|
|
Увеличение финансирования российского здравоохранения требует ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств и за распределением гарантируемых государством бесплатных медицинских услуг. О том, какие технологии применяются в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в интервью CNews рассказал Сергей Бондарев, временно исполняющий обязанности начальника отдела координации деятельности территориальных управлений и национальных приоритетных проектов, к.м.н.
CNews: Как вы оцениваете изменения, произошедшие в области внедрения ИКТ в российском здравоохранении за последние 2-3 года? В чём они выразились, и какие вы могли бы назвать наиболее важными?
Сергей Бондарев: За последние 2-3 года произошли существенные изменения в области внедрения информационно-компьютерных технологий в российском здравоохранении. Об этом свидетельствует постоянное внедрение информационных систем в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактических учреждениях, аптечных учреждениях, а также постепенное создание каналов связи между этими структурами. Наиболее важными сдвигами является создание в ряде лечебно-профилактических учреждений электронных историй болезни и постепенное формирование в отрасли здравоохранения инфраструктуры для обмена информацией в электронном виде.
CNews: Насколько широко используются информационные технологии в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ?
Сергей Бондарев: Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития последовательно проводятся мероприятия по внедрению в его деятельность современных информационных технологий: в течение нескольких лет создается Единая информационная система Росздравнадзора. В рамках этого мероприятия проводится разработка необходимых документов, определяющих требования к информационной системе Росздравнадзора как составляющей части Единой информационной системы Минздравсоцразвития России.
Основной проблемой совместимости информационных систем является отсутствие стандартов представления и обмена ключевой информацией, содержащейся в этих системах. В прошедшем году Минздравсоцразвития провел большую работу, направленную на создание таких стандартов. С вступлением их в силу проблемы совместимости систем при обмене данными постепенно снимутся.
В Росздравнадзоре ежегодно формируется и утверждается план развития автоматизированной информационной системы. Также в настоящее время сформирована Концепция развития до 2010 года. Основными задачами на краткосрочную перспективу являются создание единой системы, обеспечивающей контроль и мониторинг лекарственных средств на всем их жизненном цикле, и консолидированной системы проверок по всем видам контрольно-надзорной деятельности службы.
CNews: В 2006 году Росздравнадзор приступил к созданию Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников. Завершены ли работы по его выверке? Какие из результатов создания такого регистра являются, на ваш взгляд, наиболее существенными?
Сергей Бондарев: Росздравнадзор в течение 2,5 лет осуществлял ведение, актуализацию и выверку сведений Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников – врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей). С 2009 года ведение регистра медицинских работников возложено на субъекты Российской Федерации (в соответствии с п.п. б п. 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №1087).
На протяжении 2008 года Росздравнадзором осуществлялся контроль качества внесения записей в Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников на достоверность, актуальность, полноту сведений с выездом в организации, он составил в среднем по России 39,7%.
Основными целевыми показателями эффективности деятельности Росздравнадзора и его Управлений по субъектам Российской Федерации при ведении Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников являются целевое и эффективное расходование средств федерального бюджета; обеспечение проведения реструктуризации сети врачебных участков с приведением численности прикрепленного населения на участке к установленным нормативам; предоставление Минздравсоцразвития России информации для планирования мероприятий в части профессиональной подготовки медработников; обеспечение строгого исполнения требований нормативно-правовых документов в отношении своевременности и качества последипломного образования и т.п.
CNews: В 2006 году Росздравнадзор говорил о том, что около 50 тысяч врачей первичного звена нуждаются в повышении квалификации. Какова ситуация на сегодняшний момент? Каким образом Росздравнадзор контролирует этот процесс?
Сергей Бондарев: По состоянию на 01.01.2009, более 12% из числа внесенных в регистр медицинских работников (9924 человек) не повышали свою квалификацию в течение последних 5 лет, из них более 4% это врачи (3125 человек), более 8% - медицинские сестры (6799 человек). Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что по сравнению с 2007 годом, в 2008 году наметилась тенденция к снижению числа медицинских работников участковой службы, нуждающихся в повышении квалификации.
CNews: Разработаны ли требования к оснащению ЛПУ оборудованием? Насколько изменился уровень оснащения медицинских учреждений современной техникой с момента начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»? Как вы оцениваете качество поставляемого оборудования?
Сергей Бондарев: Определение наименования оборудования, необходимого для поставки в лечебно-профилактические учреждения страны, в 2006-2008 годах осуществлялось Минздравсоцразвития России, централизованные закупки проводились Росздравом. При этом необходимо отметить значительное увеличение уровня оснащения оборудованием первичного амбулаторно-поликлинического звена.
CNews: Какие изменения произошли в сфере создания регистра пациентов, ожидающих высокотехнологичную помощь? Удалось ли Росздравнадзору наладить контроль в этой области? На сколько, по вашему мнению, может сократиться время ожидания пациентом такой помощи?
Сергей Бондарев: Программа по ведению регистра пациентов, ожидающих оказания высокотехнологической помощи до настоящего времени не внедрена - отсутствует нормативно-правовой акт и финансирование.
CNews: Спасибо.