|
|
Несмотря на мировой экономический кризис, в 2009 и 2010 году социальные расходы в нашей стране не были сокращены, продолжилось финансирование приоритетного национального проекта "Здоровье". Однако оборудование, поставляемое в лечебные учреждения, частенько простаивает, а на информатизацию непосредственно медицины тратится около 13% средств, выделяемых Минздравсоцразвития на ИТ.
Расходы на здравоохранение в Российской Федерации все еще значительно отстают от аналогичных затрат в цивилизованных странах. Согласно данным Росстата, по итогам 2008 г. они составили 3,7% от ВВП, что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (3,9%). Для примера, во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.
Тем не менее государственное финансирование здравоохранения РФ в последние годы постоянно увеличивается. Если в 2005 году на здравоохранение, физкультуру и спорт было выделено 797,1 млрд руб., то в 2007 г. - уже 1381,5 млрд руб., а в 2008 г. – 1546,3 млрд руб. Это составило, соответственно, 11,7%, 12,1% и 11,1% от общего объема расходов государственного бюджета или 3,7%, 4,2% и 3,7% от ВВП.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по статье "Здравоохранение, физическая культура и спорт" составили 1368,4 млрд руб.
В декабре 2008 г. на заседании cовета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике была представлена программа реализации ПНП "Здоровье" на 2009-2012 годы. Приоритетный национальный проект "Здоровье" стартовал в 2006 году. По итогам 2006-2007 гг. его финансирование составило 182,2 млрд рублей (в том числе в 2006 году – 79 млрд рублей, в 2007 году – 103,2 млрд рублей), а в 2008 г. - 132 млрд рублей. На реализацию проекта в 2009 г. и на период 2010-2011 годов в федеральном бюджете запланировано 420,9 млрд рублей (в 2009 году – 149,1 млрд рублей, в 2010 году – 136,6 млрд рублей, в 2011 году – 135,1 млрд рублей). В 2012 г. на проект предполагается направить 194,8 млрд руб.
Расходы на здравоохранение по странам мира, % от ВВП, 2009
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
На видеоконференции по итогам реализации приоритетных национальных проектов в 1 полугодии 2009 г. министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова заявила, что все направления нацпроекта "Здоровье" будут продолжены в 2010 году, а все пособия и соцвыплаты сохранены и проиндексированы. А в январе 2010 г., выступая на президиуме правительства, она сообщила, что расходы на ПНП "Здоровье" в бюджете 2010 года составят 144,4 млрд руб. В том числе на высокотехнологичную медпомощь будет направлено 36,2 млрд руб, что на 8,5% больше, чем в 2009 году.
Консолидированный бюджет РФ на здравоохранение, физкультуру и спорт, 2009
Источник: CNews Analytics по данным Росстата, 2009
21 декабря 2009 г. Росздравнадзор обнародовал результаты проверки использования диагностического оборудования, поставленного по нацпроекту "Здоровье" в более чем 1550 лечебно-профилактических учреждений. В результате проверки выяснилось, что в 150 случаях оборудование использовалось для осуществления медицинской деятельности без лицензии на виды работ и услуг, соответствующих этому оборудованию. В 340 случаях оборудование использовалось в стационарах, хотя поставлялось для проведения амбулаторной помощи. Постгарантийное техническое обслуживание медицинского оборудования не смогли организовать в 94 ЛПУ, а в 660 медучреждений поставленное оборудование вообще не используется.
Всего зафиксировано 1197 случаев простоя медицинской техники. В частности, применения не нашлось для 221 аппарата ЭКГ, 157 аппаратов УЗИ, 431 аппарата лабораторного оборудования, 91 рентгеновского аппарата и 297 эндоскопических аппаратов. Причинами простоя оборудования являлись отсутствие подготовленных специалистов (443 случая), расходных материалов (156 случаев) и неисправность оборудования более 3 месяцев (296 случаев). Тем не менее, по словам руководителя ведомства Николая Юргеля, "простоев дорогостоящего оборудования все-таки становится меньше по сравнению с прошлыми годами".
22 января 2010 года Росздравнадзором были подведены итоги проверки использования оборудования, предназначенного для развития службы крови. По данным ведомства в 2008 г. такое оборудование поступило в 21 лечебно-профилактическое учреждение. Общее количество техники по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов составило 988 единиц, количество компьютерного и сетевого оборудования - 1060 единиц. В 2009 г. еще 31 медицинское учреждение субъектов РФ получило 1251 единицу оборудования для донорской крови и 1210 единиц компьютерного оборудования.
Однако Роздравнадзор отмечает, что часть оборудования, поставленного в ЛПУ, простаивает. Так, по поставкам 2008 года общая стоимость такого оборудования составила 188,795 млн руб. Основные причины простоя - техническая неисправность (74,8%), отсутствие расходных материалов и реагентов (18,4%), заводской брак (5,2%), отсутствие потребности в оборудовании (2,6%). Из поставленного в 2009 г. простаивает оборудование на сумму 134,771 млн руб. Но если в 2008 г. причиной простоя в большинстве случаев являлась техническая неисправность, то в 2009 г. – отсутствие расходных материалов.
"Я не знаю, по какому принципу осуществлялись поставки высокотехнологичного оборудования в медицинские учреждения - на основании заявок регионов, путем распределения в соответствии с численностью населения или медицинских организаций либо по каким-то другим критериям, - говорит Михаил Эльянов, председатель Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). - Думаю, что в условиях отсутствия компьютерного мониторинга реальных потребностей и реальных возможностей, руководство просто не знает о потребностях своего региона и руководствуется принципом: дают – бери (хотя и не факт, что кто-то их об этом спрашивал). Возможно, не все задумывались о том, есть ли подготовленные специалисты, имеются ли помещения для установки, есть ли реальные потоки пациентов и т.д."
"Если оборудование в отдельно взятом учреждении простаивает - это, на мой взгляд, неумение главного врача должным образом организовать лечебный процесс", - не согласен с ним Роман Сабиров, руководитель отдела по работе с учреждениями здравоохранения и федеральными органами власти Microsoft, Россия.
"Это связано с тем, что сейчас принято называть менталитетом. У нас в России все делается в последний момент, - рассуждает Николай Кречетов, глава отделения InterSystems в России, странах СНГ и Балтии. - Мы наблюдали, как в одном регионе осуществлялись поставки. Приходит письмо из Минздрава с требованием в течение недели выбрать из предложенного списка медицинского оборудования то, что нужно. Никакого технико-экономического обоснования и подробных объяснений при этом не требуется. В такой ситуации "на местах" заказывают все – и нужное, и не нужное. Подумать, как хозяин, никто просто не успевает или не хочет".
"Пока нет системного подхода к улучшению здоровья нации, Россия будет оставаться источником телесюжетов о ржавеющем во дворе больницы оборудовании за миллионы долларов", - резюмирует он.
На вопросы CNews ответила Мария Дегтерева, директор МИАЦ департамента здравоохранения администрации Владимирской области.
CNews: О необходимости информатизации много говорит президент России. Заметили ли вы какие-либо изменения в сфере информатизации здравоохранения?
Мария Дегтерева: Я видела замечательный план информатизации нашей страны, который был разослан по всем субъектам федерации. В нем существует пункт, имеющий непосредственное отношение к здравоохранению, в котором указаны параметры, мероприятия и обозначены объемы финансирования. Нас просили высказать свое мнение по поводу этого плана. Это происходило в конце декабря 2009 года. А через месяц нам прислали этот план с запиской: "представьте отчет по исполнению". Я была в недоумении: как можно исполнить то, на что тебе не выделили денег? К сожалению, многие хорошие и правильные начинания заканчиваются именно так.