тиражировать этот опыт на всю страну?
На мой взгляд, при разработке и внедрении типового решения речь должна идти об абсолютно конкретном плане работ. Россия имеет огромное преимущество перед всем остальным человечеством, во всяком случае, перед значительной его частью. Мы плетемся в хвосте, благодаря чему можем пользоваться чужим опытом и смотреть, как это происходит во всем мире. Есть целый ряд государств, в частности, скандинавские страны и Голландия, которые за относительно очень небольшие деньги решают те проблемы, о которых мы говорим, и решают их достаточно успешно. Кроме того, недавно АРМИТ проводил симпозиум в Сингапуре, и его участники имели возможность ознакомиться с тем, как идет компьютеризация медицины в этой стране, какие проблемы и как там решают. Стоимость компьютеризации сейчас значительно ниже, чем стоимость дорогой медицинской техники, поэтому внедрение ИТ – это вопрос желания и понимания необходимости этого процесса.
Тормозит информатизацию не только медицины, но и всей социальной сферы, отсутствие единых идентификационных номеров граждан. Такие номера существуют во многих развитых странах, и их наличие намного упрощает задачу корректной регистрации пациентов и передачи данных из одних систем в другие. У нас единого регистра населения нет. Любые попытки обойтись без него приведут к созданию огромного количество локальных, несовместимых между собой решений, будут потрачены деньги, силы и время, и мы все равно к этому придем; только, к сожалению, на слежующем витке развития.
CNews: Разрабатываемое типовое решение подразумевает обмен медицинской информацией или ориентировано на сбор статистики?
Михаил Эльянов: Я не знаю. Здесь многое зависит от того, что понимать под медицинской информацией. Если речь идет о сборе информации о диагнозах, которые врачи ставят пациентам, то в итоге мы можем получить статистику по заболеваемости. Это, безусловно, очень важно. Но предусмотрена ли типовым решением передача всей медицинской информации - давление, ЭКГ, флюорография и т.д. – не знаю. А ведь только на основе таких первичных данных можно делать выводы о реальных результатах лечения.
Например, государством выделяются значительные средства на проведение диспансеризации граждан. Чиновники с успехом отчитываются, сколько человек прошло диспансеризацию за отчетный период, но никто не располагает сведениями о том, к чему это привело – были ли выявлены заболевания на ранней стадии, улучшилась ли вылечиваемость людей. В данном случае, компьютеризация – это единственная система обратной связи, которая позволяет увидеть, сколько было проведено исследований, какие заболевания выявлены, сколько из них было выявлено на ранней стадии и т.д. Таким образом может быть выстроена новая система управления, к которой, к сожалению, не все российские чиновники готовы.
CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в стране начали строиться высокотехнологичные медицинские центры. Как обстоят дела с их оснащением информационными системами?
Михаил Эльянов: Я не слышал о том, что существует стандарт оснащения новых медицинских центров ИТ-решениями. Где-то они, наверняка, будут внедряться, но это остается делом каждого конкретного лечебного учреждения. Их руководители должны почувствовать необходимость информатизации. Например, Ассоциация крупных диагностических центров несколько лет назад обнародовала данные о том, что около 70% доходов ЛПУ приходится на лабораторные исследования. Мировой опыт свидетельствует, что лаборатория не может делать больше миллиона анализов в год, не будучи при этом компьютеризированной. В противном случае информационные потоки элементарно «захлебываются». Поэтому лабораторные системы - это одно из самых востребованных направлений информатизации, без них невозможно зарабатывать деньги.
Большой проблемой информатизации медучреждений является отсутствие юридического статуса электронного документа, в частности электронной истории болезни. До тех пор, пока такой статус не будет установлен законодательно, врачи вынуждены вводить данные в компьютер, затем распечатывать итоговые страницы, подписывать их вручную и подшивать в традиционную бумажную медицинскую карту пациента. Такая «половинчатая» информатизация – удел энтузиастов, большинство же главных врачей не видят в ней особого смысла.
CNews: Какое влияние на процесс внедрения ИТ в здравоохранении может оказать финансовый кризис?
Михаил Эльянов: Результат финансового кризиса может быть многоаспектным, и предсказать его практически невозможно. С одной стороны, с рынка уйдет часть мелких фирм-разработчиков медицинского ПО. С другой стороны, необходимость экономии денежных средств может привести к внедрению более рациональных методов управления, а это невозможно без компьютеризации.
Например, в России время пребывания больного в стационаре несравнимо больше, чем во всем цивилизованном мире. Это связано, в первую очередь, с плохой организацией обслуживания пациента, с тем, что любое обследование в нашей клинике занимает значительно большее время, чем за рубежом. Решить эти проблемы можно путем внедрения информационных систем. Если на государственном уровне информатизация будет рассматриваться как средство сокращения ненужных расходов, оптимизации каких-то процессов, управления потоками, то процесс внедрения ИТ в период финансового кризиса не прекратится.
CNews: Какие задачи по информатизации российского здравоохранения являются, на ваш взгляд, первоочередными? Что необходимо реализовать в 2009 г.? В течение ближайших трех лет?
Михаил Эльянов: Об этом уже было сказано. Задача номер один - определить «правила игры», то есть четко прописать вопросы внедрения информационных технологий в здравоохранении с точки зрения законодательства и разработки соответствующих стандартов. Эта работа, помимо чисто содержательной стороны, имеет огромное значение для всех компаний рынка медицинских информационных систем – они должны видеть, что их продукты востребованы. Мы очень надеемся, что с созданием Департамента информатизации в Минздравсоцразвития появилась, наконец, структура, непосредственно отвечающая за вопросы внедрения ИТ в здравоохранении.
Если говорить о работе АРМИТ, то сейчас нашей главной задачей является организация деятельности рабочей группы по стандартизации. По вопросу стандартизации существует несколько точек зрения. Первая заключается в том, что существуют стандарты ISO, и надо, не изобретая ничего нового, просто взять и перевести их на русский язык. Сторонники второй точки зрения утверждают, что многие из этих стандартов устарели или просто не нужны, поэтому надо идти полностью собственным путем. Существует и третий вариант – перевести (локализовать) то, что необходимо, и дополнить документами, необходимыми для нашей страны. Поэтому рабочая группа по стандартизации на первом этапе своей деятельности должна определиться, что же необходимо сделать.
Кроме рабочей группы по стандартам планируется организовать еще одну - по справочникам, классификаторам, кодификаторам и т.д. Необходимо, что вся эта информация хранилась в одном месте и была актуальной. Третья группа будет заниматься информационной совместимостью, а четвертая – терминологией и моделями.
Стандарт - это, в моем представлении, то, чему можно соответствовать или не соответствовать. Для подтверждения соответствия тем или иным стандартам существует процедура сертификации, которую АРМИТ собирается запустить в ближайшее время. Поскольку стандартов пока нет, мы создаем при ассоциации экспертную группу, которая сформулирует набор к наиболее распространенным типам информационных систем.
В планах на будущее и дальнейшее развитие выставочной, симпозиумной деятельности. Следующее наше зарубежное мероприятие пройдет, скорее всего, в Объединенных Арабских Эмиратах. Такие поездки не только очень интересны, но и чрезвычайно полезны - мы постоянно убеждаемся в том, что практически все ставят и решают одни и те же задачи - было бы желание. И мы можем очень успешно использовать этот опыт. Понятно, что, допустим, возможности Голландии и возможности Малайзии разные, но, тем не менее, и там, и там медицинские учреждения внедряют информационные технологии, несмотря на то, что «лишних» денег нет ни у кого. Практически во всех странах, в которых мы были, доля расходов на IT в структуре расходов составляет 3-5%. И этот процент растет.
На очередной выставке MedSoft 2009 мы планируем организовать круглый стол, посвященный статусу ИТ-подразделений медицинских учреждений. В настоящее время они официально существуют, как правило, лишь в крупных медицинских учреждениях. Что касается «обычных» лечебных учреждений, то здесь каждый руководитель вынужден изобретать свои правила игры – разрабатывать должностные инструкции, решать, чем должен заниматься этот отдел, определять его численность на основании численности сотрудников медицинского учреждения или количества имеющихся компьютеров. Мы хотим собрать и объединить информацию об имеющихся прецедентах.
Очень актуальным остается вопрос применения в медицинских учреждениях закона о персональных данных. С этой ситуацией необходимо разобраться до 2010 года. Будем надеяться, что в ближайшие годы в сфере информатизации здравоохранения произойдут существенные позитивные изменения.
CNews: Спасибо.