|
|
На вопросы CNews отвечал Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса Motorola Enterprise Mobility Business.
CNews: С началом реализации приоритетного национального проекта произошло усиление внимания медицинских учреждений к вопросам внедрения современных ИТ-решений. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что в настоящее время на этом рынке сформировался устойчивый спрос медицинские информационные системы?
Андрей Хаустов: И да, и нет. Основной спрос наблюдается в области автоматизации процессов, связанных с обслуживанием денежных потоков от центра до медицинского учреждения. Тем самым повышается прозрачность государственного финансирования медицины. Что касается повышения качества обслуживания больных за счет использования современных информационных технологий, то, к сожалению, можно лишь говорить о начале такого интереса в России.
CNews: Какие факторы, по вашему мнению, сдерживают процесс внедрения ИТ в российской медицине? Каковы возможные пути их устранения?
Андрей Хаустов: Такие процессы сдерживает понимание проблем российской медицины в отсутствии объективной информации о качестве услуг, оказываемых в медицинских учреждениях российским гражданам. Именно поэтому выделяются ИТ-бюджеты, в первую очередь, на обслуживание финансовых потоков в российской медицине, а не на совершенствование процесса лечения. Хотя важны оба этих аспекта.
CNews: Анализ существующей статистики в области здравоохранения показывает, что основной проблемой российских ЛПУ является крайняя неэффективность их деятельности. Как современные технологии, на ваш взгляд, могут помочь решению этой задачи?
Андрей Хаустов: В отсутствии официальной статистки о медицинских ошибках, количестве смертей, вызванных такими ошибками и о том, во что обходится государству исправление медицинских ошибок, в правительстве и в обществе складывается вполне радужная картина о состоянии дел в российской медицине. В то же время государственная статистика США указывает на 48-98 тысяч смертных случаев, вызванных ошибками медицинского персонала, которые можно было бы предотвратить. Та же статистика говорит, что средняя больница в США тратит $5,6M в год на устранение медицинских ошибок. Если предположить, что у нас в стране ситуация с ошибками медперсонала не лучше, чем в США, то значит, что количество таких смертных случаев превышает цифры ежегодной смертности на российских дорогах.
Обычно для повышения эффективности работы ЛПУ используются следующие приложения: внедрение единой базы данных электронных медицинских карт, ведение электронной историй болезни пациентов, идентификация пациентов и персонала, учет материальных запасов и медикаментов больницы, онлайновый доступ к данным истории болезни, результатам лабораторных анализов и т.п. в любой точке ЛПУ, в том числе у больничной койки больного.Причем, технологии, необходимые для этого, уже давно известны и используются в России: это и штриховые коды (как линейные, так и двухмерные), и радиочастотные (RFID) метки, и смарт-карты, и мобильные компьютеры, и беспроводные сети.
CNews: Уровень информатизации российских лечебных учреждений до настоящего времени остается низким. По данным АРМИТ, в Москве около 50-55% составляют системы для бухгалтерии, кадров, сбора и обработки статистики, 22-24% решают задачи ОМС, доля же собственно медицинских систем не превышает 16-17%. Судя по всему, на периферии ситуация еще хуже. Насколько своевременным в такой ситуации, на ваш взгляд, является предложение российским медицинским учреждениям мобильных технологий?
Андрей Хаустов: В сложившейся ситуации наибольший эффект может дать использование мобильных технологий в трех классах медицинских приложений. Во-первых, в полевой медицине, т.е. в скорой помощи и в медицине катастроф, причем в России здесь уже есть крупные проекты. Во-вторых, в телемедицине, где помимо передачи видео- и аудио- данных, на что делается акцент в настоящее время, не менее важным является доступ к медицинским базам данных и системам помощи в диагностике и назначения лечения. В-третьих, контроль процесса применения лекарственных препаратов в ЛПУ позволяет верифицировать пациента, которому вводится лекарственный препарат; сам лекарственный препарат; правильную его дозировку и правильный способ применения, а также время приема лекарственного препарата.
Не менее важным является и тот факт, что проекты, связанные с внедрением мобильных технологий не требуют больших бюджетов, внедряются в короткие сроки и имеют короткие сроки возврата инвестиций (как правило, несколько месяцев).
CNews: Что вы можете сказать о сильных/слабых сторонах мобильных решений по сравнению с традиционными технологиями построения медицинских информационных систем? Насколько мобильные решения конкурентоспособны, в первую очередь по показателю цена-качество?
Андрей Хаустов: Сегодня мобильные решения является традиционной технологией, призванной обеспечить работника доступом к корпоративной информационной системе в точке его активности и устранить необходимость заполнение многочисленных бумажных форм, находящихся в обороте ЛПУ, и последующего переноса информации с бумажных носителей в электронные базы данных. Практика показывает, что средний медицинский работник, использующий мобильные решения, высвобождает от рутины до 1 часа в день. Плюс кардинальное снижение медицинских ошибок.
CNews: Какие решения готова предложить Motorola российским учреждениям здравоохранения? Расскажите об опыте внедрения таких решений за рубежом. Проводилась ли оценка эффективности такого внедрения?
Андрей Хаустов: У нас есть большое количество проектов, реализованных в разных странах на разных континентах. Мы готовы поделиться этим опытом с российскими учреждениями здравоохранения и помочь им сделать примерные расчеты возврата инвестиций в проекты, связанные с мобильными технологиями.
CNews: Существуют ли примеры успешного внедрения ваших решений в России? Расскажите о них подробнее. В последние годы в России большое внимание уделяется проблеме защиты данных. Способны ли мобильные решения обеспечить такой же уровень безопасности, как проводная сеть?
Андрей Хаустов: В отличие от конкурентов, Motorola в своем предложении корпоративному рынку делает ставку на построении беспроводных сетей не на основе точек доступа, а на основе беспроводных коммутаторов. Именно на беспроводных коммутаторах строятся современные беспроводные сети – беспроводные сети второго поколения.
Практика некоторых финансовых организаций в Европе показала, что использование архитектуры беспроводных сетей, которую предлагает Motorola, более надежна и лучше защищена от внешних атак, чем проводные сети. Именно это позволило компании Motorola занять около 80% мирового рынка беспроводных сетей, построенных на базе беспроводных коммутаторов.
CNews: Спасибо.