|
|
В настоящее время государство не имеет ни информации о потребности в реабилитационных мероприятиях для инвалидов, ни системы оценки эффективности реабилитации. При этом на отечественном ИТ-рынке не один год существуют готовые решения, прошедшие апробацию в регионах и на деле доказавшие свою эффективность в этом секторе.
Проводить единую государственную политику преобразований в социальной сфере, отслеживать и оценивать последствия реализации законов на каждом уровне государственной власти можно только на основе всестороннего анализа информации об инвалидах, их потребностях и возможностях государства по обеспечению этих потребностей. Учреждением, поставляющим эту информацию, является ФГУ Медико-социальной экспертизы (МСЭ). Именно поэтому автоматизация деятельности бюро МСЭ должна явиться одной из первоочередных задач при становлении новой системы ответственности федеральных органов власти.
После разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации становится актуальными не просто выделение финансирования на реабилитационные мероприятия из бюджетов разного уровня, а предоставление их в соответствии с реальными потребностями инвалидов в тех или иных видах реабилитации, а также оценка эффективности расходования этих средств.
В соответствии с законом, учреждением, определяющим получателей этих средств, является бюро медико-социальной экспертизы. Именно это учреждение определяет группу инвалидности, оценивает потребность в мерах социальной поддержки и разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР). В условиях постоянно меняющегося законодательства и постоянного роста нагрузки на специалистов, работающих в бюро МСЭ, снижается качество экспертизы, падает престижность учреждения, уходят опытные кадры. На настоящий момент более чем в 70% бюро МСЭ нет специалистов по реабилитации. Если учесть, что ИПР разрабатывается более чем для 90% инвалидов, то не удивительно, что эта программа часто выглядит как отписка.
Из-за отсутствия информационных связей между разработчиками и исполнителями ИПР инвалиды для получения каждого технического средства реабилитации (TCP) должны обращаться в несколько инстанций, что при получении простых средств реабилитации, а это основная масса реабилитационных изделий, приводит к удорожанию этих изделий в несколько раз. Это происходит потому, что каждая инстанция тратит бюджетные деньги на работу с посетителем и обработку запроса, несмотря на то, что все необходимые назначения уже сделаны в бюро МСЭ. Суммарная же картина расходов на реабилитацию по субъекту Федерации и, тем более по Российской Федерации в целом, неизвестна никому.
Единственный способ получить первичную достоверную информацию о работах в сфере реабилитации инвалидов - автоматизировать службу МСЭ, создав единую федеральную информационную систему. Эта система позволит персонифицировано учитывать всех прошедших освидетельствование, анализировать структуру инвалидности, регистрировать назначенные в ИПР мероприятия, причем последнее позволяет оценивать потребность в реабилитации и, как следствие, в финансировании по направлениям реабилитации, а также контролировать эффективность проведения мероприятий, определенных ИПР. Как это ни парадоксально, в настоящее время государство, затрачивая десятки миллиардов, а по некоторым оценкам - более сотни миллиардов рублей, на реабилитационные мероприятия не имеет ни информации о потребности в этих мероприятиях, ни системы оценки эффективности реабилитации.
Поэтому при детализации и конкретизации мероприятий социальной защиты населения и инвалидов в частности все больший вес приобретает планирование, контроль исполнения и оценка качества реабилитационных услуг. Без мощной автоматизированной информационной системы, созданной на основе новейших технологий и способной обеспечить все заинтересованные управленческие структуры полной, достоверной и актуальной информацией о потребностях в реабилитации и о возможностях удовлетворения этих потребностей, эффективное расходование государственных средств невозможно. Однако такая система до настоящего времени не внедрена в практику в Российской Федерации.
В 2000 году в ФГУ "СПб НЦЭПР им. Альбрехта" была разработана концепция информационно-справочной и аналитической системы по вопросам инвалидности и инвалидов, в рамках которой были определены три основные направления работ по информатизации. Первое - автоматизация бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) для учета всех признанных инвалидами и назначенных им реабилитационных мероприятий (создание Федерального регистра инвалидов). Второе — создание единого информационного пространства в сфере реабилитации, которое позволит повысить качество, снизить стоимость и отрегулировать ресурсы отрасли в соответствии с потребностями населения. Третье — описание и приведение в порядок среды жизнедеятельности в соответствии с потребностями и возможностями инвалидов.
По первому направлению, в рамках ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" был разработан Федеральный регистр инвалидов - федеральная государственная система сбора, хранения, актуализации, верификации и анализа данных об инвалидах; банк данных об инвалидах РФ, основной частью которого являлась федеральная автоматизированная информационная система для бюро МСЭ всех уровней. В соответствии с мероприятиями программы были проведены государственные испытания информационной системы "ФРИ АС" в виде пилотного проекта в трех субъектах Федерации. Опыт был признан успешным и рекомендован к распространению в субъектах Российской Федерации. Более 10 регионов начали внедрение этой системы, одной из целей которой была формирование Федерального регистра инвалидов.
Система спроектирована, начиная с уровня филиала Главного бюро МСЭ и завершая федеральным уровнем, и реализована на базе специализированного прикладного программного продукта для ФГУ МСЭ "ФРИ АС" компанией "СП.АРМ" на СУБД Cache от InterSystems. На автоматизированных рабочих местах специалистов филиалов Главного бюро МСЭ данные на всех этапах освидетельствования заносятся в единую базу данных филиала Главного бюро МСЭ. Данные объединяются на уровне субъекта федерации в Главном бюро МСЭ. На этом уровне в хранилище данных добавляется информация об освидетельствованных в Главном бюро МСЭ. Затем информация собирается в едином центре, и определенная ее часть передается в Федеральное бюро МСЭ, Федеральное медико-биологическое агентство, Минздравсоцразвития РФ и Федеральные научно-практические центры.
"ФРИ АС" в своем составе содержит автоматизированные рабочие места всех специалистов, занятых уставной деятельностью ФГУ МСЭ (врачи-эксперты по специализациям, специалисты по реабилитации, психологи и т.д.), а также автоматизированные рабочие места специалистов управленческого уровня, поддерживающие, в том числе, и аналитические функции системы. Поддерживается весь документооборот МСЭ, включая печать справок строгой отчетности и обмен данными с внешними системами, встроенные экспертные системы позволяют контролировать правильность заполнения документов, их оформление, соответствие законодательству, осуществлять проверку работы бюро и т.д..
Такой подход позволяет перевести работу ФГУ МСЭ на качественно новый уровень и получить значительный экономический эффект уже на первом шаге внедрения системы – автоматизации бюро МСЭ в субъекте РФ. К концу 2003 года программное обеспечение было внедрено в 9 субъектах Российской Федерации. В настоящее время, на "ФРИ АС" в 14 субъектах Российской Федерации работает более 900 автоматизированных рабочих мест (АРМ) в 166 филиалах. Бюро МСЭ этих субъектов Российской Федерации за год обслуживают более 3,7 млн инвалидов. В этих бюро МСЭ больше нет очередей на освидетельствование. В 2008 году она начала эксплуатироваться в Федеральном бюро МСЭ профпатологического профиля. Разработан и распространен по всем субъектам Федерации однопользовательский вариант программного продукта для формирования в неавтоматизированных бюро МСЭ обобщенной отчетности государственной службы МСЭ.
"ФРИ АС" поддерживает работу всех специалистов, работающих в бюро МСЭ, в нее входят такие подсистемы как мониторинг деятельности бюро МСЭ, интернет-консультирование, поддержка разработки и контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профзаболеваний (ПРП) в субъекте РФ, работа с порталом государственных услуг.
Заложенная в "ФРИ АС" идеология позволила осуществить дальнейшее развитие информационно-справочной и аналитической системы учета и реабилитации инвалидов. Компанией "СП.АРМ" на базе "ФРИ АС" была реализована система интернет-консультирования по сложным вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов. Она внедрена в педиатрических составах главного бюро МСЭ нескольких субъектов Российской Федерации, в СПб НЦЭР им. Альбрехта ФМБА России и в Федеральном бюро МСЭ. За три года эксплуатации было проведено более 600 консультаций специалистов по самым сложным случаям освидетельствования и реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В некоторых субъектах Федерации, например в Тюмени, удалось наладить обмен данными с Департаментом по социальной защите, что позволило сбалансировать финансирование реабилитации, организовать ее в соответствии с потребностями инвалидов. В рамках ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы", на базе "ФРИ АС" в Красноярском крае в 2009 г апробировано взаимодействие с Пенсионным фондом РФ, с социальной защитой населения, с ФСС РФ. Ведутся работы по подготовке к обмену данными с протезно-ортопедическими предприятиями, с ЛПУ, военкоматами и другими учреждениями.
В рамках второго направления работы по разработке информационно-справочной и аналитической системы по вопросам инвалидности и инвалидов в Санкт-Петербурге был реализован пилотный проект – подготовка к созданию единого информационного пространства в сфере реабилитации. Были разработаны специальные справочники и классификаторы, позволяющие описывать реабилитационные ресурсы и приводить их в соответствие с потребностями инвалидов. Результаты этой работы показали, что реально в Санкт-Петербурге реабилитационные ресурсы развиты значительно лучше, чем представляют себе специалисты. Только высших учебных заведений, обучающих инвалидов, в городе оказалось больше, чем их числится в официальных справочниках всей страны.
Третье направление работы - описание среды жизнедеятельности в соответствии с потребностями и возможностями инвалидов. Составление и публикация в открытом доступе, например в интернете, такой информации позволит с минимальными для государства затратами изменить эту среду не только для инвалидов, но и всех остальных граждан. В частности, использование такой информации при лицензировании позволит потребовать от собственников приведения помещений в соответствие с разработанными нормами и правилами.
С 2001 года в службе медико-социальной экспертизы Москвы началась разработка и внедрение информационной системы "Орион" ГИВЦ Москвы, предназначенной для автоматизации деятельности бюро МСЭ. За 3 года была автоматизирована деятельность почти всех первичных бюро МСЭ (филиалов Главного бюро МСЭ) города Москвы и нескольких филиалов Главного бюро МСЭ по Московской области. На сегодняшний день в столице система "Орион" является одним из основных элементов общегородской комплексной автоматизированной системы учета инвалидности и контроля исполнения реабилитационных мероприятий на основе Общегородского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности. Она интегрирована с информационными системами учета и контроля обеспечения населения техническими средствами реабилитации, а также учета оказания протезно-ортопедической помощи. Организован информационный обмен с другими ведомствами – исполнителями реабилитационных мероприятий в рамках информационной системы социальной защиты Москвы.
В 2007 году был реализован проект автоматизации 15-ти региональных служб МСЭ, в ходе которого региональным Главным бюро МСЭ было передано более 320 инсталляционных комплектов для установки системы "Орион". В ряде регионов, имеющих необходимое количество компьютеров, осуществлена 100% автоматизация всех филиалов. Среди таких регионов Калужская, Рязанская, Псковская области, республики Северная Осетия-Алания, Башкортостан и др.
Информационная система "Орион" предназначена для автоматизации деятельности первичных, специализированных и главных бюро медико-социальной экспертизы. Она обеспечивает работу нескольких составов комиссий бюро и автоматизацию деятельности всего персонала: начальника бюро, врачей-экспертов, специалиста по реабилитации, социальной работе, психолога, а также медсестры и регистратора. Система позволяет автоматизировать регистрацию граждан, обратившихся за консультацией или освидетельствованием в бюро МСЭ и ведение очереди на прохождение экспертизы для различных комиссий бюро; ввод информации об освидетельствованных лицах: заключения специалистов, диагнозы, рекомендации врачей и т.п., а также принятое комиссией решение; подготовку и печать актов освидетельствования, справок об инвалидности, протоколов заседаний состава комиссии, других документов; формирование индивидуальных программ реабилитации (ИПР) инвалидов; подготовку регламентированной статистической отчетности о деятельности бюро МСЭ, формирование произвольных отчетов по заданным критериям с любыми показателями за требуемый период времени; контроль ведения организационно-методической работы в бюро МСЭ.
Стандартный программно-технический комплекс "Орион" состоит из нескольких рабочих станций, сервера, лазерных принтеров и сетевого оборудования. Все рабочие места являются равноправными, включая сервер, и позволяют работать на каждом из них специалисту любого профиля. Все компьютеры объединяются в локальную вычислительную сеть, которая имеет выход на внешний канал связи для реализации взаимодействия с другими уровнями службы МСЭ и дистанционного сопровождения системы.
Система может быть настроена на решаемые задачи в зависимости от того, на каком уровне иерархии в комплексной автоматизированной системе МСЭ и реабилитации инвалидов региона она используется – в первичных бюро МСЭ, Главном бюро МСЭ региона или на уровне регионального органа управления для ведения регионального регистра инвалидов. При этом регистр инвалидов может быть реализован как автономный программно-аппаратный комплекс либо как база данных Главного бюро МСЭ, которая аккумулирует всю региональную информацию об освидетельствуемых, обеспечивая выполнение функций регионального регистра инвалидов. Обмен данными об освидетельствованных лицах между уровнями системы может осуществляться как по выделенным или коммутируемым каналам связи, так и с помощью съемных носителей информации.
Система "Орион" является однородной и обеспечивает экономическую эффективность за счет использования на всех уровнях автоматизации одинаковых модулей, реализованных на одной и той же платформе, функционирующих в унифицированной среде и лишь настраиваемых на определенные задачи. При этом и в самой базовой системе заложены возможности ее наращивания и развития. Это позволяет перейти от этапа создания и ведения регионального регистра инвалидов к регистру социальной защиты населения региона, ядром которого может быть "Орион".
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существуют решения, способные автоматизировать процесс учета и реабилитации инвалидов. Как "Орион", так и "ФРИ АС" успешно решают задачи регистрации и освидетельствования инвалидов в бюро МСЭ. Кроме того, единая автоматизированная информационно-справочная и аналитическая система по проблемам инвалидности и инвалидов, включающая в себя "ФРИ АС", позволяет объединять данные бюро МСЭ на уровне субъекта Федерации и Федерации в целом, осуществлять взаимодействие с порталом государственных услуг, формировать описания реабилитационных ресурсов субъектов РФ и разрабатывать на этой основе индивидуальные программы реабилитации и взаимодействия с исполнителями ИПР в субъектах РФ. Однако отсутствие целевых показателей, планов и финансирования существенно сдерживают внедрение разработанных элементов этой огромной информационной системы, которая позволит сбалансировать потребности инвалидов и имеющиеся реабилитационные ресурсы, максимально эффективно использовать бюджет и контролировать его исполнение при оказании социальной поддержки инвалидов.
На вопросы CNews ответил Александр Мартынов, генеральный директор СП.АРМ.
CNews: Насколько в настоящее время автоматизирован процесс разработки программы реабилитации инвалидов и учет льгот и средств, выделяемых на их социальное обеспечение?
Александр Мартынов: Наша компания была первой, кто с применением информационных технологий на промышленном уровне приступил к реализации комплексного федерального проекта автоматизации службы медико-социальной экспертизы (МСЭ). Эта работа была начата нами в 1997 г. совместно с Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта (СПбНЦЭПР им. Г.А. Альбрехта). Была разработана концепция федеральной системы, и уже в 1999-2000 гг. в Ленинградской области началось ее пилотное внедрение. На федеральный уровень мы вышли в 2003 г. после внедрения системы в Главном бюро МСЭ Орловской области. Существовавшим в то время Министерством труда и социальной защиты населения внедрение было признано весьма успешным.