|
|
В 2009 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ было проведено 64 тендера в области ИКТ на общую сумму 692,3 млн руб. Из них 13% было израсходовано на автоматизацию практического здравоохранения, 38,2% - на внутренние задачи министерства и 48,8% - на решение статистических задач.
В 2009 г., по информации, размещенной на портале государственных закупок, Министерством здравоохранения и социального развития РФ освоено 52,8 млрд бюджетных средств. Из них на внедрение и развитие информационных технологий потрачено 692,3 млн руб., т.е. 1,31%. При этом собственно на решение задачи автоматизации практического здравоохранения израсходовано около 90 млн руб*, т.е. 13% от всего ИТ-бюджета, на решение статистических задач и создание регистров – около 338 млн руб** или 48,8%, а на удовлетворение внутренних нужд Минздравсоцразвития – около 264,3 млн руб. (38,2%).
Распределение ИТ-расходов по группам задач, 2009
Источник: CNews Analytics, 2010
Около 70% всех средств, потраченных на ИКТ, направлено на разработку и сопровождение ПО, 14,6% - на закупку оборудования, 6,9% - на НИОКР. Среди крупнейших проектов 2009 г. - заключенный с компанией "Союзинформ" контракт "Создание опытного образца автоматизированной системы оперативного формирования отчетности и генерации новых отчетных форм по направлениям ПНП "Здоровье" на основе первичной информации, собираемой в различных форматах с обеспечением юридической значимости данных с применением ЭЦП" на сумму 80 млн руб., тендер на сумму 48,7 млн руб. "Создание опытного образца информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития РФ", который выиграла компания "Медика" и договор на поставку сетевого оборудования и ПО на 46 млн руб. с тем же "Союзинформом".
Распределение ИТ-расходов по направлениям, 2009
Источник: CNews Analytics, 2010
Крупнейшие поставщики Министерства здравоохранения и социального развития РФ в области ИТ – компании "Союзинформ" (2 контракта на общую сумму 126 млн руб.), "Прогноз" (4 контракта на общую сумму 85 млн руб.) и "Медика" (1 контракт на сумму 48,7 млн руб.).
"Сегодня в России реализована достаточно эффективная процедура проведения тендеров, - считает Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии. - В 2009 году Минздравсоцразвития начаты некоторые интересные проекты, выполняемые в весьма сжатые сроки. Полезность и нужность этих мероприятий я оценить не готов, так как пока не видел их результатов, представленных для ознакомления профессиональному сообществу".
"Главное – чтобы работа была доделана, и по ее результатам были следующие работы. Все это будет не только стимулировать слабый российский рынок ИТ в медицине, но и развивать отрасль здравоохранения в целом", - продолжает Роман Сабиров, руководитель отдела по работе с учреждениями здравоохранения и федеральными органами власти Microsoft, Россия.
"Проводить большинство из этих конкурсов, не имея концепции информатизации - это нонсенс, - комментирует Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). - Мало того, что результат таких действий практически нулевой, они порождают дополнительные проблемы, т.к. со ссылкой на них, тормозятся действительно нужные работы. Пример - типовые системы, о которых уже много говорилось и писалось".
"Все по-прежнему с размахом и "в особо крупных размерах", особенно в сравнении с бюджетами большинства субъектов РФ на внедрение ИКТ в учреждения здравоохранения и ОМС, - рассказал в интервью CNews Андрей Столбов, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН, доктор технических наук, профессор кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. - При этом ряд проектов в 2009 году вызвал некоторое непонимание и недоумение у части профессионального сообщества, не только из-за объявленных сроков и стоимости работ, но и самой целесообразности их реализации в нынешних условиях. И здесь, надо сказать, министерство весьма пренебрежительно отнеслось к общественному мнению. Например, оно так и не ответило на открытое письмо АРМИТ относительно конкурса по разработке типового программного комплекса для ДЛО, а это, вообще-то, нарушение закона".
* При подсчете показателя учитывались тендеры №№5,6,32,39,44
** При подсчете показателя учитывались тендеры №№1-4,8,9,12,17,24,33,34,43,45,47,55
На вопросы CNews ответил Андрей Столбов, заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН , д.т.н., профессор кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
CNews: Можно ли говорить об интенсификации процесса информатизации российского здравоохранения в 2009 году?
Андрей Столбов: На самом деле, о необходимости создания автоматизированной системы персонифицированного учета медицинской помощи, перехода к ведению медицинских документов в электронном виде и внедрению социальной смарт-карты руководство страны заявляло уже не раз. Достаточно вспомнить принятые правительством еще в 2006 году концепцию и типовую программу региональной информатизации, а также поручения президента, которые были даны 1 августа 2008 года, где об этом явно сказано. Мы с вами уже говорили об этом и в прошлом, и в позапрошлом году. Действительно, во исполнение принятых за последнее время программных документов по развитию информационного общества и созданию электронного правительства в стране, органы власти всех уровней стали более активно заниматься вопросами информатизации, в том числе, здравоохранения и социальной сферы.