|
|
На вопросы CNews ответил Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии.
CNews: С началом реализации приоритетного национального проекта произошло усиление внимания медицинских учреждений к специализированным информационным системам. Можно ли, на ваш взгляд, на сегодняшний день утверждать, что старт информатизации медицины в России состоялся, или рынок все еще находится в ожидании этого старта?
Николай Кречетов: Однозначно ответить на это вопрос невозможно. Безусловно, за последние 5–10 лет ситуация существенно изменилась. Десять лет назад в области информатизации российской медицины не было почти ничего, пять лет назад в больницах стали появляться зачатки информационных систем, сейчас имеются проекты госпитальных информационных систем, реализованных в различных масштабах в единичных клиниках и госпиталях. Но в целом ситуация не изменилась — говорить о массовом внедрении качественных комплексных программных продуктов мы не можем.
Почему это так? В первую очередь информационные системы внедрялись в коммерческих клиниках, либо в хорошо финансируемых медицинских центрах-флагманах. В них выше качество управления, есть хозяин, который хочет знать, сколько он заработал или потерял, кого и как ему лечить, какие ресурсы в его распоряжении, какие более эффективные методики использовать. В государственной медицине, в целом, к сожалению, ситуация иная, и здесь многое зависит от культуры управленцев, от их осознания того, зачем нужны информационные технологии. Да, есть пионеры информатизации, которые понимают, что они должны выполнять роль хозяев, стараться считать деньги, работать эффективно, но это пока не приняло массовый характер. Комплексные информационные системы начинают внедряться в отдельных государственных клиниках, но пока не существует глобального понимания того, что информационные технологии - это инструмент для повышения качества оказания медицинской помощи и реальной экономии средств.
CNews: Сколько времени, на ваш взгляд, понадобится для того, чтобы ситуация ощутимо изменилась?
Николай Кречетов: Думаю, потребуется еще 5-10 лет для того, чтобы появились какие-то серьезные результаты, если мировой кризис не ухудшит ситуацию. В настоящее время слишком мало медицинских управленцев, заинтересованных в информатизации, и недостаточно программных продуктов, которые действительно помогают врачам лечить, а не просто выполнять учетные функции. Учет, безусловно, важен, но качество медицинского обслуживания зависит не только от этого. В значительной степени оно зависит от того, какую пользу врач получает от использования программных продуктов. Осознание этой пользы приходит не за год, не за два – нужно, чтобы у людей появилась культура пользования информационными системами, чтобы пришел вкус к подобным вещам.
Сейчас такую картину можно наблюдать в рамках отдельных клиник, где действительно реализованы комплексные проекты, но их можно пересчитать по пальцам. Этим клиникам есть, чем гордиться. И управленцы, и сами врачи здесь прекрасно понимают, какой эффект достигнут благодаря информатизации.
CNews: Есть ли у медицинских учреждений деньги, чтобы внедрять информационные технологии, или, может быть, они озабочены совсем другими проблемами?
Николай Кречетов: Если главный врач понимает необходимость информатизации, он найдет на это деньги. Стоимости компьютерного томографа и комплексной информационной системы сопоставимы, а вот по поводу эффекта от внедрения того или другого можно поспорить. Например, можно в каждую ЦРБ поставить по томографу. Но кто будет с ним работать? Конечно, научить медицинского специалиста правильно укладывать человека в томограф, нажимать в определенной последовательности кнопки – не проблема. Но что делать с полученными снимками? Где специалисты, которые смогут правильно их интерпретировать и адекватно сформулировать заключение? Таких людей чрезвычайно мало. Да, центры оказания высокотехнологичной медицинской помощи должны быть приближены к пациентам, но результаты такой помощи можно обрабатывать где-то в другом месте. А для этого необходимы инфраструктура и системы, для этого нужно создать радиологическую сеть и внедрить специализированный софт.
Похожая ситуация с лабораториями. Можно оснастить дорогим лабораторным оборудованием все российские клиники. Но не проще ли воспользоваться мировым опытом? Сфера лабораторных исследований может быть передана на аутсорсинг коммерческой или государственной структуре – это не принципиально. Самое главное, чтобы мощности лаборатории хватало для обслуживания всех поступающих запросов. Такой лабораторный центр можно организовать как точное автоматизированное производство, где нет никаких ручных операций, и используются новейшие модели на основе компьютерных технологий. Благодаря этому его эффективность вырастет в разы, а стоимость исследования ощутимо снизится. А в клиниках можно оставить оборудование для экспресс-диагностики.
CNews: В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в стране начали строиться высокотехнологичные медицинские центры. Предусмотрено ли государственной программой оснащение таких центров информационными системами? Если да, то участвовала ли ваша компания в конкурсах на автоматизацию таких центров?
Николай Кречетов: Насколько я знаю, в бюджетах высокотехнологичных медицинских центров существует строка затрат на информатизацию. Но на предусмотренные этими бюджетами средства можно поставить только простейшие программы, которые вряд ли принесут реальную пользу. Наша компания заинтересована именно в комплексных успешных проектах.
Я думаю, здесь опять все упирается в пресловутый «человеческий фактор». В стране существует вертикальная структура государственного здравоохранения, и в результате у каждого конкретного ЛПУ нет хозяина. В Китае, например, пошли по другому пути. Там медицинская инфраструктура отдается в управление бизнесменам на 20-30 лет, и они с ее помощью зарабатывают деньги, постепенно возвращая в государственную казну средства, затраченные на строительство медицинских учреждений. Конечно, этот процесс регулируется государством, но в этом случае у каждого медицинского центра появляется хозяин. В России не очень понятно, кто хозяин того или иного медицинского учреждения, поэтому наведение порядка мало кому выгодно.
CNews: На протяжении нескольких лет активно обсуждался вопрос о необходимости создания подразделения в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, отвечающего за вопросы информатизации отрасли. В июле 2008 года был создан Департамент информатизации, который возглавил главный конструктор ГАС «Управление». Чего вы ждете от создания этого департамента?
Николай Кречетов: В концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года существует раздел, касающийся информатизации отрасли. Эта концепция подверглась серьезной критике со стороны Министерства экономического развития РФ и была отправлена на доработку. Дело в том, что российское здравоохранение неэффективно с экономической точки зрения, и дальнейшие вложения в эту отрасль без построения механизма создания экономической эффективности бессмысленны. Департамент информатизации мог бы сыграть существенную роль в разработке такого механизма. Но, на мой взгляд, его деятельность не касается одного важного направления – создания медицинских систем, не просто решающих учетные задачи, а позволяющих управлять качеством обслуживания. Его это роль или нет – не знаю, поскольку никто в России еще этим не занимался. Пока же департамент информатизации ставит своей задачей развертывание инфраструктуры и создание ЦОДов.
Департамент информатизации возглавил новый достаточно грамотный человек, который участвовал во многих крупных проектах в России. Но здравоохранение - очень специфическая сфера, и чтобы понять, каким образом эту сферу автоматизировать, необходим серьезный опыт работы в этой среде, анализ результатов уже имеющихся внедрений. Все, что сейчас предлагается Минздравсоцразвития вместе с департаментом информатизации, оценить на уровне – хорошо это или плохо – невозможно потому, что такой подход к оценке подобных систем не применялся никогда. Предполагается сбор статистической информации, но она всегда эмпирическая, ее можно оценивать со всех сторон и по-разному. Поэтому мое мнение следующее – стратегия информатизации здравоохранения формулируется в предлагаемом виде либо от нехватки денег, либо просто по незнанию предмета, либо по каким-то другим причинам. Важно то, что в ней не заложены реальные механизмы повышения эффективности российской системы здравоохранения.
CNews: А насколько эффективной, на ваш взгляд, может оказаться разработка типового решения информатизации здравоохранения региона и последующее ее внедрение во всех регионах Российской Федерации?
Николай Кречетов: Я думаю, что охватить единым типовым решением все ЛПУ, например, сельскую поликлинику, крупную областную клинику, онкологический центр, кожно-венерологический диспансер, невозможно. Более того, в типовое решение не включена информатизация деятельности лабораторий, которая является важнейшей составляющей системы здравоохранения.
Мое мнение — предложение стандартного единого решения «убьет» рынок разработчиков систем. Если такое решение будет навязываться всем ЛПУ, не будет ни нормальной конкуренции, ни хороших программных продуктов.
Наша страна находится в достаточно выгодном положении – нам нет необходимости изобретать велосипед. Мы можем изучить, обобщить уже имеющийся опыт построения медицинских информационных систем в разных странах и взять из него все самое лучшее. Технологические решения в этой области уже существуют и широко известны. Я бы не взял на себя ответственность внедрять никем не опробованную, нигде до этого не работавшую систему в такой деликатной сфере как здравоохранение – ведь здесь ценой ошибки может стать человеческая жизнь.
CNews: Привлекались ли специалисты в области информатизации медицины к разработке стратегии информатизации?
Николай Кречетов: Нет, насколько мне известно, ни наша компания, ни представители других вендоров или разработчиков не получали внятных предложений о сотрудничестве от Минздравсоцразвития. Более того, все наши попытки участия в процессе разработки системы персонифицированного учета населения были отвергнуты.
CNews: Решения на рынке ИТ для здравоохранения предлагают все крупнейшие вендоры – и InterSystems, и Microsoft, и SAP, и Oracle, и др. Как российскому потребителю сориентироваться во всем многообразии решений?
Николай Кречетов: Думаю, здесь происходит подмена понятий. Есть прикладные решения для ЛПУ, есть решения верхнего уровня, есть технологии. Если говорить о прикладных решениях для ЛПУ, то мы, например, предлагаем систему автоматизации для лаборатории. Про решения верхнего уровня и технологии говорят все вендоры. У InterSystems есть Cache, Ensemble, HealthShare, DeepSee, у Microsoft – стек продуктов, поддерживающих Connected Health FrameWork, у Oracle – Oracle HTBe, у SAP – SAP for HealthShare. Но все вендоры пришли на рынок медицинских информационных систем после InterSystems.
Маркетинговые материалы у всех очень похожи, а масштабы реально работающих систем – разные. На российском рынке не так много хороших медицинских информационных систем, поэтому о многообразии говорить преждевременно. Существуют примеры успешного внедрения западных решений. Среди них наиболее популярны лабораторные системы, предлагаемые компаниями Roche, iSoft, InterSystems. Покупателю систем для госпиталей тоже есть, из чего выбирать, но в этом направлении более популярны российские продукты. Из западных госпитальных информационных систем, наверное, комплексные внедрения в России есть только у нас с продуктом InterSystems TrakCare (ранее MedTrak).
В целом, я считаю, что перспективы российских разработок для здравоохранения гораздо интереснее, чем западных. Конечно, не всех, а только тех решений, которые проектировались с учетом лучшего зарубежного опыта. Они более технологичны, более удобны в настройке, лучше адаптированы к специфике ЛПУ, дешевле. Например, госпитальная система qMS, разработанная нашим партнером - компанией СП.АРМ с учетом опыта внедрения западного решения MedTrak (которое имеет около 800 внедрений по всему миру). Я считаю, что она на порядок технологичнее, чем то, что есть у многих других разработчиков. Да, она на нашей платформе, что тоже дает определенные преимущества: производительность, нетребовательность к железу, к администрированию, и т.д. Но самое главное то, что эта система спроектирована с учетом опыта, который десятилетиями накапливался по всему миру.
CNews: Какие продукты готова предложить InterSystems российскому потребителю?
Николай Кречетов: Компания InterSystems существует 30 лет и занимается информационными технологиями, а именно системами управления базами данных, средствами интеграции. Недавно мы начали продвигать на рынке и прикладное программное обеспечение для медицины.
InterSystems предлагает пользователям 5 продуктов. Это система управления базами данных Cache - объектная СУБД, которая де факто является СУБД №1 в медицине. Шесть из десяти ведущих разработчиков прикладных решений для медицины используют наши технологии, и большая часть американских госпиталей, в том числе, все госпитали, которые входят в топ-рейтинг, являются пользователями наших технологий и работают на наших продуктах.
Cache – это продукт, который позиционируется как встраиваемая база данных, то есть это технология, с помощью которой разработчик может создать законченное прикладное решение, и дальше тиражировать его своим заказчикам. На Cache сделано достаточно большое количество медицинских информационных систем, в том числе в России.
Наш второй продукт — Ensemble – это интеграционная платформа, с помощью которой госпитали, да и любые другие организации, могут объединять имеющиеся программные продукты в единое целое, централизовать информационные потоки, перестраивать бизнес-процессы. Ensemble на протяжении 3-х лет является интеграционной платформой №1 для медицины, по рейтингу ведущего американского аналитического агентства KLAS, которое работает непосредственно с госпиталями и исследует реальную ситуацию на рынке здравоохранения.
В прошлом году у нас появился дополнительный продукт DeepSee, который позволяет осуществлять бизнес-аналитику в режиме реального времени. Благодаря DeepSee наши клиенты могут производить анализ реальных данных по состоянию на текущий момент, а не создавать параллельно с госпитальной системой специализированное хранилище данных, куда по регламенту для последующей обработки раз в неделю или раз в месяц будут выкачиваться данные.
Четвертый продукт – платформа HealthShare, которая позволяет в рамках сети госпиталей либо региона, либо страны в целом объединить все информационные системы в клиниках и в других организациях, имеющих отношение к медицине, таких как органы управления здравоохранением, страховые компании, аптеки и т.д., в единое медицинское информационное пространство. Этот продукт появился после того, как в Нидерландах, в рамках проекта, реализованного институтом по использованию компьютерных технологий в здравоохранении NICTIZ, был успешно применен Ensemble. HealthShare – это прикладной продукт, основанный на Ensemble, который позволяет объединять медицинские информационные системы. Сейчас HealthShare успешно используется в Швеции, Англии, в некоторых штатах США. В России успешных примеров внедрения HealthShare еще нет, так как объединять на уровне ЛПУ пока нечего.
В 2007 году InterSystems купила австралийскую компанию TrakHealth, которая около 20 лет занималась разработкой и продвижением прикладных систем для медицины. Это госпитальная система TrakCare, включающая лабораторную информационную систему TrakCare LAB. В 2008 году было принято решение о продвижении компанией InterSystems в России только системы TrakCare LAB, чтобы не вступать в прямую конкуренцию с партнерами, разрабатывающими госпитальные решения на основе Cache. Ведь модель бизнеса InterSystems такова, что 80% доходов компания получает от работы с партнерами, которые создают прикладные решения, используя наши технологии, и предлагают их заказчикам. Таким образом, основные усилия InterSystems направлены на повышение качества работы с партнерами. В настоящее время у нас около 10 партнеров, которые создают решения для российского здравоохранения, в их число входят такие компании, как Roche, компания «Медикал Имиджинг», входящая в группу компаний «Медкор», «Програмбанк», СП.АРМ, «ЭкоМ», «ЭкуБ», «Эскейп».
Хотелось бы добавить, что InterSystems – частная компания. Преимущества такого положения стали особенно очевидны сейчас, с наступлением финансового кризиса. Мы не живем от квартала до квартала, и хотя принимаем стратегические решения, исходя из интересов акционеров, эти решения не ориентированы исключительно на получение прибыли в кратчайшие сроки. Компания частная и поэтому она более стабильная, чем многие другие технологические компании, у нее нет ни долгов, ни внешних заимствований. InterSystems всегда развивалась и развивается исключительно за счет собственной прибыли. Компанией реализуется долгосрочная стратегия, направленная на постоянное совершенствование предлагаемых продуктов и поддержку партнеров. Наши усилия, направленные на то, чтобы партнеры достигли определенного успеха на рынке, оправдываются через несколько лет. InterSystems получает доход только в том случае, если партнеры успешно продают свои решения.
Здравоохранение с точки зрения InterSystems - это не просто вертикальный, это стратегический рынок, на котором выросла компания. Мы являемся лидерами этого рынка во всем мире, имеем собственное видение его развития, занимаем устойчивые позиции в многочисленных рейтингах, присутствуем во всех международных рабочих группах по информатизации медицины и ведем достаточно активную маркетинговую политику.
CNews: Проекты автоматизации отдельных медицинских учреждений реализовывались в Российской Федерации и ранее. Ситуация с созданием медицинских информационных систем регионального уровня иная. Существуют ли на настоящий момент успешные проекты в этой сфере?
Николай Кречетов: Единая система персонифицированного учета не создана еще ни в одном регионе. Процесс это не быстрый, для того чтобы реализовать технологию единой электронной медицинской карты в регионе, надо создать команду по реализации проекта, построить компьютерные сети, оснастить оборудованием и программным обеспечением все ЛПУ. Понятно, что чем больше регион, тем сложнее это сделать. Пока эта задача в регионах, например, в Астраханской области, с которой мы сотрудничаем, выполнена лишь частично.
CNews: Можно обозначить какие-то конкретные сроки окончательного завершения этих работ?
Николай Кречетов: Я думаю, все зависит от финансирования. К сожалению, финансируются такие проекты очень небыстро.
CNews: А финансирование осуществляется из регионального бюджета?
Николай Кречетов: Иногда помогает и федеральный центр, но в основном такие проекты финансируются из регионального бюджета.
CNews: Процесс информатизации российской медицины иногда характеризуют как «хаос тактик», обусловленный в первую очередь отсутствием единой государственной политики в данной области. Поскольку в настоящее время акцент по реформированию здравоохранения перенесен на региональный уровень, то не повлечет ли это за собой еще большее усиление «хаоса»?
Николай Кречетов: Существуют ситуации, в которых отсутствие проблемы выбора воспринимается как благо. Но мне кажется, что в условиях нашей страны невозможно всех причесать под одну гребенку. Особенно это касается медицины. Даже в рамках двух различных больниц одна и та же информационная система будет работать немного по-разному, потому что медицина – это во многом творческий процесс. Поэтому проводить в этой сфере единую политику информатизации невозможно.
Конечно, необходимо решать вопросы со стандартами информационного обмена. Но при этом за пользователями в рамках региона должно оставаться право выбора конкретных технологий, программных продуктов при условии, что то, что делается внутри региона, совместимо с тем, что делается за его пределами. Мы не можем и не должны привязывать всю страну к какому-то одному разработчику или группе разработчиков. Должен быть свободный рынок, должна быть жесткая конкуренция - только в этом случае рынок будет развиваться нормально.
Я думаю, внимание государства стоит акцентировать в другом направлении. Например, я уже говорил о модернизации лабораторной службы. Создание аутсорсинговых лабораторий позволит решить проблемы с оборудованием – его не надо будет закупать в огромных количествах. Такой подход более эффективен. Но это уже не вопрос информатизации, а вопрос реформирования системы здравоохранения в целом – надо выбирать точки, где можно существенно повысить эффективность работы. Таких точек великое множество. Для их выявления можно поговорить с любым региональным министром здравоохранения. Руководителей регионального уровня больше интересует конкретный результат – результаты их работы всегда на виду.
CNews: Какое влияние на информационное развитие российской медицины уже оказывает и может оказать в дальнейшем финансовый кризис? Не будут ли сокращены расходы на внедрение ИТ в отрасли?
Николай Кречетов: Для InterSystems этот вопрос очень важен, потому что в целом во всем мире около 60% бизнеса компании связано с медициной. Я считаю, что медицина — это более стабильный рынок по сравнению со всеми остальными, потому что в период кризиса пользуются спросом самые простые вещи. Люди всегда хотят кушать, они всегда болеют. Поэтому во всем мире медицина окажется последней отраслью, где будут серьезно секвестированы бюджеты. Что касается расходов на информационные технологии, то они могут быть уменьшены (всем известен факт, что информатизация финансируется по остаточному принципу, во всяком случае, в России), но опять же, поскольку медицина будет в меньшей степени поддерживать секвестр, то, наверное, и эта сфера меньше пострадает.
Затраты на медицину в России значительно ниже, чем в развитых странах. В марте прошлого года я разговаривал с вице-президентом «Кайзер Перманенте». Это крупнейшая в США частная сеть клиник - сто клиник в разных штатах, более 9 млн пациентов. Бюджет «Кайзер Перманенте» на ИТ составляет 5,5-7,5% от общих затрат, в штате компании несколько тысяч человек. Ежегодно на информационные технологии только в рамках этой сети клиник расходуются сотни миллионов долларов. А в России на строительство ЦОДов для всей страны выделяется 500 миллионов долларов.
В России в условиях кризиса ИТ-бюджеты в здравоохранении, наверное, будут еще более сокращены. Во многом это обусловлено тем, что в стране отсутствует культура сопровождения и технического обслуживания имеющегося оборудования и программного обеспечения. Платить за то, чтобы все бесперебойно работало, многие не считают нужным.
CNews: Какие проблемы информатизации российского здравоохранения являются, на ваш взгляд, наиболее значимыми? Что ваша компания планирует делать в 2009 г.? В течение ближайших трех лет?
Николай Кречетов: Давайте поговорим о прекрасном будущем и о том, как к нему можно прийти. Где хотелось бы изменений в первую очередь? Во-первых, нужен работающий доказательный механизм на основе электронной цифровой подписи. Без него ведение медицинской документации в полном масштабе в электронном виде просто невозможно. Во-вторых, необходимо принять HL7 в качестве стандарта информационного обмена между всеми информационными системами внутри ЛПУ и между ЛПУ. Я считаю, что в области стандартизации не надо ничего изобретать, достаточно адаптировать то, что уже давно используется в мире. Все медицинское оборудование оснащено программным обеспечением, которое поддерживает стандарт HL7, значит и информационные системы должны его поддерживать. В третьих, необходимо изменить модель финансирования проектов по информатизации здравоохранения - финансов катастрофически не хватает, а вкладывать деньги в инфраструктуру путем закупки лицензий на качественное программное обеспечение достаточно дорого. Необходимо привлекать бизнес не как конкурсного исполнителя проектов, а как долгосрочного партнера, заинтересованного полученным результатом.
Считаю, что нашим медицинским руководителям стоит обратить внимание на проекты, которые выполняются в первую очередь не в США, не в Канаде и других западных странах, где традиционно уровень проникновения компьютерных технологий в здравоохранении очень высок. Посмотрим на крупные страны с размером ВВП и с уровнем информатизации в медицине, аналогичном российскому. Интереснейший проект реализуется в Бразилии министерством здравоохранения (Secretaria de Estado de Saude do Distrito Federal) в одном из регионов с населением около 2,5 млн человек. Там уже работает единая система управления здравоохранением, реализованы и электронная история болезни, и электронная цифровая подпись, и однозначная идентификация пациентов и пользователей системы, поддерживаются самые современные технологии. В реальном времени министр здравоохранения региона может даже видеть, какой пациент находится на данной койке в госпитале и какой курс лечения ему назначен. Этот опыт надо перенимать!
Скажу лишь одно - финансирование проекта в Бразилии производится за счет реальной экономии. Экономия государства на медикаментах за счет снижения их потерь или нерационального использования составила более 20%, на лабораторных исследованиях научились экономить в среднем 25% - отказавшись от ненужных повторных исследований. При этом для граждан существенно повысилось качество медицинского обслуживания.
У наших российских партнеров уже сейчас есть решения, которые близки по функциональной насыщенности к бразильскому примеру. Можно использовать и непосредственно бразильский опыт, например в части лабораторных исследований. Причем делать такие проекты нужно за счет реальной экономии бюджетных средств — пусть компании-производители программного обеспечения получают деньги за аренду программного обеспечения, как это сделано в Бразилии, а не в виде капитальных вложений. Это дешевле и быстрее окупается.
Что касается планов нашей компании, то мы собираемся продолжать работать в тех регионах, в которых уже работаем, и постараться довести проекты в них до успешного результата. В настоящее время наши партнеры работают в Астраханской области, Ямало-Ненецком АО и ряде других территорий в России и других странах СНГ. Надеюсь, в 2009 году у нас появятся новые интересные проекты. Например, мы планируем начать серьезную работу в здравоохранении Казахстана. Ну и естественно, мы будем продвигать прикладные решения, в частности TrakCare LAB для лабораторий. Задач, я думаю, достаточно. Это бы сделать.
CNews: Спасибо.